В результате достигнутого гахового соглашения произойдут следующие изменения по сравнению с 2005 годом. Россия будет платить Украине за транзит своего газа в Европу деньгами, а не газом (цена этого "учетного" газа была низкой — 50 долларов за тысячу кубометров). Цена туркменского газа для Украины будет примерно на двадцать долларов выше, чем раньше, и составит 65 долларов за тысячу кубометров.
Украина согласилась покупать российский газ по цене в 230 долларов за тысячу кубометров. Но тут есть неясности. Так как Туркмения раньше планировала продать Украине 39 миллиардов кубометров, то до нужных Украине 56 миллиардов кубометров не хватает 17 миллиардов. Именно эти 17 миллиардов кубометров Газпром рассчитывает продать Украине по новой цене. Но Украина явно рассчитывает на что-то другое.
Украинские представители сказали, что в первом квартале весь газ будут покупать по туркменской цене. Дело в том, что Туркмения способна поставить Украине 56 миллиардов кубометров — ведь продала же она газпромовской "дочке" в первом квартале 15 миллиардов кубометров по цене 65 долларов за тысячу кубометров! И, по словам украинского представителя, Газпром согласился в первом квартале переуступить Украине весь туркменский газ. А что будет потом, не говорится. Очевидно, что Ющенко надо оттянуть объявление какой то неприятной новости на период после парламентских выборов.
Соглашение также закрепляет следующий принцип: транзитная ставка для Украины при транзите туркменского (и любого среднеазиатского) газа через Россию будет равна транзитной ставке для России при транзите ее газа через Украину. Эта ставка составит 1,6 доллара за тысячу кубометров на 100 километров. Ставка закрепляется на пять лет.
В итоге стоимость туркменского газа для Украины составит 95 долларов за тысячу кубометров.
Различие между Украиной и Россией в транзитном механизме сохраняется. В то время как Газпром продает свой газ европейским потребителям сам (эта схема ему досталось по наследству от советских времен), Туркмения продает свой газ не Украине, а газпромовской "дочке", а та уже перепродает его Украине. Хотя формально это Украине невыгодно, но в смысле реальных денег это на ней пока никак отрицательно не сказывается.
Ранее часть туркменского газа Украина оплачивала своими товарами по завышенной цене. Эти товары были Туркмении не нужны. Благодаря тому, что в первом квартале газпромовская "дочка" будет платить за туркменский газ деньгами, Украине скорее всего тоже придется расплачиваться за туркменский газ деньгами, а не товарами.
Благодаря оплате Россией транзита через украинскую территорию газом, а не деньгами, и притом по низкой цене, и благодаря низкой цене туркменского газа Украина получала в эффекте субсидии на производство экспортной продукции металлургии и химической промышленности. Из образовывавшихся в результате 15 миллиардов долларов дополнительной прибыли теперь Украина недополучит примерно пять миллиардов долларов.
Если говорить о промежуточных экономических итогах, то они примерно таковы. Украина при самом благоприятном для себя раскладе (он пока не гарантирован) потеряет семь-восемь миллиардов долларов в год. Но благодаря росту мировых цен на экспортную украинскую продукцию металлургии и химической промышленности, эти потери будут компенсированы примерно на три миллиарда долларов за счет европейцев. Туркмения приобретет от полутора до двух миллиардов долларов, а Россия — около трех миллиардов.
Таким образом, сиюминутные экономические результаты, прямо скажем, ничтожны. Долговременные же требуют особого рассмотрения. И кое-что о них мы скажем далее.
Значительно более артикулированы политические итоги. Ющенко с полным правом может говорить о своей очередной политической победе. Особенно важен этот эффект в отношении украинских граждан. Ющенко может говорить, что Путин хотел разорить Украину, но он, Ющенко, этого не позволил. Подъем национального сознания может улучшить его результаты на парламентских выборах. Что касается его собственного блока, то это добавит ему процентов пять. А в общем перераспределении результаты выборов улучшатся для него на пятнадцать-двадцать процентов. Но это произойдет, разумеется, в том случае, если он не растеряет нынешние приобретения.
Путин потерпел политическое поражение, которое, правда, пока мало скажется на его внутрироссийских позициях. Он делал большую заявку на получение Украиной любого газа только по общеевропейским ценам, а в итоге "чижика съел". Приобрел же он укрепление позиций Газпрома и надежду расширить влияние Газпрома в долгосрочной перспективе.
В этом наглядно сказалось различие в ориентациях двух президентов:
Ющенко больше озабочен политическим пиаром, а Путин — своим экономическим будущим.
Непонятно, дальновидно ли ведет себя Путин. Если он благополучно приземлится из политики в бизнес, то его поведение можно будет признать оправданным. Но такой результат вовсе не гарантирован.
По нашему мнению, гораздо более выгодным и гарантирующим ему личную безопасность и благополучие было бы жесткое преследование интересов России. А они, если ограничиться только тем, что связано с "газово-украинской" темой, состоят в следующем.
1. Так как Украина является прямым конкурентом России в экспорте продукции металлургии и минеральных удобрений, то России нужна, как минимум, депрессия соответствующих отраслей украинской экономики. Для этого нужна продажа газа Украине только по европейским ценам. Добиться этого можно, заключив сделку с Польшей и проложив две трубы из трех через ее территорию. Третья, южная труба, идет в маловажные страны: Болгарию, Румынию, Хорватию, Сербию. После этого через две трубы, предназначенные для Украины, можно будет либо вообще не поставлять газа, либо поставлять его по рыночной цене. Так как Польша до сих пор на это не соглашалась, то задачей российской дипломатии должно было бы стать именно обхаживание Польши, тем более, что руководство Польши стало национально-социалистическим и потому с ним в принципе теперь легче иметь дело: националист подобного толка в первую очередь думает о том, как улучшить положение собственного населения, а не о том, как вызвать у него враждебные чувства к другой стране с целью выслужиться перед заокеанским покровителем.
2. Теперешний газпромовский бизнес не очень выгоден России. Прибыли, которые дает продажа газа, конечно, достаточны для роскошной жизни начальства компании. Но фактически торговля газом является подкупом европейского бизнеса и европейской бюрократии. Может быть, Путин со своим окружением и рассматривают это как проект интеграции политико-деловой элиты России в европейскую, но для нашей страны это скорее выглядит как мечты, подобные горбачевским. Горбачев ведь тоже рассчитывал, что Запад в благодарность за его, Горбачева, хорошее поведение будет вести себя хорошо по отношению к нам. Конечно, путинские подарки Европе могут обеспечить гарантии лично Путину. Но и это не столь надежно, ведь Путин хочет сам иметь независимое состояние, которого нет у Горбачева, да и дарит он европейцам всего лишь деньги, а не целые страны. Вместо продажи газа для России было бы значительно выгодней продавать хотя бы бензин. А поставки газа на экспорт стоило бы существенно сократить. Тогда и цена газа возросла бы, и наш потребитель получал бы его для собственных инфраструктурных проектов. Например, для развития транспортной сети, как это обосновывает Сергей Нестерович.
3. Политика Путина нацелена на подчинение Газпрому атомной энергетики и космической промышленности — Путин советуется с руководством Газпрома, что делать с этими отраслями, и направляет в них газпромовских людей, которые плохо понимают специфику и вообще транслируют свои бюрократические привычки. Это тормозит прогресс в России и не дает использовать уникальные российские преимущества. Европейцы по ряду причин, включая объективно неудачную экологию, не могут развивать соответствующие отрасли, хотя декларативно обещают когда-нибудь приступить к их развитию. Так что России следовало бы подчинить Газпром развитию этих отраслей в России, как это во многом делалось в Советском Союзе. Это означает финансирование этих отраслей за счет Газпрома по приказу государства. Кроме того, это значит, что государство должно решать, что делать с Газпромом, прислушиваясь к рекомендациям лидеров этих отраслей.
4. Газпром заслуживает серьезной государственной ревизии и наведения законности в вопросах нецелевого использования доходов.
5. России нужен подъем национальных чувств. Если бы Путин проводил жесткую линию на обеспечение российских интересов на постсоветском пространстве, это не только обеспечило бы его личное будущее, но и способствовало бы закреплению в общественном мнении того простого, но до сих пор нелегитимированного в Российской Федерации положения, что интересы своего населения должны превалировать над благотворительностью в адрес иностранцев.