Михаил Саакашвили после недавних заявлений о реющих стягах над Абхазией и Рокским перевалом в Южной Осетии, как символах ВЕЛИКОЙ ГРУЗИИ, удалился на временный покой. Он передал право вершить дипломатию главному конфликтологу Грузии Г. Хаиндраве.
Государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Хаиндрава заявил, что Южная Осетия готовится к более серьезному противостоянию.
Возникает вопрос более серьезному противостоянию по отношению к чему? К какому конкретно конфликту? Если к недавнему, относительно скоротечному «походу на Цхинвал», то эта авантюра не принесла многочисленных жертв только по одной причине. Только благодаря готовности осетинской стороны отстаивать свое право жить на собственной земле до конца. Или может в Тбилиси вспомнили 90-е годы, когда безоружный и мирный народ Южной Осетии пытались просто уничтожить «отморозки» Гамсахурдиа?
Сегодня, когда слово грузинской дипломатии стоит ровно столько, сколько получает Грузия гуманитарной помощи от Берега Слоновой Кости, нельзя надеяться на твердость сочинских договоренностей. И от степени собственной мобилизации Южной Осетии напрямую зависит ее безопасность. Осетинская сторона под бдительным присмотром комиссий ОБСЕ исправно уничтожала фортификационные сооружения вокруг Цхинвала и его окрестностях. Что же происходило на территории Грузии в это время?
Это известно из слов представителя регионального оперативного штаба (РОШ) по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе генерал-майор Ильи Шабалкина. "В Панкисском ущелье находятся несколько сотен чеченских и иностранных боевиков. Более двухсот сторонников убитого Руслана Гелаева находятся в районе селений Дуиси и Халацани, еще одна группа в районе селений Омало и Цинобани. Тридцать иностранных граждан общаются между собой по-турецки в составе третьей группы, находящейся возле села Биркиани", заявляет он.
По словам Шабалкина, в Панкиси находятся Абу Атия и Абу Рабия представители Абу Хафи, ближайшего сподвижника Осамы Бин Ладена. Известно, что арабские наемники размещаются в селе Халацани."Боевики не только готовятся к новым вылазкам на территорию России, но и отбирают из числа местных жителей резервистов, конфискуют у местных жителей скот, продовольствие, проводят агитационно-разъяснительную работу Мы готовы их встретить на границе, однако в ближайшее время их крупные силы вряд ли прорвутся. Перевалы завалены снегом и будут закрыты до июня 2005 года".
Тбилиси понял, что собственными вооруженными силами, даже обученными суперамериканскими инструкторами, он не справится с осетинским сопротивлением. Поэтому администрация Грузии пользуется услугами своих первейших друзей и соратников.
В Южной Осетии мало кто верит, что грузинская сторона отказалась от своих планов по силовому решению созданного ею конфликта. Пресловутое "Самочабло" территория Осетии, которую в свое время присвоили грузинские князья Мочабели. (Они даже привлекали для этого царскую армию, чтобы иметь феодальный налог с крестьян-осетин исконно проживавших в этих местах) Насильственное присоединение Осетии, впрочем, как и Абхазии, остается единственным смыслом существования новой грузинской элиты.
Это напроминает затянувшуюся погоню за двумя зайцами. Во-первых, повысить собственную самооценку и оправдать вложенные Дальним Западом инвестиции. Во-вторых; попытаться консолидировать грузин и отвлечь их от вопиющего состояния дел внутри Грузии, наприемер, за счет военного похода куда угодно. Эта авантюра должна, рано или поздно, реализоваться во что-то конкретное. И, по замыслу авторов, непременно победоносное.
Однако реальные дела на Северном Кавказе могут принять совсем другой оборот. Грузинский госминистр Хаиндрава не на шутку обеспокоен активностью российских патритов. «Их идеолог Белковский во всеуслышанье заявил, что мы (Россия) установим над Грузией военный протекторат», — сказал конфликтолог. Хаиндрава особенно взволнован российской партией "Родина", которая "осуществляет агрессивную политику в отношении Грузии". Дело в том, что фракция "Родины" передала на рассмотрение Госдумы РФ законопроект, облегчающий вхождение в состав Российской Федерации автономных образований бывших советских республик.
Это закон мечта для жителей Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья. Если такой закон будет принят, то Россия, безусловно, усилит свои позиции на постсоветском пространстве. Она сделает, наконец, что-то реальное для защиты своих граждан проживающих в этих непризнанных автономиях. Хотя, очевидно, приобретет множество внешнеполитических проблем.
Госминистр Хаиндрава удивился недавнему заявлению министра иностранных дел России Лаврова, который предложил упразднить или значительно сократить число наблюдателей Миссии ОБСЕ на чечено-дагестанском участке российско-грузинской государственной границы. Г-н Хаиндрава недоумевает притворно- дипломатически. По свидетельствам участников проверок, проведенных совместных с наблюдателями ОБСЕ не территории ЮО, выставляемые в горах грузинские дозоры делали их деятельность бессмысленной.
Заблаговременно кем-то предупрежденные, грузинские посты просто уносили (укатывали) подальше неразрешенное вооружения. Грузинское командование прятало "лишних" вооруженных людей за ближайшей горкой и запугивало европейцев отсутствием гарантий безопасности, если они проявляли излишнее любопытство. Эффективность таких наблюдателей напрямую зависит от маскировочных усилий наблюдаемых.
Демарши и заявления грузинской администрации бессмысленны. Грузия НИКОГДА не решит "вопрос" ни с Абхазией, ни с Южной Осетией. И она не в состоянии его решить ни мирным, ни военным путем . Поверив во всесилии масс-медиа официальный Тбилиси повторяет одни и те же заклинания. Видимо, Саакашвили надеятся заколдовать весь мир своей молодой энергией, задором и находчивостью. Но все происходящее уже напоминает мыльную оперу, где тексты известны заранее, а свет выставлен под нужным углом. Да и актеры вроде нам надоели, а финал очевиден. На сколько хватит спонсорского бюджета, столько серий в этом боевике и будет.
Пора остановить грузинских продюсеров колониального кино. И последнее слово в этом затянувшемся сериале остается за Россией.