Для меня выход каждого нового американского стратегического документа — личный и профессиональный праздник. В первую очередь потому, что американские военные, в отличие от представителей других народов, пишут стратегии именно для того, чтобы им следовать. Поэтому после каждого документа можно долго сидеть с закрытыми глазами и с удовольствием представлять себе, что на его основе и с помощью американских бесконечных ресурсов можно учинить на международной арене. Кроме того, мне симпатичны США, и я радуюсь за их достижения в разных областях, в том числе и в стратегическом планировании.
Выхода нового Quadrennial Defense Review 2006 ("Квартальный обзор развития вооруженных сил") ждали долго и с нетерпением. В отличие от многообразных военных и оборонных стратегий (а в США, как известно, существуют и та, и другая), QDR — это не политический, а внутренний документ, который пишется военными аналитиками. Вследствие этого он содержит не "хотелки" и декларации о намерениях, а конкретные анализы и предложения по развитию вооруженных сил. Иными словами, если американские военные стратегии говорят о том, зачем все, и куда в целом происходит движение, то QDR довольно подробно расписывает, что происходит на самом деле, и что конкретно необходимо делать для достижения поставленный целей.
Новый "Обзор развития вооруженных сил" США, он же по совместительству — и план действий на следующие четыре года, должен был, по идее, обобщить и переработать опыт войн в Афганистане и Ираке, непрерывной и многогранной борьбы с "терроризмом" и "тиранией", и прочих "вкусностей" последних лет. В нем мерещилось некое обоснование начала строительства новой серии сверхсупердорогостоящих атомных авианосцев, контуры давно ожидаемой новой доктрины ядерных сил, четкий выбор парадигмы развития вооруженных сил в целом, непротиворечивое указание на основных врагов американской нации, а также решение мучающей западных военных аналитиков проблемы стратегической неопределенности в стремительно катящемся куда-то мире.
На первых же страницах нового документа нетерпеливого читателя ждет легкое разочарование: о том, куда катится мир, американские военные, по их собственным словам, не знают ничего. Единственное, что точно можно сказать о будущем — это что США будет воевать, а значит, у них будут враги. Опыт непрерывных военных действий, ведущихся с 2001 года, показал, что основными врагами США являются не столько государства, сколько разные негосударственные организации. Но американские "силы добра" не теряют присутствия духа и готовы наносить удары по новым врагам Америки, вне зависимости от того, на территории какого государства они находятся.
В последующих частях документа разочарование сменяется удивлением и азартом. Так, основным выводом, который американские военные сделали из кампаний прошедших лет, стала констатация того, что лучший способ разрешить назревающий кризис — это быстро ввести войска и "установить порядок". Конечно, несмотря на несомненную эффективность подобной стратегии, с ней связан ряд трудностей; в частности, правительства стран-объектов воздействия и мировое сообщество часто бывают против. Для решения данной проблемы, американским вооруженным силам необходима большая стратегическая и оперативная свобода действий по всему миру, которую необходимо обеспечить как политическими, так и военными средствами. Кроме того, Соединенные Штаты вместе со своими союзниками должны предпринять ряд неназванных мер, чтобы цена противостояния с ними была абсолютно неподъемной для любого вероятного противника.
Основными направлениями деятельности американских вооруженных сил называются борьба с терроризмом, защита территории США, борьба с распространением оружия массового уничтожения, а главное — оказание влияния на принятие решений во всем мире. В отношение первых трех пунктов все, в целом, соответствует ожиданиям: в отношении терроризма решено вести продолжительную борьбу на всех фронтах всеми средствами, в отношении ОМУ решено не только "способствовать нераспространению", но и жестоко карать в случае неповиновения. Защита территории США, по итогам недавних стихийных бедствий, стала включать в себя и использование для спасательных операций армейских подразделений. Кстати, следует отметить, что данный шаг потребует некоторых принципиальных изменений в федеральном законодательстве США, которые, помимо всего прочего, сделают возможным использование вооруженных сил внутри страны не только для гипотетических спасательных операций, но и для решения иных потенциальных внутренних проблем.
Значительно более интересным направлением является влияние на принятие решений во всем мире. В обтекаемых формулировках QDR сказано, что буквально очень много государств (в первую очередь, Индия, Россия и Китай) могут оказаться в ситуации, когда их стратегический выбор будет сделан не в пользу поддержки США. Задача США — сделать так, чтобы эти государства в любом случае сделали "правильный выбор". Указано, что ни одному из государств мира не следует позволять диктовать свои стратегические "правила игры", а также давать возможность составить малейшую угрозу интересам США. Для этого, Соединенным Штатам необходимо, в том числе, увеличивать свое влияния и продолжать создание сети баз по всему миру, "чтобы сохранить свободу действий и иметь достаточно возможностей убедить любого противника в том, что конфликт с США может иметь гораздо большие последствия, чем просто военное поражение" (конец цитаты).
Средства достижения поставленных выше задач делятся на "статические" и "динамические". Данное деление позволяет на уровне планирования отличать "рутинные" действия, тренировки, "обозначение присутствия" и сдерживание в целом, от активных действий, т.е. собственно боевых операций разного масштаба. В отношение последних QDR предусматривает возможность одновременного ведения двух полномасштабных войн, причем одна из них может носить характер продолжительной оккупации.
В отношении развития родов войск, QDR также предоставляет крайне интересную и нетривиальную информацию к размышлению. Так, развитие сухопутных сил предполагает "создание" нового универсального типа личного состава, пригодного для решения любых задач, владеющего многими иностранными языками, способного вести образовательную деятельность, и разбирающегося в мировой культуре. Первым шагом к этому станет, как ни странно, разработка стратегии развития человеческого капитала ВС США. Учитывая специфику поставленных задач, в вооруженных силах США будет значительно расширен состав спецподразделений, и они получат значительную свободу действий, а также развита стратегическая авиация. Для полного успеха в деле борьбы с терроризмом и принятием решений, Соединенных Штаты будут расширять свой морской флот (60% подводных лодок и минимум 6 из 11 авианосных групп которого будут базироваться в Тихом океане), строить плавучие базы, а также на всякий случай создавать флот речной. Кроме того, США намерены активно развивать "новую триаду" ядерного сдерживания, и использовать ядерное оружие не только для пассивного сдерживания. Все вышеперечисленное сопровождается интенсивным развитием средств космической разведки и средств управления. Впрочем, кто бы сомневался.
Если отбросить первые эмоции и оценить получившийся документ в целом, то мы увидим, что он анекдотически сводится к следующим двум пунктам:
1. "Мы здесь главные, и для наших интересов будем делать, что хотим с кем хотим".
2. "Кто не согласен — шаг вперед, далее см. Пункт 1".
Получается, что Соединенные Штаты в этой доктрине ведут себя как обыкновенная, не отягощенная комплексами и сомнениями, своенравная империя на предпоследнем этапе развития. Основная задача такой империи — держать в узде расползающиеся территории и карать непокорных. Средство для этого одно — карательные операции с последующей бесконечной оккупацией. Не стоит тешить себя надеждами на солдат-полиглотов, постиндустриальное "умное оружие" и прочие фенечки технического прогресса. В конце концов, важнее всего — одиннадцать авианосцев, ведь правда?
Для России, хоть и числящейся среди государств, требующих "особого внимания", ситуация отнюдь не безнадежна. Ее современная относительная слабость, вкупе со средствами ядерного сдерживания, позволяет ей перетерпеть "внимание" вездесущего американского дядьки, потратив время на решение куда как более актуальных внутренних проблем. А там, чем черт ни шутит, может и переменится мировой расклад…
В последнее время только ленивый не пишет о грядущем конце Pax Americana. Нет смысла повторять, что война против всех не может быть вечной, что даже взлет ВПК не остановит кризиса экономики. Не факт, что внутри самих Соединенных Штатов никогда больше не будет гражданской войны… Выбор Соединенными Штатами описанных в QDR отношений с миром и пути развития вооруженных сил достаточно четко предопределяет их дальнейшую игру, а также то, чем она закончится. Вроде бы, все идет так, как и предполагалось. Удачный документ, вполне оптимистичные для России выводы. Но все равно, какой-то грустный праздник получается.