Из новостей нам часто приходится слышать про внешнюю политику России, которую справедливо принято считать «патриотической». Она направлена на отстаивание суверенитета нашей страны, формирование системы союзных блоков из дружественных нам держав и негласную помощь тем, кто в украинском конфликте отстаивает право жителей Донбасса на жизнь в отдельном государстве без киевского руководства и праворадикальных группировок.
Всё это верно. Но результат всех этих усилий может оказаться диаметрально противоположным тому, который предусматривался заранее. И вот почему.
Внутренняя российская политика логически противоположна внешней. На международной арене российское руководство вводит антисанкции и обещает импортозамещение, в то время как ЦБ отказывается обеспечивать проценты по кредитам, необходимые для этого самого импортозамещения и развития обрабатывающей промышленности. В Кремле говорят о необходимости налаживания теплых отношений со всеми, кто в Европе противостоит диктату Брюсселя, но при этом продолжают оказывать давление на российских добровольцев, отправившихся на защиту населения юго-востока Украины. Государственные телеканалы критикуют украинскую и американскую олигархическую системы, но предпочитают замалчивать существование олигархов российских, чьи активы в любой момент могут оказаться под угрозой настоящих санкций, а не тех холостых выстрелов, что были ранее. И тогда руководству страны придётся делать выбор: либо всё сказанное и сделанное за последний год ничего не значит и перед Западом можно выбросить белый флаг, либо мы действительно суверенное национальное государство, которое не желает капитулировать, и тогда придётся перестраивать под себя, а не МВФ и ВТО, всю внутреннюю политику. А без отставок в данном случае уже не обойтись. Тут большого набора альтернатив попросту нет. Либо Россия сливает Донбасс и сливается сама, лишаясь всякого международного авторитета (а он есть, и довольно значительный), отнюдь не получая гарантий сохранения статус-кво для российского политического режима, либо выстраивает самодостаточную экономику и находит общий язык с системными и внесистемными патриотическими кругами. Третьего не дано.
Какой выбор ни сделай", а для президента Путина вооруженный конфликт на Украине поистине имеет такое же значение как Крымская война для Александра II Японская для Николая II. Донбасс интенсифицировал процессы, идущие в РФ, и сделал их более явными. Маски скинуты и видно кто есть кто. Играть в долгую в патриотов смогли далеко не все – эта роль требует слишком много жертв. Быть продвинутым космополитом, оказывается, значительно легче, но поймут ли это на родине?
В скором будущем – в следующем году или через год, для Путина настанет время для решительных действий. Вопрос: захочет ли он пойти на реформы? Или предпочтёт снять с себя всякую ответственность и отказаться от избрания на новый срок? Предсказать дальнейшие действие главы государства пока не может никто. Скорее всего, сейчас он находится в раздумьях и надеется избежать выбора, который грозит изменить все давно установленные правила игры.
Но этот выбор всё равно придётся осуществлять, безотносительно того, кто будет у штурвала РФ.