Лично у меня нет ни времени, ни вдохновения смотреть порнофильмы. Поэтому пойти на презентацию (точнее, на "мировую премьеру") "скандального фильма в жанре "политическая эротика"" (именно так в приглашении) "Юлия", побудила, разумеется, не любовь к прекрасному и не искусствоведческий интерес к отвратительному, а попытка найти ответ на вопрос: кто больше на кого влияет — искусство на политику или политика на искусство?
"Лицо" проекта и автор сценария фильма, депутат Государственной думы РФ Алексей Митрофанов, приглашал на свое болезненное паскудство и прототипа главной героини — Юлию Тимошенко, но она, разумеется, никак не отреагировала. Приехавшие на действо украинские тележурналисты опознали в одной из посетительниц мероприятия тщательно загримированную Юлию Владимировну — разумеется, без заплетенной косы и в компании двух угрюмых типов, но посчитали, что им померещилось, потому что такого не может быть даже во сне. Правда, потом оказалось, что именно в этот день Тимошенко инкогнито прилетала в Москву — к заместителю Генпрокурора России, а потом еще и к Путину, поэтому чисто гипотетически вполне могла заглянуть к Митрофанову на "апельсиновый огонек". По прошествии нескольких дней этих журналистов осенило: да, это была она!
Если притвориться нравственными людьми…
…тогда всё происходящее — как в самом фильме "Юлия", так и вокруг него, — исполнено мерзости, духовного запустения, гнусности, пошлости и дешевого кича.
Митрофановский перформанс планировался с размахом и болезненной выдумкой: — оранжевые палатки, костер и толпа нанятых ряженых в оранжевом, скандирующих: "Руки прочь от Юли" и машущих пародийными транспарантами на ломаном украинском языке. А еще — "адский огонь", запылавший при появлении самого Митрофанова, голые девицы с косами, в оранжевых трусиках-стрингах и прозрачных накидках, разносящие присутствующим сало и "горилку", "гёрлз-бенд" "Мин Нет", спевший "Оранжевое солнце, оранжевое небо".
Апофеозом сублимированных фантазий скандалиста-ЛДПР-овца стала порноинсталяция: осел, запряженный в деревянный воз, а на возу — на сене с апельсинами и оранжевым тряпьем — голое существо женского пола с косой вокруг головы, запихивающее в себя то апельсин, то руку, то резиновый имитатор.
Вспомнился Рим последних десятилетий своего существования — уже после Распятия Христа, но еще не осознающий, что закат государства вот-вот. Рим, погрязший в грехах, разврате, прелюбодеянии. Варвары уже стучатся в ворота некогда величайшей из империй. Но политическая элита глуха к вызовам времени… Многих жителей российского политического бомонда тоже больше волнуют украинские женщины и перераспределение собственности олигархов ельцинского разлива, чем, скажем, китайцы невдалеке от российской границы в Сибири.
Впрочем, сам Митрофанов пояснил, что своим порнопамфлетом — мол, за неимением других средств — он пытался в аллегорической форме поведать всему миру об "оранжевой чуме" и о том, что Украина и Грузия являются "американскими марионетками" и противниками российской политики на постсоветском пространстве. Так что в похождениях лица женского пола, внешне похожего на украинского экс-премьера, лица мужского пола, отдаленно напоминающего грузинского президента, и харизматичного "карлика Вовы" должен просматриваться и как бы геополитический подтекст.
Если притвориться циниками…
…тогда всё действо вполне могло сойти за отрывок из какого-то неизвестного фильма Феллини: сплошной гротеск и барокко — высокое в низком и низкое в высоком. Политика как просто шоу, политика как цирк, политика как карнавал — это уже, кажется, было. Теперь политика как порно — Митрофанов застолбил не то что тему (а будут еще фильмы "Юлия-2" — о свадьбе Жени Тимошенко и английского рок-монстра — и "Юлия-3"), не то что новый жанр, а целое направление в искусстве! И в сексопатологии, возможно, тоже.
Российская политическая культура устроена так, что ее носители по отношению к Украине чувствуют себя, как правило, мачо с гипертрофированно развитой мужественностью. Поэтому их основной инстинкт — то ли охотничий, то ли завоевательный, а Украина в сознании многих российских политиков — то ли добыча, то ли прекрасная пленница.
Алексей Митрофанов, как и большинство ЛДПР-овцев, больше всего любит говорить о сексе и женщинах: то каждой одинокой женщине по мужчине, то не дадим вывозить из России генофонд, то легализуем многоженство. Впрочем, Владимир Жириновский на мероприятие почему-то не приехал — неужели решил, что перебор? Поэтому фильм воспринимается не как коллективная ЛДПР-овская, а как сугубо индивидуальная митрофановская фантазия о том, почему так мало в жизни неполноценных людей. Такой себе "поручик Ржевский" российского политбомонда, обчитавшийся шпаргалками по геополитике и решивший экранизировать свои неприличные фантазии. Хотя, разумеется, ему самому — это неслабый "пиар" и, возможно, кассовые сборы от политпорнухи в недалеком будущем.
На данный момент в мире раскручено совсем немного украинских брэндов: Шевченко (футболист, не поэт), братья Клички, отчасти певица Руслана. Оранжевая революция и Ющенко оказались брэндами довольно мощными, но не особенно перспективными во времени. Зато после многочисленных интервью в мировых СМИ, особенно в "глянцевых" журналах типа "Elle" или "Playboy", а теперь и после фильма "Юлия", который, по словам Митрофанова, продан во многие страны, можно уверенно говорить, что украинский экс-премьер — это не просто харизматичный политик, это новый украинский брэнд со всемирной узнаваемостью, это маска современной поп-культуры — наряду, скажем, с Бин Ладеном, Микки Маусом и Crazy-Лягушонком.
И если б вдруг случайно выяснилось, что первоначальная идея фильма "Юлия" принадлежит никакому не депутату-извращенцу и не людям из ближайшего окружения Виктора Ющенко, а самому прототипу главной героини, я бы ничуть не удивился, хотя до сих пор думаю, что это не так. Поскольку в современном мире единственный по-настоящему черный "пиар" — это некролог, — черная ленточка на фотографии, черная рамка в газете.
Если не притворяться…
…то, кажется, впервые за последнее десятилетие в российском обществе возникло чувство стыда за действия российских политиков по отношению к Украине. Его не было ни во время тузлинского кризиса, ни когда президент России Владимир Путин выступал сразу по всем метровым украинским телеканалам и поддерживал дважды судимого Януковича, ни когда по всей Москве висели нелепые биг-борды того же Януковича.
Как оказалось, митрофановское детище — первый в истории российский фильм на украинском языке. Как бы по-украински, но с кавказским акцентом, изъясняется даже армянин, играющий грузинского президента. Но сам фильм полностью на "мировой премьере" так и не показали, — только отрывки — мол, боятся видеопиратов. (Или, на самом деле, боятся, что кто-то "фотографию" серьезно может попортить?) Кстати, не факт, что фильм вообще существует — пока все видели лишь шестиминутный рекламный ролик и огромную кучу политпиара.
В общем, ни духу, ни разуму, ни вожделению — одна сплошная энцифалограмма больной депутатской души.