Вопрос о радикальной конституционной реформе внезапно вернулся в российское политическое пространство. Поводом к тому послужила пресс-конференция руководителей Института национальной стратегии (ИНС), посвященная концепции новой Конституции России, а также механизмам и срокам ее принятия. В знаменитом зале с колоннами пресс-центра “АиФ”, где некогда Грибоедов впервые прочел свою поэму, Станислав Белковский решительно заявил, что ельцинская Конституция исчерпала себя.
По словам президента ИНС, власть находится сейчас в концептуальном тупике, примером чего служит неспособность создать эффективную систему отношений между Центром и регионами. “После Украины, Грузии и последних прямых выборов губернатора стало понятно, что логика политических технологий не работает, во власти не осталось мыслителей, способных выдвигать стратегические идеи, в том числе защищающие институт президентства от потрясений”, — сказал Белковский в интервью Новым известиям.
Однако жгучий вопрос о передаче власти не дает покоя российским политикам и чиновникам. Речь идет о предстоящих в 2008 г. президентских выборах, о смене власти в стране и об изменениях Конституции. Эта тема волнует и самого Путина, в чем он откровенно признался на предновогодней пресс-конференции. Поскольку сам президент еще не выбрал себе преемника, то, как отмечает “Политический журнал”, в путинском окружении и среди политиков все чаще и чаще стали говорить о необходимости менять Конституцию.
Тем более, по сведениям Белковского, в недрах самой администрации президента зреют поправки в Российскую конституцию. По замыслу кремлевских мудрецов, президент, которого будет выбирать Федеральное собрание, лишится властных полномочий. Власть будет сосредоточена в руках премьер-министра. Это, отмечают эксперты, поможет Путину остаться у власти и после 2008-го года. “Но у них ничего не выйдет, поскольку, подходя чисто бюрократически, они будут ориентироваться на гипотетическое желание Путина остаться у власти после 2008 года, — считает Станислав Белковский. — Хотя, зная психологию главы государства, могу сказать, что он скорее захочет контролировать ситуацию, иметь управляемого преемника, чем править самому”.
“Независимая газета” в передовой статье “Операция “МОНАРХ” стартовала” подробно пишет о планах косметической перелицовки Основного закона. Однако сам Белковский уверен в нежизнеспособности кремлевского проекта. Политолог считает, что такой “протез” станет не чем иным, как скопищем поправок в действующий Основной закон, в то время как “распад ельцинско-путинской политической системы” требует формирования “качественно новой государственности России”.
Именно поэтому Институт национальной стратегии собрал вчера журналистов, чтобы презентовать концепцию собственного проекта новой Конституции. По сути, речь идет о пересмотре самой концепции государства. Вместо несостоятельной для России модели государства-нации предлагается модель государства-цивилизации. В этом случае формирование государства происходит не на основе “гражданской нации” а на основе союза народов, ядром которого являются русские и другие коренные народы России. Сегодня неоходимо укрепить пост главы государства, подняв его над разделением властей, придать главе государства статус “некоронованного монарха”. С другой стороны следует обеспечить зависимость правительства от парламента. Михаил Ремизов определил эту модель как “принцип разделения власти и управления”.
Би-би-си в своем обзоре прессы, посвещенном проблеме конституционной реформы, отмечает высокую конкуренцию среди интеллектуальных центрв в России. Как заметила газета “Новые Известия”, “политологи наперебой предлагают Кремлю новые проекты Конституции”. Напомним, что на прошлой неделе не менее радикальные предложения по изменению политического строя появились с совершенно разных разных сторон политического спектра. По мнению заключенного Михаила Ходорковского, управлять Россией должно правительство парламентского большинства, а президент должен превратиться в номинального "верховного арбитра". Вице-спикер Владимир Жириновский, напротив, подобострастно предложил главе государства стать полновластным "верховным правителем". Предложения Института национальной стратегии, озвученные на пресс-конференции, представляются на этом медийном фоне заслуживающими самого пристального внимания.
Коментируя проект коллеги-конкурента, Глеб Павловский заметил, что его составители являются поклонниками фашистской государственной модели. Любопытно, что такой предсказуемый выпад в стиле “дежурного по стране” уже прозвучал на пресс-конференции — правда, из уст корреспондента радикальной газеты “Завтра”. Эксперты ИНС заявили в ответ, что “исторический опыт Третьего рейха представляется абсолютно негативным и абсолютно не применим в России”. Другое дело, что к складывающейся усилиями кремлевских политтехнологов российской властной модели может быть не меньше вопросов. Одна фраза спикера Грызлова о том, что “парламент - не место для дискуссий” быстрее возращает нас во времена “великих диктаторов”, чем все ритуальные крики “Волки! Волки!”.
Похоже, что тут, действительно, все дело в острой конкуренции ведущих политологов за общественное и властное внимание. По оценкам экспертов, кремлевский пакет поправок будет достаточно объемным и должен будет обсуждаться общественными палатами, создаваемыми при кураторстве властных политтехнологов. Независимый текст проекта Основного закона, вполне очевидно, лишает говорящие головы власти комфортной и привычной роли “главного модератора общественной дискуссии”.
Заметим, что в зале пресс-центра АИФ собрался пул журналистов самой разной политической ориентации, от корреспондентов Би-би-си и АП (кстати, неудомевавшего, как это в непредсказуемой России может появиться новая Конституция без согласия Кондолизы Райс!) до телеканалов НТВ и Рен-тв. От либеральных Московских новостей и умеренных Литгазеты и Политического журнала, до самых радикальных изданий. Отвечая на вопрос корреспондентов о механизмах введения в действие Конституции, Станислав Белковский подчеркнул, что решающая роль будет принадлежать “ответственному “двуглавому” политическому субъекту”. Эта новая политическая сила должна сформироваться на основе синтеза право-консервативной и новой левой оппозиции. И, судя по собравшимся в зале заинтересованным журналистам, такой политический союз начинает появляться прямо на наших глазах.