Газовое поражение России

20 декабря 2019 года президент США Дональд Трамп подписал закон «О государственной обороне». В документе,  помимо прочего, содержалось  положение о санкциях в отношении компаний сотрудничающих с Россией в проектах по прокладке газопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток».  На следующий день, 21 декабря санкции были введены.

 

Прокладка по дну Балтийского моря «Северного  потока - 2» была на тот момент уже почти завершена,  до ее окончания работ оставалось порядка двух месяцев. Занимавшийся непосредственно прокладкой швейцарский подрядчик Allseas тут же прекратил работы и отозвал корабли со спецоборудованием.

 

Россия попала в крайне сложное положение. Последние 160 километров газопровода «Газпрому»  ей необходимо проложить самостоятельно.  Но  у  управляющей  строительством  дочерней компании «Газпрома» Nord Stream  свое  оборудование отсутствовало, единственный российский корабль-трубоукладчик «Академик Черский» на конец 2019 находился в Охотском море. В связи со всеми этими обстоятельствами  возможный срок запуска «Северного потока-2» перенесен, как минимум,  на конец 2020 -  начало 2021 годов. И это в случае, если не возникнут новые проблемы.

 

Принятием декабрьского комплекса санкций США недвусмысленно дали понять, что любыми мерами не допустят ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2». В мировые СМИ уже  сброшена информация о том, что давление на Россию и ее европейских партнеров  будет продолжено, подготовлен новый  пакет санкций, который,  предположительно, будет введен в действие  до осени  2020 года.

 

При этом санкционные действия  коснутся в большей части  европейских инвесторов проекта и потенциальных потребителей российского газа. Предположительно  будут блокироваться банковские счета и транзакции, проходящие через  американские платежные системы. 

 

Предновогодняя американская атака на «потоки» незащищенность   перед «новыми инструментами экономической политики» показала уязвимость не только России, но и Европы.  Со стороны последней все ограничилось лишь словесными протестами отдельных лиц, причем не на уровне Евросоюза, а лишь одной  Германии. Немецкий чиновник далеко не первого ранга Бернд Вестфаль, «грозно»  заявил: «Германия и ЕС не дадут Вашингтону диктовать свою энергетическую политику».

 

Страны Европы в последние годы, вопреки собственным экономическим интересам покупают все больше американского и ближневосточного сжиженного природного газа (СПГ), несмотря на дороговизну последнего в отношении к российскому.

 

«Объединенная Европа»  пока ничего не смогла  противопоставить  американским действиям по «нейтрализации» российских трубопроводов. В ситуации с «Северным потоком – 2»  Евросоюз в  очередной раз показал  организационную рыхлость.

 

Выступавшие и ранее против нового газового маршрута Польша со  странами Балтии, по сути, приветствовали введение декабрьских санкционных ограничений. Несколько ранее по требованию Польши были введены ограничения на прокачку газа идущего в Европу через газопровод «Северный поток – 1». Он  был введен в эксплуатацию в 2011 году и показал значительную экономическую эффективность. Его успех определил решение о строительстве параллельного «Северного потока – 2».

 

В 2009 году Советом Европейского Содружества и Европарламентом был принят и вступил в силу «Третий энергетический пакет» - комплекс директив и регламентов  призванных либерализовать газовый и энергетический рынки и бороться с монополизмом в данной сфере.  На практике «Третий энергопакет» явился лишь средством ограничения присутствия России на европейском энергетическом поле.

 

Практическое применение данного законодательного комплекса состоялось в сентябре 2019 года, когда из-за решения Европейского суда по иску Польши ограничил поставки из  «СП – 1» по европейской газотранспортной системе OPAL почти вдвое. Тогда удар российский «Газпром» пережил, но вскоре  последовали прямые американские санкции.

 

Помимо «Северных потоков» Россия в последние годы пыталась задействовать южное направление транспортировки газа. В конце 2012 года было начато строительство газопровода «Южный поток» по дну Черного моря от России до Болгарии и далее в страны Европы.  Вод в действие «Южного потока» был запланирован на 2015 год. Однако  практически работы не вышли из подготовительной стадии. 

 

17 апреля 2014 года    Европейский парламент принял резолюцию, в которой рекомендовал отказаться от строительства газопровода.  Строительство «Южного потока» в итоге стало невозможным ввиду отказа Болгарии  на прокладку газовой трубы по своей территории.

 

Мы считаем, что позиция Еврокомиссии была неконструктивна. По сути, не тo что Еврокомиссия помогала бы в реализации этого проекта, мы видим, что создаются препятствия к его реализации. Если Европа не хочет его реализовывать, значит, тогда он не будет реализован. 

 

сказал 1 декабря  2014  года Владимир  Путин, ознаменовав своими словами официальное закрытие «Южного потока».

 

Альтернативой  ему  стал проект «Турецкий поток» начатый в 2017 году и официально завершенный президентами Путиным и Эрдоганом на церемонии  официального открытия  8 января 2020 в Анкаре.

 

На фоне поражений конца 2019 года, ввод «Турецкого потока» стал единственным «светлым пятном» в российской газовой сфере.

 

Но остается открытым вопрос о степени надежности «Турецкого потока» как гарантированного средства поставок газа европейскому потребителю. 

 

В данном ключе есть сохраняется проблемность  транзитного пространства в плане предсказуемости  в действиях как весьма своеобразной в своей политике Турции,  так и  Греции и Болгарии  у которых подконтрольность элит  США не намного уступает Польше и Балтии.  Тем более, что американские санкции распространяются и на «Турецкий поток».

 

После декабрьских санкций второй по значимости  «газовой катастрофой» для России стала «украинская капитуляция». Одной из причин  строительства «Северного потока – 2» для России была возможность увеличить поставки в Европу до максимальных значений  в обход Украины. Созданная во времена СССР га территории этой страны газотранспортная система (ГТС) фактически перешла под контроль США после государственного переворота 2014 года, кроме того  технически обветшала.

 

Ситуация «перманентного конфликта» в связи с поставками газа через территорию враждебного государства по ГТС контролируемой конкурентом для России была малоприемлимой, и обходные газопроводы в этом плане были  жизненно необходимы.

 

1 января 2020 года истекал срок десятилетнего контракта по поставкам российского  газа в Европу  через территорию Украины. Заключить новое соглашение никак не удавалось даже когда до «рубежной даты» оставались считанные недели.

 

Россия, явно с позиции предстоящего ввода в строй «Северного потока – 2» требовала краткосрочного годичного контракта со снижением уровня поставок по ГТС Украины.

 

Последняя хотела заключения договора сроком  на 10 лет, с максимальным объемом поставок по фиксированным тарифам. При этом Россия в случае недопоставок должна была оплачивать оговоренные максимальные объемы прокачки, в случае превышения последних – платить дополнительно. Так же для заключения договора  с украинцами требовалось урегулировать долговые претензии.

 

Американские санкции 21 декабря парализовавшие строительство второго «потока» стали «неотразимым аргументом» на российско-украинских переговорах.

 

Россия в итоге приняла практически все - лишь срок действия договора был сокращен до 5 лет,  -  украинские требования, в том числе единовременную выплату 2,918 миллиарда  долларов в счёт погашения долга согласно решению Стокгольмского арбитража от февраля 2018 года.

 

Сумма долговых исков к «Газпрому» со стороны «Нафтогаза» была порядка  12 миллиардов долларов, после выплаты трех миллиардов Украина  после подписания соглашения отказывалась от претензий на остальные восемь.

 

Фактически в декабре 2019  Россия полностью капитулировала перед американской колонией и теперь  вынуждена  течении следующих пяти лет  кормить транзитными платежами государство-врага. Кроме как масштабной геополитической катастрофой данную ситуацию назвать нельзя.

 

Это стало особенно  очевидным, когда несмотря на юридически зафиксированное условие «обнуления претензий», в новом 2020 году украинское руководство отказалось от этой части договора заявив, что будет и в дальнейшем добиваться выплаты средств по всем, в том числе и частным,  долговым претензиям. Если  даже оставить за скобками требования  «компенсации за аннексию Крыма» видно, что проблема долговых платежей переходит в разряд долгосрочных и  становится принципиально неразрешимой.

 

Для России Украина будет перманентным конфликтным пространством. В том числе и как транзитная территория.

 

Для США в принципе невыгодна какая-то стабилизация в сфере  поставок российских углеводородов в Европу.  Даже на максимально невыгодных для России условиях.  Неопределенность, правовой и организационный хаос  автоматически укрепляют позиции США как потенциального монополиста на европейском рынке энергоносителей.

 

Санкции 21 декабря по «Северному потоку - 2» показывают,   что  США присвоили себе право  контроля над европейским рынком углеводородов.

Америкой взят курс на придание «Единой Европе» полуколониального статуса. Принципы «свободы рынка» и международного права  заменен  на «право сильного» даже в отношении ближайших союзников и партнеров.

 

Россия же, по факту, теряет последние остатки самостоятельности в действиях, по крайней мере в сфере торговли энегоресурсами.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram