"Родина" уже перестала быть "малой партией"

Игорь Морозов, депутат Госдумы, лидер избирательного списка партии "Родина" на выборах в законодательное собрание Рязанской области

Выборов с такими циничными подтасовками и откровенными нарушениями избирательного законодательства Рязанская область еще не видела. Для меня и моих товарищей стало очевидным одно — партия власти попыталась переломить ситуацию, что называется, "об коленку". Власть хотела применить на выборах не просто "грязные технологии", а нечто такое, что можно назвать абсолютным издевательством над законами. Это неслучайно. Из Кремля прекрасно видят, что народ выражает свое полное недовольство проводимыми в стране реформами. Когда власти справедливо опасаются результатов подлинно "народного голосования", они пытаются использовать до конца печально известный "административный ресурс".

Выборы показали, что партия власти не шествует триумфально по регионам, а из последних сил борется за собственнное выживание. На самом деле, победили мы, а не они. Если суммировать результаты патриотических сил в Рязанской области ("Родина" — 12.98 % и КПРФ — 15.16%), то становится очевидным, что "Единая Россия" с ее 22.19% оказывается позади нас. Мы честно довели эти выборы до конца. Несмотря на чудовищный прессинг со стороны партии власти, мы заявили о себе, что "Родина" уже перестала быть "малой партией". Мы показали, что после выборов, на нас уже не удастся просто так закрывать глаза, как это попытались сделать наши противники в ходе предвыборной камапнии в Рязанской области и в других регионах.

То, что происходило в Рязанской области, напоминает хорошо проработанный сценарий, если не старый анекдот. За два дня до голосования губернатор области объявил о своем вступлении в ряды единороссов. Эту новость продолжали транслировать по всем телеканалам и радио области. В субботу, несмотря на запрет агитации согласно действующему законодательству, состоялась пресс-конференция Шпака, на которой он призывал голосовать за позицию "Единой России". Как это вяжется с элементарным соблюдением соответствующих норм — в голове не укладывается.

Далее, в день выборов, Шпак возглавляет инспекцию территориально-административной избирательной комиссии и начинает совершать поездки по участкам. Всем совершенно очевиден смысл таких поездок. Главам местных самоуправлением, сельсоветов была отдана команда "наладить" голосование. В результате мы получили массу жалоб на то, что деревнях и селах главы администраций лично ходили по домам и "обеспечивали" явку, не забывая при этом агитировать за "Единую Россию" (этим в числе прочих "отличился" Чучковский район). В 18-00 территориально-избирательные комиссии вдруг получают команду от губернатора "обеспечить явку" с 31% до 51%. В итоге после 18-00 стали приходить результаты выездов для "голосований на дому". Итого, по Михайловскому району — "вдруг" проголосовало 2154 человек, по Рыбновскому — 3152 человек. Невероятно!

Чтобы получить такие данные, если действовать строго по закону, территориально-избирательные комиссии должны были едва ли не с самого утра забросить свою основную работу и снарядить всех своих сотрудников поголовно для организации выездов с избирательными урнами на дом, не говоря уже о реальном числе неспособных самостоятельно явиться на участки граждан. Становится ясно, откуда вдруг взялось такое количество "домашних голосований". Как итог, в Шацком районе "план явки" выполнен аж на 30%, в Скопинском — "постарались" на 25%.

Показательно, как "ломали" уже в ходе выборов результаты "неправильных" одномандатников. Так, например, в Скопинском районе, согласно проводимым экзит-пулам, первым в спике вплоть до последних часов голосования шел Александр Люлюкин. Внезапно, в одночасье, он вдруг оказывается на 4-м месте. Как прикажете это понимать? Чем это может являться, если не откровенным и наглым вбросом "правильных" бюллетеней?

К чести коллег из СПС, должен сообщить, что они нам позвонили в день голосования и поделились собственной интересной информацией насчет проявившихся нарушений. Изучив ряд списков избирателей, ими было обнаружено, что в реальности нет не только официально указанных в протоколах фамилий, но даже и домов, где проживают новоявленные "избиратели". По данным проводимых экзит-пулов на вечер результаты "Единой России" составляли 18%, КПРФ — 26%. Прошло некоторое время и данные "изменились": у единороссов "вырос" результат до 22%, у КПРФ "упал" до 19% и продолжал "падать". Далее "интересные" события еще не закончились. После восьми часов вечера вдруг начали повсеместно выключать свет: это было отмечено нами и наблюдателями от КПРФ в Октябрьском районе, поселке Ермишь и в ряде других населенных пунктов. Свет включили только после 23-20, когда объявили "окончательную явку". Что могли сделать с явкой и с бюллетенями "втемную" — стоит только догадываться.

Как бы то ни было, я убежден, что состоявшиеся выборы в местные законодательные органы в трех субъектах федерации показали, что их значение неуклонно растет. Особенно это заметно в последнее время, когда политическая обстановка все больше накаляется именно в регионах. Наметился отход от одномандатного избирательного принципа и резко возросла роль политических партий на региональном уровне. Раньше люди голосовали за конкретных людей, которые могли положительно выделиться в глазах избирателей на общем политическом безрыбье местной политической жизни. Теперь избиратель склонен больше голосовать за политические платформы, которые могли бы реализовываться.

Стало очевидно, что выигрывает выборы та сила, которая способна не просто выгодно позиционироваться в ходе предвыборной кампании, а внятно и четко довести свои идеи до каждого избирателя. Поэтому я убежден, что политическая роль законодательных собраний в регионах будет только расти. Сама обстановка заставляет всех нас, все оппозиционные партии объединяться и создавать региональные коалиции. Это, кстати, привлекает и независимых одномандатников, которые к нам постепенно подтягиваются. Тем самым, мы способны выразить общий протест проводимой политике в стране, организовать мощные митинги в регионах и оказать определенное политическое давление на центральную власть именно с точки зрения регионального сопротивления.

Вместе с тем, ясно, что стремительный дрейф избирательной системы в сторону формирования региональных парламентов по партийному принципу займет более длительные промежутки времени, чем это кажется неискушенному наблюдателю. Думаю, такая эволюция вполне возможна в течение пяти лет. То, что происходило в трех регионах, является своеобразным экспериментом — что все-таки лучше, депутат-одномандатник или местная партийная фракция? Стало уже сложно скрывать, что власть чисто административным путем старается задушить тех одномандатников, которые не представляют интересы "Единой России" или прогубернаторских сил. Мы видим, что для этого используется как традиционный административный ресурс, так и абсолютно недозволенные приемы.

Выход один — нам всем следует объединяться на региональном уровне. Объединять даже тех, с кем в обычных условиях на уровне федеральных предвыборных кампаний, пожалуй, неприятно вместе ехать в одном лифте. Поимимо КРПФ, мы уже провели предварительные переговоры с СПС и решили все вместе в дальнейшем создать одну предвыборную коалицию для региональной политической борьбы. На федеральном уровне коалиция, куда входила бы "Родина" и СПС, разумеется, невозможна. Например, в силу наших неснимаемых расхождений с возможными либеральными союзниками. Но в регионах сегодня общая опасность грозит всем несогласным с "Единой Россией" и ее приспешниками. В противном случае есть огромный риск быть сломанными поодиночке на следующих выборах. Партия власти и ее местные апостолы очень хорошо показали всем, на что они готовы пойти, чтобы удержаться у власти в регионах.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram