В лето 7515-е от сотворения мiра Господь послал России за все её страдания своего рода награду.
Команда «Зенит» выиграла кубок УЭФА. А российская сборная по хоккею стала чемпионом мира, победив канадцев прямо в их собственном доме. Всё это, понятно, вызвало у позитивно настроенных российских бюргеров (имею в виду население самых крупных и значимых городов) приступ патриотической эйфории. В Питере, говорят, вообще творилось нечто страшное. Насчёт Москвы не знаю, тут народ вроде поаккуратнее себя вёл — но и здесь, наверное, без эксцессов не обошлось.
Спортивные победы, как известно — из тех, что быстро забываются, если их не повторять постоянно. Российская хоккейная сборная в последний (и в первый, кстати) раз брала первое место в весьма непростом 1993-м году, что даже наводит на неприятные аналогии. Кубок УЭФА в 2005-м уже выиграл ЦСКА. И кто теперь об этом помнит? Да только отдельные отщепенцы… Вот и всё.
В общем, кубки и чемпионаты — скоропортящийся информационный товар, их надо немедленно продавать потребителю. Вдобавок, впереди Евровидение-2008 в Белграде, и на нём, следуя всё той же логике прекрасного 7515-го года, должен победить Дима Билан.
Вот тогда пасьянс сложится окончательно, и все мы, граждане великой встающей с колен страны, будем несказанно счастливы и горды.
Самое удивительное, что постсоветский агитпроп как-то очень вяло использует то, что произошло в последние недели. Почти никто не кричит про «великие победы», почти нет восторженных реляций о «возрождении России» (помнится, в некие времена любое дрожание левой икры Бориса Николаевича вызывало невероятный восторг журналистики — мол, совершается Историческое Событие), разве что «Московский комсомолец» что-то подобное написал.
Впрочем, давайте подождём. Не может быть, чтобы такая внешне успешная ситуация не была вынесена на информационный рынок по вполне рыночной цене… Под соусом вроде «нам наконец-то пошла карта».
Собственно говоря, нынешняя ситуация типична для России. У нас уже был «серебряный век» 1907-1914 гг., когда страна превращалась в «новую Америку», говоря словами Блока. У нас уже были «прекрасные брежневские времена», о которых теперь столько вздыхают тогдашние пионеры. Всё это, увы, кончалось анамнезами и эпикризами, плачами о том, что «Россию убили на взлёте» (или, вспоминая Уинстона Черчилля — «русский корабль утонул, когда гавань уже была видна»).
Похоже, мы опять оказались в том же положении…
Суть дела вот в чём. Люди, которые в нынешней России зарабатывают более 1000 евро в месяц, в целом склонны несколько идеализировать состояние дел. Для них наша страна в самом деле превращается в значимую мировую величину. Мощные золотовалютные резервы! Ежегодный рост производства на 6-8%! Победы на спортивных аренах! Строительство! Пробки из сплошных иномарок! Шик, блеск, красота… Да мало ли какой позитив можно раскопать.
Но заметим. Это всё эмоции «среднего мира» (что творится в «верхнем», боюсь даже предполагать). А в «нижнем мире» есть жизнь на 6-8 тысяч рублей в месяц, рост цен на всё подряд, издевательства местных бюрократов и бандитов, неуверенность в завтрашнем дне и полное отсутствие перспектив.
Что дальше? Дальше — пустота и бессмыслица.
Похоже, что и в 1917-ом, и в 1991-м это разделение на «две России» — радостно оптимистичной и не видящей никакого просвета в будущем — сыграло решающую роль в революциях и во всём остальном.
Я прекрасно помню себя в те странные времена — в 1991-м году я считал, что хуже просто быть не может, и свержение доставшего всех «коммунизма» в любом случае улучшит ситуацию, просто по принципу «дальше всё равно ехать некуда». Оказалось, что бывает и ещё хуже… Вопрос теперь в том, чтобы беспросветная Россия в очередной не уничтожила Россию оптимистическую.
Причём главная задача ложится именно на плечи «оптимистов». Если вы живёте хорошо, постарайтесь сделать так, чтобы к этому уровню приблизились ВСЕ, чтобы они получили хотя бы частично равные с вами возможности. А не только «особо избранные любимцы постсоветского рынка».
Тем временем на страну продолжают валиться достижения народного хозяйства, которые, опять же, пока мало пропагандируются.
Наконец-то Россия произвела собственный самолёт под маркой «Сухой Суперджет-100». Говорят, правда, что это какой-то клон «Боинга», но и на том спасибо. Для того, чтобы проект окупился, надо продать 300 самолётов, но пока заказы имеются менее, чем на 100. Тем не менее, тут речь идёт не о непонятных обывателю «нанотехнологиях», а о вполне осязаемых самолётах. А там, глядишь, и о космосе, наконец, всерьёз заговорят…
Прогресс не остановишь! Страна поднимается с колен — прямо в небо. Зрители аплодируют.
А новый президент Медведев начинает с довольно крутых мер. В недрах кремлёвской администрации возник и вызрел указ № 715 «О мерах по развитию жилищного строительства» (понятно, что готовился он ещё при Путине, но нелёгкая доля проведения решения в жизнь выпала на преемника).
Логика указа наводит на некоторые очень интересные мысли. Судите сами: руководство страны пришло к научному (даже, в некотором смысле, гносеологическому) выводу, что основная проблема с жильём сводится к тому, что для строительства новых домов не хватает свободных территорий. Их, этих свободных территорий, количество в России оценивается некоторыми экспертами аж в «миллион гектаров» (кстати, для столь большой страны не такая уж и страшная цифра).
Предполагается эти территории конфисковывать у владельцев (министерств, других госучреждений и т.п.) и отдавать народу под дома. Вот, скажем, есть у какого-нибудь научного института кусок земли в сибирской тайге. Ну, они опыты там проводили какие-нибудь, на местных животных, потом их перестали финансировать, а полигон остался. Теперь эта земля отойдёт непосредственно государству (даже специальный фонд создали), и все испорченные квартирным вопросом россияне туда прямо-таки ломанут, как бешеные лоси, ага. И будут там, в таёжных дебрях, жить в квартирах улучшенной планировки. Заодно дороги построят через лес.
Я предлагаю подумать об этом всерьёз… В сущности, готовится эпохальная операция по «раскулачиванию» учреждений-землевладельцев.
Почёсывая в затылке, обыватель легко может выдвинуть политологическую гипотезу, что президентская администрация и все остальные виды бюрократии существуют в разных плоскостях. Какие-то наглые министерства, институты и учреждения «зажали» землицу и мешают жилищному строительству, о котором днём и ночью печётся дорогой президент. Сюжет «добрый царь и негодяи-бояре» налицо.
Правда, наш обыватель прекрасно понимает, что великое отчуждение земель ему, скорее всего, ни шиша не даст. Впрочем, может хоть кому-то от этого что-нибудь да обломится… Опять же, «бояре»-то бывают разные, некоторые сильно равнее других. Вот, к примеру, затронет ли указ такую структуру, как МЧС — по общему мнению, министерство уже превратилось в настоящую империю, чуть ли не с собственными газетами, заводами и пароходами. И кто осмелится поднять на неё руку? Вот то-то.
Впрочем, нам-то что за дело? А посмотреть на будущие великие корчи перераспределения земли всё ж интересно.
На этом фоне свежие заявления Медведева о необходимости усиления борьбы с коррупцией прозвучали как некий отвлекающий манёвр. С коррупцией борьбу усиливают уже лет двадцать, а она по сей день жива и здорова. Однако мера эта из разряда вечнозелёных, народ такое понимает и одобряет. И в очередной раз верит: может, на этот-то раз и вправду усилят? и даже её немного поборют? Всё лучше, чем ничего.
Новый премьер Путин тоже не дремал и одним махом реорганизовал Рабкр… то есть, извините, правительство. Теперь у нас есть президиум правительства, нечто вроде политбюро ЦК КПСС. Смысл реорганизации пока простому человеку неясен, но, наверное, скоро прояснится.
В общем, эффективная команда Путина-Медведева продолжает производить эффекты. Парады, салюты, бокалы шампанского, кубки, крестовый поход за «землицей», 1000-е заседание Госдумы… Феерия!
Между тем в СМИ постепенно нарастает очередная волна паники — наша пресса всегда это любила. На сей раз бюргеров пугают всемирным продовольственным кризисом. По аналогии: вот, мол, цены на нефть улетели в заоблачную высь, Россия (?) с этого имеет неплохой доход. Но нефтью сыт не будешь, а цены на продукты тоже растут. Причём их-то, в отличие от бензина, купят обязательно.
Посему самые смелые аналитики рисуют картины будущего Нового Огородного Средневековья — когда максимум доходов будут получать страны-производители сельхозпродукции. Правда, сценарий для России в таком будущем получается оптимистический: на отчуждённых указом №715 землях будут выращивать репу и морковь, а с развитием процессов глобального потепления, может, даже ананасы с бананами. В рамках национальных проектов… Ибо «карта идёт».
Надолго ли такое счастье?