Еще раз про трубы и газ

Вчера ОАО "Газпром" и немецкий концерн BASF AG объявили о совместном участии в строительстве экспортного газопровода по дну Балтийского моря — Северо-Европейского газопровода (СЕГ). "Инвестиции в Североевропейский газопровод составят два миллиарда евро в однониточном исполнении, но сколько ниток будет, мы еще не говорили", — сообщил Алексей Миллер. Напомним, что "Газпром" уже долгое время ведет переговоры с немецкими фирмами E.ON — "Рургаз" и RVE об их участии в строительстве СЕГ. В то же время, особо отметил глава "Газпрома", соглашение с BASF самодостаточно.

Североевропейский газопровод, который обсуждался еще с 1997 года, — это новый экспортный маршрут поставок российского газа в Европу. Трасса газопровода пройдет по дну Балтийского моря от Выборга до побережья Германии (район г. Грайфсвальда). Проект предусматривает строительство морских газопроводов-отводов для подачи газа в Калининградскую область, Финляндию, Швецию и Данию, а в перспективе — и Великобритании и ряда других стран. Реализация проекта СЕГ позволит диверсифицировать не только экспортные потоки, но и напрямую связать газотранспортные сети России и стран Балтийского региона с общеевропейской газовой сетью. Особенностью СЕГ является отсутствие на его пути транзитных государств, что снижает политические риски  в странах "санитарного кордона" и повышает надежность экспортных поставок российского газа.

Строителям предстоит проложить 568-километровый сухопутный участок, который пройдет по территории Ленинградской области, и 1089-километровый участок по дну Балтийского моря. Аналитики отмечают, что строительство СЕГ находится в логике так называемого "питерского проекта", предусматривающего форсированную накачку инвестиций в историческую родину действующего президента и ускоренное создание в Северо-Западном регионе новейшей инфраструктуры вывоза энергоносителей. Предполагается, что строительство СЕГ начнется в 2005 году и займет два года. Начало подачи природного газа планируется в 2007 году, а выход на проектную мощность — сразу после окончания второго срока президенства Путина. Стоимость всего проекта, финансируемого при участии "Голдман Сакс", оценивается в $5,7 млрд.

Другой особенностью СЕГ является знаковое решение российских властей допустить немецкую сторону к газотранспортной инфраструктуре и к самим газовым месторождениям, являющимися национальным богатством России. Вчера Алексей Миллер и Юрген Хамбрехт, подписали пакетное соглашение, согласно которому BASF Wintershall получит 49% акций в создаваемом СП по строительству СЕГ. Кроме того, BASF обменяет 15% акций другого своего дочернего предприятия, Wingas, на 50% акций в ОАО "Севернефтегазпром", владеющего лицензией на разработку Южно-Русского месторождения, сырьевой базы для СЕГ. "Газпром" в обмен получает возможность принятия стратегических решений при продаже газа конечным потребителям в Германии и долю компании в энергопроектах Западной Европы.

Впрочем, российские газовики не исключают участия в проекте других партнеров. Вчера Алексей Миллер встретился с председателями правлений Е.ON AG и Е.ON Ruhrgas AG Вульфом Бернотатом и Буркхардом Бергманном. По итогам встречи было заявлено, что Е.ON продолжит переговоры по участию в СЕГ. Однако, как утверждают в "Газпроме", блокпакет акций в СП по Южно-Русскому месторождению Е.ON сможет приобрести только из доли BASF. Выбор концерна BASF в качестве стратегического партнера, в "Газпроме" объясняют тем, что "эта компания уже имеет совместный бизнес с нами в России и Германии. Они строят, а мы расплачиваемся газом, и нас устраивает эта схема партнерства".

Планы "Газпрома" и немецкого концерна BASF AG по строительству экспортного газопровода по дну Балтийского моря живо напомнили экспертам знаменитый контракт века "газ-трубы". Напомним, что поставки российского газа на рынки Европы начались в 1966 году в Польшу, в 1967 году — в Чехословакию, в 1968 году — в Австрию, в начале 70-х годов — в Италию, Германию, Францию, в конце 70-х годов был подписан контракт века "газ-трубы" с ФРГ. В братские страны СЭВ газ поставлялся в рамках межправительственных соглашений по самым льготным ценам. С капиталистической Германией ( в лице концерна Ruhrgas) был заключен долгосрочный контракт "газ-трубы", по которому газ поставлялся по фиксированной цене 70 долл./1000 м3 и ниже до границы с Германией в уплату за импортируемые Россией трубы. Проект был выгоден, прежде всего, для Германии, которая развивала металлургическую промышленность, покупала дешевый газ на границе и реализовывала его потребителям по цене втрое выше.

В рамках контракта века "газ-трубы" магистральные газопроводные трубы большого диаметра (1420 мм) еще с 60-х прошлого века поставлялись немецкой фирмой Маннесман, и до конца 80-х доля концерна Маннесман в общем объеме поставляемых труб, как правило, не падала ниже 40%. Для решения очевидной проблемы труб большого диаметра в советское время на меткомбинате "Азовсталь" в 70-х был построен единственный в СССР широколистовой стан 3600. Затем в г.Харцызске был создан единственный в СССР завод по производству труб большого диаметра (ТБД), полностью оснащенный импортным (австрийское, бельгийское, немецкое) оборудованием. В советские времена и город Жданов (ныне Мариуполь) и г.Харцызск находились в Донецкой области УССР. Поскольку при распаде СССР стратегически важное оборудование не было эвакуировано за Урал, то основное производство ТБД осталось за границей.

Когда-нибудь историки (или следователи) дадут ответ на вопрос о том, почему за тридцать лет в России не было налажено масштабное производство труб диаметром 1420 мм. Но факт налицо — до сих пор почти все трубы такого диаметра "Газпром" экспортирует из-за рубежа. Мстительные металурги подсчитали, что газовики тратит на это дело мимо их кассы от $300 млн до $400 млн в год. В золотые советские годы из государственного бюджета СССР на закупку ТБД выделялось даже в несколько раз больше средств, чем сегодня. Эксперты подсчитали, что в рамках контракта "газ-трубы" уже к 1980 году Германии за трубы большого диаметра было выплачено $11 млрд.

Завесу на этой "тайной века" помогла приоткрыть давняя публикация журнала "Коммунист", датированная от 16.02.1989 г. В статье "Зря денег не дают" молодой экономист Егор Гайдар пытается понять, "куда же, собственно, ушли огромные валютные поступления тех лет, когда цены на нашу нефть были высокими, почему из периода максимально благоприятной конъюнктуры мы вышли со значительным внешним долгом". Этот риторический вопрос не потерял актуальности и до сегодяшнего дня.

Что бы не быть голословным экономист Гайдар приводит весьма любопытные цифры. В те годы Советский Союз был бесспорный мировой лидер по объему производства проката. Тем не менее, дефицит его качественных видов приводил к тому, что импорт проката из развитых капиталистических стран традиционно превышал наш экспорт (в 1970 году соответственно 0,5 и 0,3 миллиона тонн). В конце семидесятых — начале восьмидесятых годов (с началом кризиса в черной металлургии Запада!) объем советского экспорта остается на прежнем уровне, закупки в развитых капиталистических странах быстро растут: за 1970-1980 годы увеличиваются в 8 раз. Так что наш советский вклад в германское "экономическое чудо" еще до конца не оценен!

Егор Гайдар особо отмечает, что в ходе масштабного кризиса западной металургии структурные проблемы распространились и на рынок стальных труб. С 1980 по 1986 год их производство сокращается в США в 3,3 раза, во Франции — на 26 процентов, в Японии — на 14 процентов. Из крупных капиталистических стран-производителей лишь ФРГ удается сохранить достигнутый объем производства. Поскольку СССР — ведущий производитель стальных труб в мире — быстро наращивает импорт ТБД из развитых капиталистических стран, в том числе за счет связанных кредитов, полученных под сделку "газ-трубы". В 1970-1980 годах импорт ТБД увеличивается в 3 раза, а в 1980-1986-м — еще в 2 раза. В 1986 году общий объем закупок СССР труб за рубежом уже заметно превысил их совокупный выпуск в США, Великобритании и Франции.

Страстный публицист из журнала "Коммунист" пишет, что с точки зрения экономического здравого смысла динамику наших закупок в развитых капиталистических странах вообще понять непросто. И тонко намекает на возможную коррупцию в рядах внешних торговцев: "То, что корпорации активно формируют спрос, в том числе и спрос зарубежных партнеров, стало после ряда крупных политических скандалов общеизвестным". Егор Гайдар гневно обличает нравы самозванных распорядителей народным достоянием: "Ведь цели западных корпораций и отечественных ведомственных структур могут прекрасно дополнять друг друга. Первым необходимо прибыльно реализовать свою продукцию, для вторых соображения, связанные с ее ценой, реальной экономической эффективностью, играют второстепенную роль. Важно доказать необходимость контракта, получить под него валютные ресурсы".

Вот и сегодня при анализе инвестиционного плана СЕГ, аналитики делают вывод, что сомнительная инвестиционная ситуация времен позднего застоя воспроизвелась снова с пугающей точностью. А когда люббисты западных корпораций находят прямую дорогу в родную власть, для интересов государства случается самое ужасное. Егор Гайдар предупреждает: "Мощная двусторонняя поддержка масштабных строек, предусматривающих как осуществление советскими ведомствами земляных, бетонных, трубоукладочных работ, так и крупные поставки капиталистическими корпорациями техники, в реализации которой на мировом рынке возникли серьезные трудности, почти обрекает проекты на реализацию". И дальше пламенный публицист из "Коммуниста" что-то пишет про независимые механизмы контроля над контрактами, грозит каким-то там грядущим "парламентским расследованием". И прочее, прочее… Сегодня так смело и открыто о новых "контрактах века" и написать-то некому!

Где вы, бесстрашные гайдаровцы? Отзовитесь!..

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram