- Решение! — торжественно объявил Мудрец. — Данный юмор данного коллектива дураков объявляется тупым! А также несвоевременным и животным, в связи с чем он лишается права выражать собой качество, именуемое в дальнейшем — смех. Точка. Мой так называемый "нежданчик" считать недействительным.
"До третьих петухов". Василий Шукшин
"Наждачная революция" в Киргизии развивалась так стремительно, что политологи и комментаторы рта раскрыть не успели. Не довелось им всласть поговорить ни о "политическом субъекте", ни о "движущих силах" революции. Даже киргизская политическая мифология не успела устояться: одни называют киргиз-кайсацкие орды "лимонными" , другие — "розовыми". Непонятно, была ли это революция тюльпанов или нарциссов. А может быть, просто получился бунт мародеров? Ждали очередной "майданчик", а случился вдруг — "нежданчик"…
Тем не менее, как пишет Гардиан, события в Бишкеке в очередной раз продемонстрировали слабость Владимира Путина: "Путин оказался в незавидной роли неудачного защитника непопулярных режимов на постсоветском пространстве". Ну, вот это явная клевета!.. Известный путинозащитник Станислав Белковский заявил, что Россия вообще не вмешалась в ситуацию, как и на выборах в Молдове. Это, на его взгляд, обусловлено двумя факторами: "Во-первых, вопиющей некомпетентностью, царящей ныне в Кремле, во-вторых, параличом воли, который постиг Кремль после серии политических неудач прошлого года".
Такой прогрессирующий паралич и не позволил применить секретное "оружие возмездия" Кремля — специальное Управление Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. Или хотя бы бросить в бой свежего рекрута Модеста Колерова. Наперевес с его оружием — "культурой и духовностью". Ведь по весне на Востоке так принято сажать всякий культур-мультур!.. Но при такой стремительности киргизских событий не довелось кремлевским интеллектуальным попутчикам даже всласть "попилить" бюджета. Например, на "скупку элит по тому же принципу, по какому она была проведена в постсоветских странах". А уж тем более, "возглавить этот процесс"!
Похоже, что в Киргизии все уже было куплено заранее. В "бананово-лимонном" Бишкеке распространялся в виде прокламаций текст "секретного доклада". Этот труд был написан накануне выборов хлопотливым послом США в Киргизии — Стивеном Янгом. В этом сценарии киргизской революции были перечислены все лидеры оппозиции — Р.Отунбаева, М.Ашыркулов, Ф.Кулов и К.Бакиев, выразившие "свое согласие пользоваться американской поддержкой". Там были распределены и роли между участниками: "Ф.Кулов разделяет и является сторонником американских концепций свободы и демократии и может рассматриваться как дублирующий кандидат на президентство в случае, если основной кандидат, Бакиев, проиграет". Резюме доклада Стивена Янга содержало запрос на "увеличение суммы финансовой поддержки до 30 миллионов долларов оппозиционным партиям". Посольство США едва успело объявить документ "грубой фальшивкой", как вдруг и события, и их финансирование пошли строго по американскому плану.
Как и предупреждал АПН, политикам представлялось, что "в Киргизии не будет ни беспорядков, ни жертв, ни Стивена Янга с его сетевыми демократическими миссионерами. Но, к сожалению, это все — только мечты. Американским инвесторам хотелось бы заменить А.Акаева на К.Бакиева". До самого последнего дня президент и правительство Киргизии все еще были "твердо настроены решать все возникшие проблемы политическим путем". Как еще вчера утром заявлял МИД Киргизии, "нет никаких оснований для отмены выборов. Никто не может поставить под сомнение легитимность вновь избранных в результате демократических выборов депутатов только потому, что в некоторых округах были отдельные нарушения".
Но "добрый полицейский" из Брюсселя Хавьер Солана уже вынес свой приговор. В его заявлении от 21 марта была высказана "озабоченность тем, что парламентские выборы (в Киргизии) не отвечали требованиям ОБСЕ и другим международным стандартам в некоторых важных районах". В тот же день куратор внешних связей Еврокомиссии Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что "наблюдатели ОБСЕ констатировали ряд нарушений на выборах в Киргизии". От имени Евросоюза Солана поддержал призыв центра ОБСЕ в Бишкеке к властям и оппозиции Киргизии "приступить к широкому диалогу в поисках надежного и демократического решения". В переводе с евросоюзного на язык киргизского философа и математика Акаева это означает — "Ты взвешен на весах и найден очень легким!".
Министр иностранных дел России Сергей Лавров даже вступил в робкую полемику с Соланой по поводу событий в Киргизии. По словам Лаврова, оценки Соланы контрпродуктивны и могут привести к росту напряженности. Между Лавровым и Соланой даже была достигнута договоренность о будущем визите еврокомиссара в Москву 4 апреля, где диалог по ситуации в Киргизии был бы непременно продолжен. Если, разумеется, ситуация в Киргизии не претерпит трагических изменений. А она - эта ситуация - взяла и претерпела! Случилось "обыкновенное" политическое чудо…
- Когда при нем душили его любимую жену, он стоял возле да уговаривал: потерпи, может быть все обойдется!
"Обыкновенное чудо". Евгений Шварц
Это чудо стало возможным после двух знаковых заявлений. Сначала "злой полицейский" - представитель Госдепартамента США - приказал правительству Киргизии начать диалог с оппозицией и не выдвигать при этом никаких предварительных условий. В переводе с американского на язык элит это означает — "Не стреляйте! Вы окружены, сопротивление бесполезно". Затем "местный полицейский" — и.о. министра внутренних дел Киргизии — на митинге в Бишкеке в четверг заявил, что "милиция — народная, она не будет применять оружие против мирных митингов, против своих сестер, братьев, матерей и отцов". С ментовского на пацанский эта фраза переводится однозначно: "Шуруй, ребята! Мы линяем!". А дальше - дело известное…
Как пишут очевидцы, "потом произошло спонтаное перемещение толпы к Белому Дому, видна была конная полиция, мелькал ОМОН…а дальше… люди уже были внутри территории Белого Дома. Военные сами открыли центральные ворота. Начался погром. Из окон летели мебель, книги, компьютеры. Люди заходили в здание, выглядывали из окон и каждое появление их встречалось ревом толпы. На броневиках стали фотографироваться, милиция и военные потихоньку отходили от Белого Дома…". Очень знакомая по 1991 году картина: братание с ОМОНом и местный Ельцин на броневике!
Ни президент Владимир Путин, ни официальный МИД сразу никак не отреагировали на ситуацию в Киргизии. Только верный Борис Грызлов сделал в разгар киргизских событий очень важное заявление: "Пришло время менять команду руководителей российского футбола". Только психоаналитики и политопатологи стали размышлять над этой чисто фрейдистской оговоркой, как в мозг спикера Государственной думы поступила другая речевая команда. Грызлов с такой же футбольной серьезностью заявил, что "России не надо вмешиваться в ситуацию в Киргизии, где оппозиция захватила Дом правительства". Точно такая же "эсэмеска" поступила и к другим говорящим головам, сразу помечая ряды "жертвенных баранов", готовых сдаться без всякого боя.
Комментаторы верно отмечают, что "для России "киргизский сюжет" является в значительно большей степени модельным, нежели "украинский". Эксперты вторят, что "помимо грузинской и украинской моделей для центральных районов страны и Северного Кавказа киргизская "матрица" пригодится в национальных республиках Урала и Сибири". Но не понятным остается одно. Почему же типовой "американский фокус" так легко удается на просторах бывшего СССР?
После очередной "революции", свершившейся в обеденный перерыв, мы уже понимаем, что ни цвет, ни название цветка для успеха переворотного дела не важны. Даже размер толпы не имеет значения. Главное, чтобы была в наличии стена, отчуждающая власть от общества. А стена эта, как учил классик, гнилая. Ткни -она развалится… Вот так и получилось!..
- Пришли два чекиста с проверки обвалившихся домов и объяснили: дома рухнули с потолков, потому что чердаки были загружены солью и мукой сверх всякого веса; мука же и соль буржуям требовались в запас — для питания во время прохождения второго пришествия, дабы благополучно переждать его, а затем остаться жить.
"Чевенгур" Андрей Платонов