К РАЗГОВОРУ О ТОМ САМОМ УЧЕБНИКЕ
Недавно пробным тиражом был напечатан учебник по истории России для 11 класса, готовившийся под эгидой правительственных структур и вызвавший мощную дискуссию в СМИ.
Я был одним из авторов этого учебника. Я поддержал его на выходе из печати. Поддерживаю и сейчас: в этой книге сделал здравый поворот от либеральной риторики и русофобии 90-х к национально-государственным приоритетам.
Конечно, на мой взгляд, этот поворот должен быть намного более решительным… но уже то, что составителям и авторам удалось сделать шажок в верном направлении — большое дело.
Заготовки к отдельным главам этого учебника во всех случаях были гораздо острее и радикальнее, чем итоговый текст. Если бы они вышли в первоначальном варианте, либерального воя было бы на порядок больше. Так что господам поклонникам 90-х надо еще кланяться в ножки составителям — за то, что они резанули значительную часть критически заостренного материала из соображений политкорректности. В некоторых местах объем редакторской правки был столь велик, что оригинал стал просто неузнаваем.
Я подписал договор и не имею претензий ни к издателю, ни к составителям: лучше высказать кое-что на всю страну, чем много, но для читателей одного органа масс-медиа. Париж стоит мессы.
Однако мне хотелось бы показать, до какой степени материалы, не прошедшие «густую редактуру», были ближе к правде факта.
Ниже публикуется одна из таких первоначальных заготовок в состоянии, когда часть работы над текстом уже проделана, однако наиболее серьезная правка еще предстоит. Желающие могут по книге сравнить этот текст с итоговым.
Надеюсь, АПН позволит мне, помимо главки о кризисе 1992—1993 годов, опубликовать некоторые другие тексты из того же портфеля.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1992—1993 ГОДОВ
В 1992 году в стране сложилась обстановка нарастающего кризиса. Резкое понижение уровня жизни, массовая потеря работы, стремительное разрушение традиционной культуры, национально-государственное унижение привели к нарастанию масштабного недовольства среди населения.
Между тем, в стране продолжали работать органы власти, сформированные еще при СССР. Это, прежде всего, советы во главе с Верховным советом Российской федерации. Они располагали возможностями тормозить политический и экономический курс, избранный «командой» Б.Н.Ельцина. При удачном стечении обстоятельств у них был шанс перехватить рычаги управления страной. Тогда перед Россией открылся бы, возможно, иной путь развития. Противники «шоковой терапии» писали тогда о маршруте «государственного капитализма», т.е. мягкого и растянутого во времени введения элементов капиталистической экономики под контролем государства. Вместе с тем, произошел бы новый передел собственности.
Борьба между президентом и Верховным советом заняла много месяцев, велась с необыкновенным упорством и энергией с обеих сторон и разрешилась в конституционном кризисе сентября-октября 1993 года.
Действующее к началу 1993 года законодательство на прямых юридических основаниях ограничивало власть президента полномочиями Съезда народных депутатов, Верховного совета и Конституционного суда. Б.Н.Ельцин и его сторонники стремились к расширению президентских властных полномочий, а Верховный совет — к их ограничению. Верховный совет, Председателем которого был Р.И.Хасбулатов, продолжал сохранять значительную власть. Он имел право вполне законно блокировать президентские проекты. В ельцинских кругах была подготовлена новая конституция, по которой президент становился почти всевластным правителем страны.
В декабре 1992 года VII-й Съезд народных депутатов вошел в открытый конфликт с президентом. Б.Н.Ельцин выступил с программой расширения собственных полномочий. Съезд ее отверг. Более того, народные депутаты высказывались в том духе, что уже предоставленные V Съездом полномочия не оправданы реальными действиями команды реформаторов. Ельцин призвал решить спор посредством референдума по вопросу: «Кому вы поручаете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение Российской Федерации: нынешнему составу Съезда и Верховного Совета или Президенту России?» Закончив выступление, Президент велел своим сторонникам из числа депутатов покинуть зал заседаний. Но таковых оказалось совсем немного (около 100 человек). Кворум сохранился, и Съезд продолжил работу. Б.Н.Ельцин предложил Е.Т.Гайдара на пост председателя правительства. Съезд его «прокатил». В результате долгой «позиционной борьбы» пост премьер-министра был занят компромиссной фигурой — В.С.Черномырдиным.
Долгое время шло «перетягивание каната». 20 марта Президент выступил с телеобращением, в котором сообщил, что им подписан указ «Об особом порядке управления до преодоления кризиса». 23 марта Конституционный суд усмотрел в действиях Б.Н.Ельцина основания для начала процедуры импичмента (отстранения от должности). 26 марта открылся IX Съезд народных депутатов РФ, на котором предстояло голосование по импичменту. Президент приказал быть готовым к силовому разгону Съезда.
Тогдашний начальник охраны Президента Ельцина А. Коржаков впоследствии вспоминал: «Президент получил план спустя сутки. Суть его сводилась к выдворению депутатов сначала из зала заседаний, а затем уже из Кремля. По плану Указ о роспуске Съезда в случае импичмента должен был находиться в запечатанном конверте. После окончания работы счетной комиссии (если бы импичмент все-таки состоялся) по громкой связи, из кабины переводчиков офицеру с поставленным и решительным голосом предстояло зачитать текст Указа. Если бы депутаты после оглашения текста отказались выполнить волю Президента… было предусмотрено «выкуривание» народных избранников из помещения. На балконах решили расставить канистры с хлорпикрином — химическим веществом раздражающего действия».
Но импичмент не состоялся. Против президента выступило абсолютное большинство депутатов, однако 72 голосов им для победы не хватило.
Б.Н.Ельцин, из выступления от 28 марта 1993 года, о Верховном совете: «Не им, этим шестистам, решать судьбу России».
В апреле 1993 года прошел референдум о доверии Б.Н.Ельцину, одобрении его политики, а также о необходимости досрочных выборах президента и народных депутатов. Из четырех предложенных вопросов за три население проголосовало в формулировке, необходимой Б.Н.Ельцину.
Во время майских праздников на улицу вышли колоссальные демонстрации. Они двигались под радикальными антипрезидентскими лозунгами. Главными организаторами шествий были коммунисты из состава нескольких разных партий и групп. 1 мая произошли кровавые столкновения с ОМОНом, пострадало, по разным оценкам, от шестисот до полутора тысяч человек, были погибшие. Понесла потери и милиция.
Коммунисты выдвигали тогда собственный вариант Конституции, не совпадавший ни с президентским, ни с парламентским. Базовой идеей этого документа было соблюдение социальной справедливости.
В августе Б.Н.Ельцин заявил о «силовых методах», которые придется применить для утверждения новой Конституции. Он пообещал также, что решительные события произойдут в сентябре. Несколько неугодных силовиков и администраторов лишились своих мест.
Новый взрыв произошел после того, как президент объявил о возвращении в правительство непопулярного Е.Т.Гайдара. В ответ народные депутаты выступили с «Обращением к гражданам России», где курс президента подвергся резкой критике. Более того, депутаты требовали поддержки от силовых ведомств.
21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин Указом № 1400 объявил о роспуске Верховного совета и выборах в новый парламент. В том же Указе содержалась рекомендация Конституционному суду прекратить свою деятельность до того, как будут произведены выборы в новый парламент.
Конституционный суд признал Указ № 1400 незаконным. Действительно, старое законодательство таких прав президенту не давало. Верховный Совет также объявил действия Б.Н.Ельцина незаконными. В «Белом доме» на набережной собралась значительная группа депутатов, многие приехали туда уже после начала кризиса. Они заявили об отстранении президента от власти. По решению парламентариев, вице-президент А.В.Руцкой с вечера 21 сентября официально занял президентский пост.
23 сентября начал работу X (чрезвычайный) съезд народных депутатов. Он начал формировать новое правительство. В первую очередь депутаты назначили новых министров-силовиков. МВД возглавил А.В.Дунаев, МО — В.А.Ачалов, органы государственной безопасности — В.П.Баранников. В Москве и по всей стране стартовала борьба за ключевых сотрудников милиции, армии, за советы. В регионах восставший Верховный Совет получил серьезную поддержку.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II несколько раз предпринимал попытки примирить противоборствующие стороны, не допустить кровопролития. Но напряжение в обществе было слишком велико. Политики с обеих сторон безответственно вели дело к открытому столкновению, нимало не задумываясь о том, сколько граждан России пострадает и лишится жизни в ходе вооруженной борьбы. И президент, и Верховный Совет проявили непримиримость и прямолинейность.
«Белый дом» на набережной (центр восстания) был взят в осаду милицией. Там отключили воду и электричество. Затем подходы к нему перекрыли заграждениями спиральной режущей проволоки. Пищу восставшим проносили добровольцы из особых нелегальных «штабов» разного рода оппозиционных организаций. Иногда для этого приходилось использовать прикрытие Красного Креста, а иногда под покровом ночи пробираться через милицейские заслоны, рискуя попасть под арест.
Около двух недель Верховный совет провел в осаде, окружив себя баррикадами. Для его защиты был сформирован добровольческий полк. Несколько тысяч человек, выказывая неприятие режима Б.Н.Ельцина, день и ночь проводили на завалах. По воспоминаниям участников восстания, среди них оказалось сравнительно немного людей, сознательно поддерживавших А.В.Руцкого и новое правительство. Большинство выступало не столько за какие-либо политические реформы или конкретных лиц, сколько против президента Ельцина, «шоковой терапии», разрушения Советского союза и подчинения внешней политики России указаниям со стороны США. В число баррикадных сидельцев входили представители партий и общественных групп широкого диапазона: от коммунистов до националистов.
На территории Москвы то и дело вспыхивали волнения, доходило до вооруженных конфликтов. Попытки Б.Н.Ельцина и его сторонников привлечь к «решению проблемы» армейские подразделения встретили целый ряд отказов. Более того, небольшие отряды офицеров оказывали поддержку восставшим.
Решающие события произошли 2 и 3 октября 1993 г. Многотысячные толпы демонстрантов, сторонников Верховного совета, одержали победу в столкновении с милицией. Восстание начало перекидываться от осажденного Белого дома на набережной в другие районы столицы. Вооруженные отряды оппозиции в ночь с 3-го на 4-е предприняли попытку захватить Останкинский телецентр, и разоружить отделения милиции, расположенные в районе станций метро «Краснопресненская» — «Улица 1905 года». И то, и другое не удалось. Команда Б.Н.Ельцина проявила больше решительности и воли в борьбе за власть.
Из воспоминаний участника восстания, Вл. Дмитрова о ночи с 3 на 4 октября:
«...выехало несколько грузовиков, и перед «баррикадниками» встал какой-то военный. Вся площадь кричала ему: «Оружия! Оружия! Дайте нам оружия! Мы хотим драться!» Он закричал в мегафон что-то вроде: «Оружия мало! Сейчас мы за ним поедем. Нам нужны только трезвые, только совершеннолетние, только те, кто служил в армии и умеет обращаться с автоматом». И полминуты не прошло после его слов, как кузова грузовиков оказались битком набиты добровольцами».
Утром 4-го октября сторонникам Б.Н.Ельцина удалось набрать сводный штурмовой отряд. Осуществляя карательную операцию, отряд, под прикрытием милицейских заслонов, обстрелял из танковых орудий «Белый дом». Затем разгромленное, закопченное здание было взято штурмом. Вожди восстания отправились в Лефортовскую тюрьму. Количество погибших во время боевых действий оценивается по-разному. Оппозиционная пресса сообщала цифры от пятисот до тысячи человек. По официальным данным, в столкновениях погибли 28 военнослужащих и сотрудников МВД, 12 гражданских лиц погибли на улицах, 45 человек — в районе телецентра «Останкино», 75 человек — при обстреле и штурме «Дома Советов». 3 и 4 октября 1993 года — траурные, черные дни для русской истории...
Действия Б.Н.Ельцина и его команды получили полную поддержку со стороны правительства Соединенных Штатов и лично президента У.Клинтона.
Госсекретарь США У.Кристофер о событиях октября 1993 года: «У президента Ельцина не оставалось другого выхода, кроме применения силы. Его действия были полностью оправданны».
Политики, общественные деятели, представители культуры и искусства России разделились во мнениях на счет подавления восстания. Большинство одобрило действия президента, но немало было и тех, кто оценил их как антиконституционный переворот. Современные специалисты считают, что действия Б.Н. Ельцина были незаконны (по букве закона Президент совершил уголовное преступление — государственный переворот). Другие историки полагают, что на его стороне была выраженная на референдуме поддержка большинства населения России, что придавало им легитимность в духе торжества демократии... Народная масса приняла события сентября-октября 1993 года в большей степени негативно, и это отразилось на результате ближайших выборов: по количеству голосов лидерство получили коммунисты. В первые недели после 4 октября были сильны настроения тревоги: не приведет ли победа Б.Н.Ельцина к более широким репрессиям? И, действительно, некоторое время велось масштабное следствие по делу об октябрьских событиях. Однако оно было прекращено без серьезных последствий для сторонников Верховного совета.