Встреча, об опасности которой так долго говорили патриоты, свершилась. Пути-дороги 43-го президента США Дж.Буша-младшего и 2-го президента РФ В.В.Путина 24 февраля удачно пересеклись в столице Словакии.
В ознаменование столь памятного события, по высоте своей напоминавшего стыковку "Союза" с "Аполлоном" на околоземной орбите 1975 года, почтовое ведомство этой страны выпустило специальную марку. Тем временем, судья Литиция Кларк в суде штата Техас отказала нефтяной компании ЮКОС в рассмотрении иска по банкротству.
Видимо, отложив до 2008 года вопросы совместного контроля за ядерными объектами на территории России и США, высокие договаривающиеся стороны решили установить совместный контроль за наследством Ходорковского и компании. Вместо обещанного коммунизма опять состоятся Олимпийские игры.
Между тем в большинстве комментариев речь идет всего лишь о поддержании статус-кво. Так, например, швейцарская "Le Temps" сетует: мол, диалог был столь ограниченным, а его содержание столь малоубедительным Клевещет зарубежная пресса, что финальная пресс-конференция быстренько перетекла к общим ― а потому бесполезным — наблюдениям относительно демократии. "Спектакль окончен, и ничего не изменилось ― ни для США, ни для России, ни для нас", ― делает вывод газета. Так ли это?
Что получил Буш от Путина?
Во-первых, согласие Кремля "не вылезать" за границы Российской Федерации без команды из Вашингтона. Это касается не только всего "постсоветского" пространства, но и третьих стран — например, Ирана или Китая. Согласие это, как всегда в случае Путина, может оказаться весьма условным и временным. Однако поставки урана для АЭС в Бушере уже прекращены.
Во-вторых, признание того, что "права человека" и "демократию" на всем пространстве планеты Земля должны оценивать только Соединенные Штаты и никто кроме. Надо будет — найдут демократию и права человека даже в Антарктиде среди пингвинов. Не надо — любое государство мира запишут в "ось зла". А всякие намеки на то, что и на "солнце демократии" есть пятна, не должны больше повторяться.
В-третьих, открытый доступ к российским энергоресурсам. Не удивляйтесь, если достаточно быстро крупный пакет акций "Роснефти" или "Газпрома" окажется в руках какой-нибудь техасской нефтяной корпорации, не имеющей ну никакого отношения к клану Бушей. "Делиться надо!", как завещал товарищ Лифшиц.
В-четвертых, объективные гарантии того, что российский ракетно-ядерный потенциал уже к 2010 году не будет представлять опасности для США. Как путем установления "совместного контроля", так и путем свертывания имеющихся у России пусковых установок, и путем демонтажа соответствующих технологических линий.
Есть, конечно, еще и в-пятых, и в-сорок шестых, но это уже не главное.
Что получил Путин от Буша?
Во-первых, при соблюдении вышеперечисленных обязательств — карт-бланш на любые действия внутри России. Хочешь — Конституцию меняй, хочешь — концлагеря для оппозиции открывай. Карт-бланш, разумеется, тоже условный и временный, поскольку в Вашингтоне очень хорошо понимают, с кем имеют дело. Но недаром говорится, что "Сомоса — это наш человек". А в случае чего можно будет активизировать экс-премьера Касьянова, у которого теперь на выбор только две судьбы — или Ющенко, или Жвания.
Во-вторых, негласное признание Чечни частью России, а "чеченских сепаратистов" — представителями "международного терроризма". Это своего рода сигнал и Европе (включая Великобританию), и Турции, и Саудовской Аравии, что их игры вокруг Северного Кавказа временно переводятся на самые низкие ставки, Белый дом здесь будет договариваться с Кремлем напрямую.
В-третьих, вступление во Всемирную торговую организацию. Многие недоумевают, зачем России, даже путинской, было совать шею в это ярмо? Ведь в рамках ВТО добрая половина нынешней российской экономики, а то и больше, окажется "неконкурентоспособной" и будет обречена на уничтожение. Осмелюсь предположить, что по целому ряду причин нынешние обитатели Кремля кровно в этом заинтересованы. Их цель — "другая" Россия, исполняющая в Восточном полушарии те же функции, что Канада — в Западном. Впрочем, дальнейшие ассоциации по этому поводу, скорее всего, заслуживают отдельного разговора.
Что получила Европа от Буша и Путина?
Во-первых, дорогую нефть. Дорогую — для обитателей "еврозоны", поскольку для США любые долларовые цены на "черное золото" идут не по номиналу, а по себестоимости, т.е. в шесть приблизительно раз дешевле. Ясно, что теперь предпочтительным рынком сбыта для российской нефти будут США и Китай, но никак не Европа. А это, рано или поздно, заставит Париж и Берлин пойти на поклон к Вашингтону.
Во-вторых, "американский клин" из новых государств-членов внутри ЕС и НАТО, отделяющий "старую Европу" от России. Сюда же надо добавить Украину, скорее всего, Молдавию, и — не исключено, хотя уже не так нужно, — Белоруссию. Место встречи в этом отношении было выбрано столь же символично, как в 2001 году. Словакия сегодня — одно из государств "американского клина", а Словения четыре года назад имела прямое отношение к агрессии против Югославии, "затормозившей" евроинтеграцию.
В-третьих, скорее всего, будет на какое-то время свернут проект трансъевразийского "Стального потока", который через территорию России должен был напрямую соединить Китай и другие страны Юго-Восточной Азии с европейским рынком без посредничества U.S.Navy Forces.
P.S.
Бедные женевские, цюрихские и прочие швейцарские гномы! В итоге, согласитесь, получилось значительно больше, чем "ничего".