АПН: Как вы оцениваете итоги визита патриарха Алексия Второго в Казань?
Кирилл Фролов, пресс-секретарь Союза православных граждан:
Патриарх сделал все что мог, чтобы добиться защиты прав православных в Татарстане. Реально он добился возрождения Богородицкого монастыря, где была явлена казанская икона Божьей Матери и разрешения на проведение богослужений в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Но неизвестно, будет ли православная церковь владеть собором и совершать ежедневные богослужения по уставу. О возвращении других храмов Казанского Кремля и речи не идет.
Шаймиев — этакий Кучма, который делает символические уступки и у людей, которые находятся вне контекста, создается впечатление, что все проблемы решены. В действительности никаких серьезных уступок Шаймиев не сделал. Мало того, сепаратистские круги Татарстана уравновесили визит Патриарха провокационными выступлениями Союза мусульманских женщин Татарстана, которые пытались устроить беспорядки во время визита предстоятеля, и радикального муфтия Биббарсова, который обвинил татарские власти чуть ли не в сговоре с православием.
Казань использует радикалов, чтобы на их фоне выглядеть добрым следователем. Сепаратистские тенденции очень опасны. Только из традиционно интернациональных Набережных Челнов уезжает три-четыре тысячи русских в год. В Татарстане соотношение православного и мусульманского населения — 50/50, но мечетей более 1200, а православных храмов — чуть больше 200. То есть диспропорция в шесть раз. Шаймиев вовсе не обещал исправить положение. Он высказался за введение в школах синкретического курса "Основы мировых религий", а не "Основ православия". Это значит, что в Татарстане будут преподаваться основы ислама, а основы православия — нет.
Федеральный центр явно пасует. Пример тому — Адыгея, где 20 пикетчиков из радикально Адыгейского конгресса остановили возведение памятника св. Николаю Чудотворцу. Это в регионе, где 80% населения составляют православные русские.
Священный Синод Русской православной церкви не оставил подобные случаи без внимания и создал комиссию по разработке общецерковного документа по межрелигиозному диалогу с иноверцами. Комиссия возглавляется наиболее активным иерархом -= митрополитом Кириллом и в нее входят ревностные сторонники православной проповеди среди мусульман, как священник Петр (Иванов), известный богослов Юрий Максимов, диакон Андрей Кураев и другие.
АПН: Дело не ограничилось только разработкой форм взаимодействия с иноверцами?
Кирилл Фролов:
Митрополит Кирилл выступил с критикой профессиональных правозащитников. В Патриархии не доверяют людям, которые спокойно смотрят на преследования русских на Украине или мягкий геноцид русских в Прибалтике. Поэтому церковь сама намерена заняться правозащитой в подлинном смысле этого слова. Действительно, право "печалования" Патриарха перед царем существовало на Руси много сотен лет. Инициативы церкви вызвали истерику в лагере "грантоедов". Но одновременно и поддержку государства, которое приняло решение перекрыть потоки финансирования оранжевых неправительственных организаций.