Минувшая неделя превратились в информационный бенефис министра обороны, сначала возглавившего военно-промышленную комиссию, затем подарившего будущим призывникам сокращение срока службы с 1 января 2008 г., то есть как раз к началу будущих президентских выборов, а потом продолжившего турне по регионам страны.
Если продолжать рассматривать осеннее выдвижение на вице-премьерские посты Дмитрия Медведева и Сергея Иванова как запуск "кастинга преемника", то сегодня, спустя полгода после его начала, можно говорить и о его первых результатах и проявившихся тенденциях.
Осенью фаворитом выглядел Медведев, получивший в кураторство национальные проекты. Иванов, по-прежнему должен был отвечать за военную и военно-техническую сферу, то есть за находящуюся в упадке уже полтора десятилетия армию и весь груз социальных и этических проблем. Соответственно, его сфера ответственности выглядела как неперспективная для превращения Иванова в лидера общественного мнения.
При этом Иванов имел значительно больше недоброжелателей в верхних эшелонах власти, среди не только либералов, но и влиятельных силовиков. "Дело Сычева" было воспринято как инициированная кланом Медведева-Суркова атака на министра обороны, причем активность давно утративших общественный вес правозащитников и степень отражения их многочисленных акций в СМИ подтверждала, что на этот раз у них имеются сильные покровители во власти, имеющие возможность контроля над СМИ.
Казалось, что эта атака должна сильно повлиять на не слишком высокий рейтинг доверия к Иванову в обществе, а Медведев должен вырваться вперед за счет постоянного обращения СМИ к теме курируемых им программ и вызванных надежд.
Однако, ситуация стала развиваться иначе. Национальные проекты стали вызывать скепсис.
Врачи, узнав о размерах обещанных им доплат, не скрывают раздражения, поскольку оказалось, что на руки они могут получить значительно меньше, нежели официально сообщила власть и на условиях, представляющихся мало выполнимыми.
Участковым терапевтам пообещали по 10 тысяч в месяц, но оказалось, что одновременно с установлением этих надбавок отменили некоторые другие, меньшие по размеру, то есть названная прибавка в итоге за счет отмены последних сократилась. Одновременно оказалось, что для получения этой надбавки за месяц надо не взять ни одного больничного и ни одного дня за свой счет. Выплата ее осуществляется по отдельному акту и не одновременно с текущей зарплатой, а после утверждения списков на доплату, составленных вышестоящими инстанциями. Причем за те месяцы, которые врач находится в отпуске доплата вообще не полагается. Если врач уходит в положенный отпуск в середине июня и по середину июля доплата не положена ни за один месяц, ни за другой.
Прибавка есть, но оказалась не такой, какой была обещана властью. Такие ситуации больше всего раздражают людей. Кроме того прибавка не гарантирована, а целиком зависит от отношения к врачу его начальства. Власть о ней объявила но на усмотрение местного руководства оставила вопрос, кому ее давать, а кому нет.
Инициативы в области образования, оборачивающиеся грядущими масштабными сокращениями вузовских преподавателей и практически установлением возрастного ценза на фоне всех остальных сугубо непрофессиональных затей министерства образования сделали его главу ненавидимой вузовским сообществом фигурой, не пользующейся ни уважением, ни авторитетом. С учетом того, что министр Фурсенко не имеет реального опыта работы в Высшей школе и не понимает сути собственных реформ, никакого прорыва в образовании профессиональное сообщество не ожидает.
Проект "доступного жилья" пока воспринимается как источник повышения цен на рынке и в его благотворное влияние верит явное меньшинство.
По опросам ФОМа, 36 % населения о нем слышит впервые. В бытовых разговорах положительно на него реагирует всего 10 % населения. Это притом, что как хорошее положение с обеспеченностью жильем в местах своего проживания расценивают 10 %, как плохое 65 %, как удовлетворительное 24 %, то есть проблема, действительно, волнует абсолютное большинство граждан страны.
В то, что он серьезно улучшит положение с жильем, верит 16 %, незначительно улучшит 24 %, а 33 % полагают, что улучшения не будет.
Притом, что лишь 19 % граждан полагают, что они и их семьи не нуждаются в улучшении жилищных условий, лишь 17 % надеются, что проект поправит их положение, а 50 % просто от него ничего не ждут для себя лично (что не удивительно, поскольку он изначально был анонсирован как "проект не для бедных").
Проект подъема сельского хозяйства пока зримым своим воплощением имеет лишь назначение Медведева главой борьбы с "птичьим гриппом", что при всей бесспорной важности этого вопроса придает фигуре первого вице-премьера комический характер.
Все четыре национальных проекта были выбраны верно, и могли бы стать вкладом в развитие страны. Однако чем больше они пропагандируются, тем больше общественное сознание воспринимает их в качестве привычных с советских времен пропагандистских кампаний и вспоминает обещание Чубайса выдать по две волги за ваучер.
Напротив, массированная кампания по дискредитации Иванова в связи с пресловутой "дедовщиной" не повлияла на его авторитет.
Сложно сказать, что сказалось в большей степени. То ли участие в ней утративших авторитет правозащитников, то ли выдержанная и твердая позиция Иванова, сдержанно пославшего обвинителей по привычному адресу, то ли простое понимание, что неуставные отношения и армейские издевательства мерзость, но началась они задолго до Иванова. Министр обороны их за год, два или пять победить не может.
В итоге оказалось, что "президентский рейтинг" министра обороны остается высок. По опросам Левада-центра за февраль, в отсутствии Путина Иванов набирает 15 % голосов. При этом в январском опросе (правда, с участием Путина) Иванов набирал менее 1 %. Это заставляет предполагать, что появилась тенденция перехода к нему части путинского рейтинга. При этом Иванов еще не является лидером "безпутинского президентского списка", но вплотную приближается к ведущей группе, состоящей из Лужкова, Зюганова и Жириновского.
Первый, по данным Левада за февраль, набирает 21 % голосов, второй 19 %, третий 17 %. При такой картине, пройди выборы сегодня, президентом почти гарантировано должен был бы стать Лужков. Однако его разница с Ивановым 6 % вполне преодолима при официальной ставке власти на последнего.
Поскольку из тех, на кого может поставить власть, останься она консолидированной, вполне обоснованно можно исключить Жириновского и Зюганова, получается, что приемлемыми для Путина фигурами в качестве преемника оказываются Лужков и Иванов.
Следующими за Ивановым идут Глазьев с 8 % и Рогозин с 6 %. Вышеназванная группа из четырех человек резко отрывается от всех иных кандидатур, Иванов ближе к тройке лидеров, чем к своим преследователям и отстает от нее всего на 2 %, то есть выглядит как вполне избираемая кандидатура.
В нынешней ситуации решающее слово в определении наследника остается за Кремлем, он может оказаться перед необходимостью выбора между Лужковым и министром обороны.
У каждого из них свои достоинства: первый, несмотря на противостояние 1999 г., пользуется серьезным уважением Путина, второй считается его личным другом (хотя есть и точка зрения, согласно которой атака на последнего была молчаливо одобрена президентом).
Достоинство Лужкова соединено с его недостатком: известные проблемы со здоровьем. Но достоинство здесь в том, что его избрание, скорее всего, не предполагало бы его выход на выборы в 2012 г., то есть он мог бы оказаться временно примиряющей фигурой для элиты, получающей тайм-аут для подготовки кандидата на следующих выборах.
С другой стороны, Иванов фигура, явно ложащаяся в вектор продолжения путинского курса. Его недостаток негативное отношение Запада. Выходка ПАСЕ по вопросу "осуждения коммунистических тоталитарных режимов", ситуация с Милошевичем, позиция по вопросу негативных оценок выборов в Белоруссии эпизоды, воспринимающиеся властью, как явно тенденциозные и антироссийские, вне зависимости от ее отношения к коммунизму, к Милошевичу или к Лукашенко.
Как Ельцин, уходя, сделал подарок своему "боярству", дав возможность восемь лет сравнивать свое правление с "твердой рукой Путина", так и Путин, которого западная пресса последние два года винит в диктаторстве, может пошутить и предоставить возможность сравнивать свой относительно доброжелательный к Западу курс с позицией Сергея Иванова.
В любом случае, сегодня, через полгода после начала "кастинга" Иванов становится фигурой и с электоральным, и с элитным влиянием, о котором можно говорить как о возможном президенте.
Начало недели ознаменовалось его новым повышением, когда он возглавил Военно-промышленную комиссию, то есть, наряду с Медведевым сформировав собственное правительство. Почти сразу же его оппоненты организовали передачу подписей за его отставку в Администрацию президента.
Последнее доказывает, что оппоненты Иванова всерьез относятся к его упрочивающемуся положению, что дает основание предполагать скорую организацию новой мощной кампании по дискредитации министра обороны.
Эта кампания может прервать его восхождение, но может дать и обратный эффект: если Иванов устоит, можно будет говорить о приобретении им качеств "тефлоновости", а, в этом случае, он может стать фигурой, которая начнет самим фактом своего существования притягивать к себе голоса избирателей.