Верным признаком полного отрыва «элиты» от так называемого общества стало возвращение в нашу жизнь разнообразных слухов.
К счастью, начало 1990-х по уровню иррациональности и идиотизма не достигнуто — про чертей, вылетающих из нефтяных скважин (эту историю мне недавно напомнили читатели моего интернет-дневника) пока не говорят. Народ, в целом, боится большого экономического облома, который обозначается жаргонным словом «дефолт» (к дефолту в его «научном» понимании оно никакого отношения не имеет, означая всего лишь нечто вроде «всё внезапно станет очень плохо и очень дорого»).
В последние два-три месяца среди простого населения Лучезарной Многонационалии нарастают слухи о грядущей деноминации 100:1. Обороты слухов всё сильнее и активнее, характерной темой стали сообщения о том, что в отделения Сбербанка привозят какие-то закрытые пакеты с указанием вскрыть тогда-то и во столько-то…
На тему деноминации уже осторожно высказалась пресса, которая тоже не обладает никакими особыми «инсайдерскими» сведениями — например, в «Известиях» (19.01.07) сказали нечто вроде «то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет» (впрочем, у нас теперь все социально-политические прогнозы такие). Но в целом «аналитики» склоняются, что деноминация «типа будет».
И действительно… Рассуждая логически, деноминация НЕИЗБЕЖНА, и я, Русский Удод, утверждаю, что в ближайшие два года она состоится с вероятностью 99%.
На то есть две очень существенные причины.
Первая причина — чисто вульгарно-материалистическая. Деноминация представляет собой прекрасный повод для «как бы незаметного» повышения цен. Этот трюк советский народ уже проходил. В
В наших условиях, конечно, такого не будет — копейки стоят разве что спички. Будет другое. Вот такое, скажем. Проезд в метро стоит 19 рублей? Ага, надо бы сделать 20 копеек, для порядку. Поэтому пишем 25 копеек (на этот случай даже можно выпустить российский «квотер», монету в 25 коп., чем мы хуже американцев?). Мороженое стоит 13 рублей — округлим до 20 копеек. Телевизор стоил 11999 р.? Пишем 130 руб., чай, не бомжи какие, заплатят. И так далее.
А вот зарплату будем выдавать точь-в-точь — положено тебе 313 р. 11 коп., вот за них и распишись… При этом 11 коп. обязательно не будет в кассе, ну ведь мы же не мелочные, да?
Но это, как говорится, экономическая сторона дела. А есть ещё и культурная. И она, эта культурная сторона, практически обрекает нас на деноминацию.
Мне уже как-то доводилось писать о том, что главным потребителем культуры в стране стал примерно мой ровесник. Ну, точнее говоря, человек, на 3-5-7 и даже несколько больше лет меня моложе (отличие это не особо существенное). То есть, примерно так, «поколение 73-81».
Мои ровесники (да и то не все) отличаются от этой «генерации» только тем, что к
А вот поколение после 1973-го к началу «катастройки» только-только покинуло семью, где у большинства из них всё было благополучно и пристойно. И тут-то на них полезли всяческие гадости, которые представлялись тогда чем-то совершенно чужеродным. Юность у многих была испорчена, а потом по ней проехались ещё и катки феодальной реакции 90-х гг.
И вот поколение «73-81» выросло. Добилось каких-то успехов назло всему. У него появились деньги. И что же? Оно заказало возвращение собственного детства. Ни на что другое его фантазии попросту не хватило — не было времени развивать всякие там способности к воображению… Да и зачем?
Предыдущее поколение (начала и середины 60-х гг.) оказалось на редкость импотентным в культурном смысле. Ему мы, к примеру, обязаны устоявшимся понятием «российский кинематограф 90-х» (то есть, за крайне редкими исключениями, натуральной нечеловеческой клоакой — я думаю, оно даже войдёт в учебники истории культуры как парадоксальный случай всплеска творчества среди кишечных паразитов). Да и много чем ещё, в частности жуткой дискредитацией понятий «демократия», «либерализм», «свобода» и т.п.
Следующее поколение оказалось уже не столь бесчеловечным, оно проявило попросту инфантилизм. Оказавшись на свободе, оно немедленно попросилось обратно в пренатальный мир.
«Элита» уловила этот мощный импульс и сделала «чего изволите».
Теперь в каждом кафе, в самом затхлом супермаркете, в маршрутках, дома, на работе, в людях звучат бесконечные «старые песни о главном» (кстати, как правило, не уходящие в своей старости далее 1970-х гг.), «дискотеки 80-х» и всё такое прочее. Советская символика и советский быт чрезвычайно модны — это не гламур, а своего рода «народная культура». Иногда ловишь себя на мысли, что «элита» живёт в какой-то странной, но всё же России (ну, типа конца XVII века), а «народ» — в очень кривом Советском Союзе.
Иными словами, социологически выходит всё очень просто: эстетика постсоветской «элиты» оказалась близка образцам романовской империи, хоть и очень искажённым, а вот «народ» выбрал свой привычный СССР, причём исключительно в его позднебрежневском варианте (а ведь были и другие возможности). То есть для того, чтобы чего-то добиться в постсоветский период, нужно было развивать авторитарные черты характера. Причём культурный мир «элиты» до конца ещё не сложился, а вот с «народом» всё уже более-менее ясно. Это в массе своей инфантильный мирок провинциального брежневского среднего класса. «Алла Пугачёва», «юмористы», «сериалы про крутых ментов и чекистов», «дискотека 80-х», «Пинк Флойд» и «Арабески», «книжек особо не читаем», «Леонид Гайдай» и так далее…
Я не говорю, что это плохо. Это нормально, объяснимо и по-человечески понятно. Но это всё, по-моему, совершенно бесперспективно… И это вызывает вполне понятное сожаление.
Так вот. С победой такого типа «народной культуры» деноминация делается неизбежной. «Мы покупали в детстве мороженое по 48 копеек и ходили в кино за рубь семьдесят на двухсерийный фильм». А о чём мечтали? Я помню те времена: «чтобы шмотки и техника были дешёвые».
Ну вот оно и пришло.
Проезд в метро — 20 копеек (рост в четыре раза), а DVD-плейер стоит порядка 20 рублей (техника аналогичного для того времени класса зашкаливала под 500). Квартплата — под 40 рэ, а модные ботинки стоят рублей 25 (драный «Саламандер» в
В общем, сбылись детские мечты моего поколения (всё-таки я во многом принадлежу именно к нему). Дети ведь не думают о квартплате и стоимости проезда, им нужны игрушки.
Посему деноминация им очень понравится. «Копейка» — это же архетип. Она и победит. И победит очень скоро. Это их (наше!) счастливое детство… И цена вопроса — всего какие-то два нуля.
Самое удивительное, что мне тоже не хочется против всего этого бороться. Так вышло, ну и ладно. Пусть себе всё плывёт по течению… «Впереди столетия латиноамериканской истории»… И вообще — мне тоже хочется иногда купить мороженое за сорок восемь копеек.
Ну, за деноминацию…