Отказ Франции и Голландии от принятия Европейской Конституции создает или усиливает риск получить отрицательный результат и в Великобритании. Если эта опасность материализуется, в Европе возникнет прецедент выступления против Европейской Конституции двух крупных европейских стран, на фоне позиции "малых стран", принявших Конституцию. Если не все страны ратифицируют текст Европейской Конституции, то в этом случае начнет работать специальная комиссия, и включатся дополнительные механизмы решения проблемы. Еврочиновники из Брюсселя вообще являются крупными мастерами в области практических выдумок, способствующих преодолению возникающих сложностей.
Если массовое принятие Европейской Конституции вообще провалится, то никакой крупной катастрофы тоже не произойдет. Совокупность всех текстов, входящих в Конституцию на 95 % представляет собой тексты, уже работающие в Евросоюзе. Добавление сравнительно незначительно. Оно касается прежде всего вопросов движения стран-членов Евросоюза в сторону политического союза и квазифедерации. Вопросы, касающиеся Шенгенского соглашения, социально-экономической политики, валютного союза, могут быть при этом слегка модифицированы. Скорей всего, это свидетельствует о том, что еврочиновники пока еще не полностью готовы взять ответственность за преобразование Евросоюза в квазифедерацию. Если вспомнить историю с принятием Маастрихтского соглашения во Франции, можно заметить, что его сторонники набрали чуть больше 50% и обошли несогласных всего на сотые доли процента. В других странах пришлось голосовать дважды, например, как в Дании.
Если же такой сценарий развития событий не реализуется, то можно ожидать варианта интеграции "а ля карт". Для этого будет выработано особое "интеграционное меню", в котором вопросы европейской интеграции будут решаться селективно-мозаичным способом. Мы знаем, что не все страны Европы вступили в Евросоюз, не на всех распространяется Шенгенское соглашение, и многие страны ЕС не входят в зону евро. Поэтому проблемы интеграции в Европе будут также решаться не в полупринудительном массовом порядке, а по принципу "хочешь — вступай". Если какая-либо из стран не захочет принимать Европейскую Конституцию, то вполне вероятно, что в Евросоюзе могут обойтись и без ее участия. Отсутствие французского и голландского "да" на прошедших референдумах вовсе не свидетельствует о том, что Евросоюз разваливается, и процессы европейской интеграции пошли путем отката. Препятствия на пути могут привести к дополнительной консолидации сил внутри Евросоюза. Разумеется, на ходу отдельные моменты, касающиеся ряда положений Европейской Конституции и других документов, будут корректироваться.
Однако негативное отношение большинства французов к Конституции говорит о том, что для такой крупной европейской страны, как Франция, нести далее знамя европейской интеграции становится просто проблематично. Результат референдума приведет к иной раскладке сил среди стран-лидеров интеграции. Проблема заключается еще и в том, что в поезде европейской интеграции прибавилось пассажиров, которые не спешат сами становиться "моторными отсеками".
На мой взгляд, сейчас, после французского и голландского референдумов, проект Европейской Конституции будет временно отложен для дальнейшего доведения "до ума". Но ожидать, что от него полностью откажутся, было бы слишком наивно. В Европе все крупные интеграционные проекты, имеющие принципиальное значение, всегда тем или иным способом воплощались в жизнь. Крупные провалы в записной книжке "евроинтеграторов" можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Можно вспомнить разве что неудачу с созданием Европейского оборонного сообщества в 1952 г. и провалившийся План Вернера 1971 г. по переходе Европы на единую валюту. Как мы видим, даже эти неудачные проекты со временем удалось более-менее успешно воплотить в жизнь.
Буторина Ольга Дмитриевна, руководитель Центра европейской интеграции Института Европы РАН.