Революция в малом зале

Радикальные сочинения нужно и презентовать радикально — в этом смысле издание книги Станислава Белковского и Владимира Голышева «Бизнес Владимира Путина» было отмечено мероприятием логичным и по-своему замечательным. Сборник, посвященный теневым сторонам деятельности нашего любимого президента, выдержанный вовсе не в привычном для антипутинской пропаганды духе («Тиран! Враг демократии!»), но скорее в строгих тонах отчета об успехах деятеля вроде ильф-и-петровского Корейко («сопровождал вагоны с продовольствием… до места назначения, вагоны не доехали») — он просто не мог быть представлен в каком-то ином тоне, кроме революционного. Тем паче, что и власти РФ наиболее нервно относятся совсем не к сравнениям их активности с царствованием Ивана Грозного, а к неромантичной констатации фактов — бизнес-государственники позаимствовали много условных единиц, а ныне заняты их вывозом и дальнейшей легализацией. Опасная тема, гневящие черта в мундире авторы — как тут было не соорудить небольшой митинг на месте обычной книжной премьеры?

Белковский, представлявший гостей ассамблеи, прошедшей в малом зале ЦДЛ, рекламировал их как образцовых жупелов той или иной угрозы, нависающей над суверенной нефтегазовой демократией. Так, от лица оранжевой чумы выступил смотревшийся смешно и ярко, а ля камергер Родзянко в Совете рабочих депутатов, опальный барин Касьянов. От гламурных фашистов — Лимонов, от красно-коричневой нечисти — Рогозин, угрозу имперского реванша персонализировал Проханов, исламский экстремизм — Джемаль, а самое прекрасное, «иждивенческие настроения граждан», воплотил в своей краткой речи Михаил Делягин. В зале было также немало лиц, известных своей враждебностью к коммерчески-суверенной демократии, в диапазоне от Евгении Альбац и до Сергея Шаргунова: образцовый революционный бал, иначе не скажешь.

Воздавались также специфические почести и столпам правящего режима: помимо собственно книжной презентации, авторы «Бизнеса В.В.П.» решили организовать также и вручение особой Путинской премии, которая предназначалась наиболее ярым борцам со всеми, кто присутствовал в зале и президиуме.

Шутка удалась: отмечены были Михаил Леонтьев, Егор Холмогоров, Алексей Чадаев, а также известный сатирик Кононенко-Паркер, исключительно удачным образом решивший появиться на церемонии и тем, конечно, достойно отразивший иронический премиальный удар. Смысл же награды им. Путина точно обозначил Белковский: есть опасения думать, сказал он, что спустя несколько лет, когда любимый президент все-таки уйдет, нынешние его почитатели самым ужасным образом могут вдруг разлюбить его и даже начать говорить о нем нехорошие слова. Так поддержим же заведомо их в эти грядущие тяжелые минуты нашим подарком, etc. — убийственно верное вышло у него предсказание относительно тех времен, когда все путинские Душечки выйдут замуж за какого-нибудь нового суверенного господина.

Иными словами, все прошло хорошо, а иначе и быть не могло: издательская репутация Кормильцева, еще одного титана разнузданной антигосударственной пропаганды, вполне безупречна, Белковский — известный народу стилист, Голышев — знатный политический волкодав и, по правде говоря, если оппозиция в нынешней России вообще способна к самостоятельному существованию, то именно эти лица характеризуют ее наилучшим образом.

Однако нет меда без дегтя, нет суверенной демократии без надзора Кондолизы Райс, и текста без конфликта тоже нет. Неужели что-то грустное было в этом благородном собрании, что могло внушить мысли скорее печальные, нежели благодушно-комплиментарные? Да, и такой, отчасти огорчающий автора этих строк сюжет там тоже витал в воздухе.

Дело в том, что все участники торжества, эти видные оппозиционеры, несомненно яркие публицисты и имперские теоретики, — славные, красиво рассуждающие люди. И если верны произнесенные там же тезисы Михаила Делягина о том, что нынешняя власть еще очень долго будет расстраивать нас своим присутствием, — то место этих талантливых персонажей в окружающем мире отчетливо видно. Оно примерно такое же, как и положение нью-йоркской эстетической богемы под пятой кровавого рейганизма-бушизма. Можно издавать книги, давать интервью, писать статьи, безупречно высмеивать и вправду пустоголовую и пошлейшую «лояльную» братию, выпивать в ЦДЛ, наконец. Существование не то чтобы «историческое», однако же, приятное обществу и самим себе. Но что будет, если прав не Делягин, а Белковский, и правители наши намереваются «отползти» от России с заработанной тяжкими кремлевскими трудами наличностью уже в ближайшие годы? Готова ли светская, остроумная, без иронии приятная во всех отношениях оппозиция к тому, чтобы выдерживать груз энтропии и деградации несчастной нашей страны? Касьянов или Лимонов, Рогозин или Проханов, Кормильцев или Джемаль хорошо говорят, но продержатся ли они на реальном революционном ветру недели, месяцы и годы, когда придется действовать? А действовать-то нужно будет — совсем не так, как «коммерчески-суверенные».

Оппозиция, похожая прежде всего на дружеский съезд симпатичных людей, — явление замечательное в частном порядке. Но имея в историческом опыте Прогрессивный блок 1915-го и демократов 1990-го, крайне досадно было бы пройти по третьему обреченному кругу с его непредсказуемо-трагичными последствиями. Бизнес Владимира Путина, на нынешнем его этапе, может с полным основанием казаться чем-то лощено-гладким, безукоризненно-светским — в общем, не противоречащим этикету богатой гостиной занятием. Революция же, напротив, равно как и построение нового, срочно реорганизующего большую Россию государства на обломках предшествующего, провалившегося — дело весьма непрезентабельное и тяжелое, имеющее дело с пропастями, а не с оффшорами 2000-х.

Мы уже знаем, что в пространстве малого зала ЦДЛ книжно-политическая оппозиция безупречна, однако проявит ли она ленинскую волю к власти, «когда начальство уйдет», — этот вопрос, к сожалению, пока весьма гадателен.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram