"Стоит Матрена, здорова, ядрена, пасть открывает, что дают -глотает…". Испокон веку русские крестьяне собирались долгими зимними вечерами в одной натопленной избе и рассказывали друг другу русские, но народные загадки о дровах и печке. Сегодня то ли зимы стали теплее, то ли крестьяне пошли не те. Однако загадки друг другу задают одни политики да журналисты. Вот и вся прошлая неделя прошла под массовые гадания о повестке саммита в Братиславе, о судьбе Ирана и о проснувшемся по весне Мише.
Радиостанция "Маяк" оповестила население, что "почти за месяц до саммита в информационном пространстве стали обсуждаться предположения о том, что в Братиславе Буш отнимет у Путина ядерный чемоданчик". Это верно, была такая тенденция. В этой, как было сильно сказано на Маяке, "гнусной провокации" поучаствовали все, кому не лень. От Эха Москвы до тандема Путин-Буш, которые взяли и договорились расширить сотрудничество в целях укрепления безопасности ядерных объектов в двух странах. А как это будет делаться, пока публике не понятно. Наверно, как в известной песне: "А где-то вот стоял мой чемоданчик…".
"Сегодня мы заявляем о нашем намерении расширить и углубить сотрудничество с целью укрепить безопасность ядерных объектов в наших двух странах и, вместе с нашими друзьями и союзниками, во всем мире", — говорится в совместном заявлении двух президентов. Но нашим российским слесарям и плотникам, "заявившим о намерении расширить и углубить сотрудничество", рано еще ехать в Североамериканские Штаты. Их не пустят даже с благородной целью укрепить двери американских ядерных арсеналов. Сначала Россия и США должны создать "группу высокого уровня" по сотрудничеству в области безопасности в ядерной сфере под председательством руководителя Росатома Александра Румянцева и министра энергетики США Сэмуэла Бодмена. Затем эта группа представит лидерам двух стран свой первый доклад к 1 июля 2005 года, и только впоследствии можно будет "стучать" и на регулярной основе.
В ожидании, пока тайное, известное одним лишь высшим политикам и приближенным к ним политологам, станет явным, журналисткая общественность прнялась изучать ядерный опыт зарубежных стран. Например, "ядерный национализм по-французски". Тут не обошлось и без перегибов. Один русский журнал, возбудившись поднятой АПН темой, даже высказал смелое продположение: "Саудовская Аравия, а для некоторых африканских — ЮАР: и та и другая, как известно, обладают собственным (хотя незначительным и скрываемым) ядерным арсеналом".
Эксперты по ядерным вооружением сразу всполошились: "Кому известно? Тем, от кого скрывают?". Открытый доклад российской Службы Внешней Разведки "Новый вызов после "холодной войны": распространение оружия массового уничтожения" пишет, разумеется, кое-что о ядерной программе ЮАР. Но даже информированная СВР слухом не слыхивала о ядерных планах коварных саудитов. Только бывший шеф "Мосcада" и бывший глава Совета по национальной безопасности Эфраим Галеви однажды заявил, что "Сирия, Египет и Саудовская Аравия получили в свое распоряжение какие-то элементы ядерного ружия через подпольную сеть, организованную отцом пакистанской ядерной бомбы, доктором Ханом".
Из этого вдумчивый читатель может сделать надежный вывод: пропагандистским рупором какой именно спецслужбы являются таки "русские журналы". Похоже, что политические журналисты, как наша Матрена - "что дают - глотает". Или как поется на Масленницу в веселой русской песне "Ставь, Матрена, лапти круче, Покажи свои онучи, Пусть пример с тебя берет Суверенный наш народ".
Иран мне друг, но кое-что дороже…
Одно только стало понятно городу и миру из публичного "Покажи свои онучи" в Братиславе: права человека теперь включают право на нераспространение ядерного оружия. Как сурово разяснил оперуполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин в правительственной "Российской газете" : "В ядерном клубе чужим не место". На совместной пресс-конференции в Братиславе президент Буш перевел эту правозащитную максиму так: "Я очень рад, что в вопросе Ирана мы пришли к согласию — у Ирана не должно быть ядерного оружия".
Путин, который на саммите очень плохо выглядел, изможденно подтвердил эту договоренность. "Мы действительно говорили по иранской проблематике, о ситуации, связанной с Северной Кореей, и у нас здесь общее мнение, общий подход," — сказал джорджев друг Владимир. И это не пустые слова, вроде "монетизации льгот"! Сам Президент США Джордж Буш считает, что Путину можно доверять вообще, и в частности, в том, как Кремль развивает демократию в России. Об этом он вслух заявил на совместной пресс-конференции с Владимиром Путиным по итогам российско-американского саммита в Братиславе.
Джордж Буш не первый раз верит на слово Путину. Первая личная встреча президентов России и США Владимира Путина и Джорджа Буша состоялась 16 июня 2001 года в Любляне (Словения). Пять лет назад (и это уже стало журналистской банальностью!) Буш-де впервые заглянул в глаза Путина во время саммита в Любляне — и увидел там не просто родственную душу, но друга. Как пишет в редакционном комментарии "The Financial Times", "Тогда г-н Буш, впервые встретившись с г-ном Путиным, несколько по-дурацки объявил, что заглянул в душу человеку, которому можно доверять".
В прошлую пятилетку решалась судьба стратегических отношений США с Россией. Буш-младший напряженно думал в городе Любляна: по какому из трех векторов — "ЛЮ", "БЛЯ" или "НА" — послать Путина. Как известно, победила мужская "ЛЮ"! Поэтому всем кричащим, что Владимир Путин фактически свертывает демократические достижения в России, можно теперь гордо ответить словами всемирного императора. "Я считаю, что можно верить г-ну Путину, когда он говорит о своей полной поддержке демократической форме власти и том, что у России нет пути назад", — сказал Буш. "За эти четыре года я смог убедиться, что если этот человек что-либо говорит, он это выполняет," — подчеркнул президент США.
А раз "у России нет пути назад", то и судьба соседнего с ней Ирана уже предрешена. "Военная операция США против Ирана начнется в 2006 году", — заявил президент Института национальной стратегии Станислав Белковский, выступая на пресс-конференции, посвященной российско-американскому саммиту в Братиславе. По его словам, нападение будет вызвано попыткой США установить контроль над иранской нефтью и устранить Иран как самостоятельного стратегического игрока. В данный момент США увязли в тихой войне в Ираке и потому не могут нанести сухопутный удар по другой стране.
Сегодня Иран является стратегическим партнером России и его переход под контроль США разрушит сложившийся баланс сил в регионе. В подтверждение тезиса о стратегическом партнерстве России и Ирана в ИА Росбалт был представлен специальный доклад Института национальной стратегии об основах религиозной политики России. В этом докладе эксперты Института противопоставили глобалистский ислам, олицетворяемый Саудовской Аравией и цивилизационный ислам, олицетворяемый Ираном. Как подчеркнул Михаил Ремизов, "для России гораздо более оптимален иранский вариант политического прочтения ислама".
Обладание ядерным оружием является для Ирана надежным инструментом обеспечения суверенитета, поэтому России не следует отказываться от поддержки атомной программы этой страны. Но сделать это Россия сможет, скорее всего, уже при следующем президенте. По словам Станислава Белковского , Владимир Путин взял курс на вывод России из зоны стратегических российских интересов и на сворачивание советской военной машины. Политолог уверен, что в случае внутренней дестабилизации, направленной на смену существующего режима, США будут на стороне Кремля.
Необходимо понимать, заявил Белковский, что "на смену Владимиру Путину придет не Анатолий Чубайс, а политик типа Дмитрия Рогозина". Понимает эту проблему политического транзита и Запад, и Кремль, поэтому заявление Михаила Касьянова о возможности участвовать в выборах президента стало ожидаемой сенсацией. Однако об интриге вокруг амбиций Касьянова следует рассказать в отдельном комментарии.