Шевцов: Большой угрозы Лукашенко я не вижу

АПН: Как вы оцениваете перспективы бархатной революции в Белоруссии в свете заявлений К. Райс?

Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции:

В Беларуси началась затяжная предвыборная кампания, связанная с президентскими выборами 2006 года. Естественно, обостряются все внутренние и внешние проблемы. Плохие отношения с Западом — самая серьезная из этих проблем. Мне кажется, эти отношения могли бы быть нормализованы, если бы в Администрации президента Беларуси смотрели на идеологию менее бюрократически. Беларусь - очень эффективное государство, но у этого государства есть пределы эффективности. В основном они касаются тех сфер, где для успешной политики необходимо выйти за рамки концептуального и ментального наследия, которое досталось Беларуси от советской эпохи.

Именно в этом контексте, мне кажется, надо рассматривать и заявления К.Райс. Ни для кого не секрет, что политическая система Беларуси очень устойчива. К.Райс это признала.

Судя по составу делегации, которая встретилась с К.Райс, США действительно намерены поддерживать не политическую оппозицию в Беларуси, а  то, что на Западе называют структурами гражданского общества: негосударственные организации, женское движение, независимое образование, СМИ. Эти структуры сами по себе власть свергнуть не могут. При каких-то обстоятельствах они могут поучаствовать в процессе смены власти, как это произошло в Грузии или Украине, но  не более того. Для смены власти необходим раскол в самой власти и еще целый ряд предпосылок, которых в Беларуси нет.

К.Райс заявила не о непосредственном курсе на бархатную революцию в Беларуси, а о курсе на поддержку структур гражданского общества, которые, развиваясь, со временем должны стать базой для трансформации белорусского общества в европейском направлении, и о политических симпатиях США в Беларуси. Кстати, не факт, что эти структуры разовьются или что они обязательно будут ориентироваться на революционный вариант для Беларуси. Я бы не исключал и ориентации на круглый стол по польскому типу при определенных обстоятельствах.

АПН: Есть ли у белорусской оппозиции ресурсы для свержения Лукашенко?

Юрий Шевцов:

Нет. Таких ресурсов я не вижу. Белорусская оппозиция — это хорошо подготовленная оппозиция. Это — сильная оппозиция. Она обладает беспрецедентным опытом успешной дипломатической и информационной деятельности в международном масштабе. Ее структуры, в общем, устойчивы и, несмотря ни на какие внутренние сложности, способны действовать в разных политических ситуациях. У оппозиции есть проблемы с идеологией и кадрами, с финансами и правовым прикрытием, но эти проблемы есть и у власти. На мой взгляд, не оппозиция в Беларуси слаба, а власть в Беларуси сильна. И пока не заметно никаких предпосылок к ослаблению власти.

Нельзя также забывать двух важных источников силы белорусской политической системы в случае обострения внешней ситуации. Как бы кто ни пытался пропагандистски принизить транзитное значение Беларуси, оно настолько важно, что никакое внешнее давление не может поставить под вопрос стабильность поставок нефти и газа из России на Запад даже на одни сутки. Никакой серьезной внешней угрозы Беларуси нет.

Но если в силу какого-то иррационального поведения возникнет такая угроза или просто усилится тревога в Беларуси относительно такой угрозы, Беларусь сохраняет возможность быстрого распространения своего кризиса на Россию. Та идеология, которую исповедует белорусское государство, вызывает симпатии к Беларуси очень многих людей в российских и, при определенных обстоятельствах, украинских регионах.
 
В отличие от Югославии, Беларусь не изолирована от соседей специфичной ярко выраженной идентичностью и способна апеллировать к симпатиям массы людей на востоке. Вряд ли свержение Лукашенко является достаточным призом для создания близ Москвы обширного очага политической конфронтации на важных для Европы сырьевых артериях. Когда опасность распространения белорусского кризиса на Россию становится очевидной вовлекаемым в кризис политикам, те останавливают расползание кризиса. За время правления Лукашенко такое происходило не однажды.

Конечно, в политике никогда нельзя зарекаться, но, мне кажется, никакой внешней или внутренней угрозы Лукашенко ныне нет.

АПН: Насколько вероятно, что Лукашенко уйдет в отставку сам под давлением Запада и Москвы?

Юрий Шевцов:

Сейчас такой угрозы я не вижу. Прямое давление Лукашенко успешно нейтрализует. Трансформация этого давления в силовое маловероятна. Внутренняя ситуация в РБ — очень стабильна. Экономика развивается успешно. Скорее всего, в скором времени имеет смысл ожидать обострения какого-нибудь действительно серьезного международного кризиса, который отвлечет внимание от Беларуси, как это происходило не раз. Белоруссия — не самая большая мировая проблема.

Но есть проблема усталости белорусского общества от идеологического напряжения в отношениях с Западом. Еще недавно мобилизация общества вокруг государства, сознательно поддержанная обществом, помогала решать многие проблемы, отстроить все необходимые институты независимого сильного эффективного государства. На фоне постсоветского коллапса, особенно коллапса, который мы видели в России в 90-х годах, белорусская мобилизация вокруг Лукашенко была рационально понятной и оправданной. Но сейчас такой угрозы нет. Есть низкая адаптация белорусского государства к процессам европейской интеграции. Белорусское общество не создало институтов, структур, концепций, которые позволяли бы эффективно сотрудничать с охватывающим почти всех соседей РБ Европейским Союзом. Потеря смысла существования мощной консолидированной власти, каковая установилась в Беларуси — главная проблема. И эта проблема будет нарастать.

Государственная идеология Беларуси строится на слишком конфронтационной основе. Безусловно, Беларуси есть что и от кого защищать. Но нельзя строить стратегию своего выживания на подспудном ожидании возобновления новой европейской биполярности. Беларусь должна искать свое место в Европе не только в рамках союза с Российской Федерацией, но и рамках идеологической и политической борьбы, которая происходит внутри самой Европы, прежде всего внутри Европейского Союза. А, ведь, реальная нынешняя Европа — это расширяющийся и изменяющийся Европейский Союз со всеми своими внутренними проблемами. Именно к этой реальности тяготеет и Россия. И эта реальность установилась надолго. Беларусь слишком увлеклась успехами на восточном направлении и не выстроила своего проекта европейской интеграции, не создала своего места в объединяющейся Европе в сфере политики, идеологии, участия в европейских институциях.

Я вижу лишь одно объяснение этого белорусского просчета — это консерватизм и творческая ограниченность людей, которые много лет влияют на создание государственной идеологии в Беларуси. Они просто не поспевают осмысливать очень быстро изменяющуюся реальность. В результате Беларусь имеет конфликт с Европой, возникший едва ли ни на пустом месте. По сути, РБ — очень европейская страна: всячески способствует проведению через свою территорию трубопроводов и иных артерий, по которым в Европу поступает российское сырье, сдерживает незаконную миграцию в ЕС и ведет борьбу с организованной преступностью, отказывается строить государство на принципах аморальности, изо всех сил старается нарастить экономическое сотрудничество с ЕС. Тем не менее — острый конфликт с Европой.

Белорусское государство — очень успешное государство. Однако оно слишком мало внимания уделяет действительной идеологии, выстраиванию системы интегрированных в Европейские институции НГО, образовательных учреждений, политических партий и т.д. Возможно, одна из причин этого: белорусское государство пока не осознает жизненной необходимости выстроить систему национальной безопасности и процветания на основе менее иерархичного, чем ныне, принципа.

Мобилизация общества вокруг лидера и государств в 90-х годах позволила Беларуси разрешить многие постсоветские проблемы более эффективно, нежели это сделали те страны, которые пошли иным путем. Ныне настала иная эпоха, но руководству страны, политическому классу, да и всему обществу сложно быстро отказаться от того механизма  организации, который хорошо себя проявил совсем недавно. Тем более что непосредственной внешней или внутренней угрозы Беларуси нет, и Беларусь действительно может себе позволить нынешний уровень конфликтности с окружающим миром.

В результате внешнеполитические проблемы нарастают и больше того — на пустом месте возникают новые.

Я полагаю, на каком-то этапе может возникнуть ситуация, когда власть и общество найдут между собой компромисс. Не обязательно, но возможно, что найдут именно компромисс — по схеме круглого стола в Польше, который в свое время привел к власти Леха Валенсу и позволил Войцеху Ярузельскому уйти спокойно. Ведь у власти и оппозиции в Беларуси есть своя доля правды.

Быть может, еще не время для слияния двух этих правд, но есть проблемы, которые власть действительно решает плохо или решить не может в принципе, и есть лозунги оппозиции и особенно ее политическая практика, которые действительно бывают общественно неприемлемы. Отношения с Западом — лишь одна из таких проблем. Есть и иные. Однако раз власть и оппозиция за много лет противостояния все-таки всерьез не переходили к насилию и, за исключением единичных, не до конца проясненных случаев, крови и обоснованной ненависти между двумя белорусскими полюсами почти нет. Значит, внутри белорусского общества существуют тенденции, которые позволяют со временем надеяться на компромиссное решение имеющейся проблемы.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram