С кончиной Иоанна Павла II странным образом совпал шквал известий об обнаружении так называемого "Евангелия от Иуды". Реакция официальных кругов как католической, так и православных церквей на эти известия — сдержанная. Её можно было бы даже расценить как благожелательную. Хотя подчёркивается, что данная находка не повлияет на догматы христианской веры, признаётся, что она, возможно, будет иметь некоторое научное значение. Как отметил о. Михаил Дудко, найденный текст, "не имея возможности быть причисленным к книгам Св. Писания,… может осветить новые исторические подробности".
Осторожность церковных деятелей в оценке сенсационной новости выглядит резким контрастом по сравнению с напористой позицией тех, кто утверждает свою монопольную причастность к обнаружению и предстоящему опубликованию древнего манускрипта. М.Ж. Роберти, директор находящегося в Базеле (Швейцария) Фонда Maecenas (Меценат), уже сейчас заявляет, что в обнаруженном "евангелии" "есть нечто, способное поколебать некоторые политические принципы христианской доктрины".
СМИ рассказывают малоправдоподобную историю находки сочинения Иуды. Манускрипт был якобы обнаружен в 50-е годы прошлого века неким египтянином, после чего многократно был перепродаваем. Удивительно, что за всё это время о манускрипте никто не обмолвился и не попытался придать его гласности, несмотря на весь его сенсационный потенциал. Фонд Меценат в настоящее время держит в секрете не только то место, где производятся работы над реставрацией и переводом текста документа, но и подробные обстоятельства первоначальной находки. Всё это поневоле может вызывать недоверие.
Бренд "лже-евангелия" от предателя Христа неоднократно раскручивался на протяжении веков со вполне понятными целями. Заявление г-на Роберти также не оставляет сомнений относительно того, что затеваемая акция будет иметь в первую очередь политическое, а уже только потом — научное значение. Опубликование перевода собираются преподнести как "подарок" верующим христианам к Пасхе 2006 года! Странно звучит утверждение о "политических принципах христианской доктрины". Таких чётко сформулированных принципов нет ни у одного из крупных направлений христианства. Не случайным выглядит то, что начало нового раскручивания антихристианского бренда оказалось приурочено к скорбному для сотен миллионов христиан событию. Именно это событие, по-видимому, заставляет официальные круги римско-католической церкви воздерживаться от резких публичных комментариев на сей счёт.
Впрочем, главной причиной сдержанности церковных сфер следует, наверное, считать соображения всё той же политической тактики. Резкая реакция может только привлечь излишнее внимание. Не исключено, что шум вокруг "евангелия от Иуды" скоро утихнет сам собой. Сенсация, вероятнее всего, как раз и раздувается в расчёте на её острое публичное неприятие христианскими конфессиями.
Но сдержанность можно расценивать и как очередное отступление христианства под гнётом пресловутой "политкорректности". Вполне можно предположить, что выборы нового понтифика могут стать отправной точкой для попытки закрутить очередной виток "церковной модернизации", как то уже не раз бывало в истории. Причём определённый почин такого рода задали несколько предшествующих преемников Св. Петра, не исключая и Иоанна Павла II.
Иоанн XXIII (понтификат 1958-63) принял имя, которого римские папы чурались на протяжении пяти с лишним столетий — в XV веке "Иоанном XXIII" был один из так называемых "лже-пап". Выбор имени оказался не простым — он символизировал перемену политического курса Ватикана в сторону примирения с демократическими политическими движениями и нормализации отношений с социалистическими странами. За свою деятельность Иоанн XXIII получил в клерикально-политических кругах прозвище "красный папа".
Иоанн Павел I (понтификат 1978) впервые в истории апостольского престола принял двойное имя. Правда, его понтификат длился всего 33 дня. Но его преемник повторным выбором того же имени подчеркнул курс на дальнейшую модернизацию политической линии Ватикана и неуклонно следовал ему на протяжении всего своего архипастырства. Здесь нет надобности перечислять все подвижки римской курии на поприще политкорректности за последние четверть века — о них сейчас и так много говорят.
Иоанн Павел II , как известно, внёс поправки в регламент выборов римского папы, не менявшийся много веков. Эти изменения касаются больше условий пребывания кардиналов в Риме во время выборов, нежели процедуры самого избрания. Тем не менее, налицо явная инновация, и суровое слово "конклав" (под ключом), которым издавна обозначалось заседание избирательной кардинальской коллегии, отныне превращается только в дань исторической традиции.
Уже не один раз во время предшествующих выборов римских пап возникали предположения относительно возможного нарушения традиции избрания. Говорилось, что на апостольский престол могут возвести латиноамериканского или африканского кардинала. С новой силой и настойчивостью такие же предположения возникают и сейчас. Насколько они обоснованны — мы сравнительно скоро увидим.
Можно спросить: а что такого, если сотни миллионов католиков будут почитать латиноамериканца или африканца как наместника Господа? Разве это как-то противоречит канонам христианства? Тем более, какое до этого дело православным? Может быть, так для нас даже лучше? Конечно, нельзя предположить, что массы католиков ринутся именно в Православие (варианты — протестантство, ислам и т.д.) только из-за своего неприятия нового понтифика, если таковой будет противоречить их понятиям о внешних признаках благочестия.
Но не следует преувеличивать степень приверженности политкорректности среди масс верующих в Западной Европе и Америке. Слишком резкое игнорирование Традиций, не прописанных в канонах, но, тем не менее, живых и действенных, может негативно сказаться на состоянии католической паствы. Те, кто соберутся в Риме 18 апреля, хорошо это понимают. Так что вряд ли нам следует ожидать появления в Ватикане Петра Второго, ибо считается, что тот папа, кто примет это имя , будет последним на апостольском престоле. И никакое "евангелие от Иуды" не сможет приблизить это невероятное событие.