События сейчас разворачиваются стремительно. Казахстан и Армения внезапно начали проявлять резкие антироссийские движения из-за подстрекательства США. Гегемон исчерпав все рычаги экономического и политического влияния на Россию, начал проект по расшатыванию устойчивости России под влиянием соседних южных республик (бывших составляющих СССР). О скрытых инвестициях США в эти проекты южных соседних республик мы узнаем позднее. Этот проект в чём-то родственен с инвестициями США в Украину, но по финансированию не настолько объёмный.
Двойственная позиция наших дружественных южных стран-соседей, начиная Турцией и кончая Казахстаном, вся пропитана хитрым экономическим прагматизмом. При этом эти наши дружественные соседи поддерживают Украину и этой поддержкой оказывают вред нашей стране. У России, несмотря на это, есть своя прагматическая толерантность к такому хитрому и двойственному отношению Казахстана и Турции. Самое главное, чтобы перелом в конфликте между Россией и Украиной не наступил, благодаря политической и экономической дестабилизации России, вызванной политическим поведением наших южных соседей-стран. Нужно помнить о поддержке и мощном партнёрстве Китая и Казахстана. То есть, помнить о прокси-поддержке Украины Китаем, так как Казахстан поддерживает Украину. Вот как всё хитро запутано! Генезис и истоки этой противоречивой, паразитарно-прагматической запутанности заложены в глобальной тлетворности и экспансии самих США. Однако, Россия должна проявлять свои межэкономические амбиции.
В Индии "застряли" около 39 млрд долл. в рупиях из оплаты за российскую нефть. Индия предложила их инвестировать в свою экономику, т.е. оставить в стране. Фактически нефть поставляли бесплатно.
Понятно, что дедолларизация дело непростое и недешевое. Так же как и многополярность мира может стать делом непростым и недешёвым. Однако, на чьём хребте будет формироваться многополярность так нужная миру? Неужели это будет происходить только на плечах России? Неужели мир будет опять традиционно выживать за счёт только жертв России? На мой взгляд, Россия должна проявлять свои международные амбиции на этот счёт.
Специальная военная операция на Украине спровоцировала во многом «революционную ситуацию» как внутри страны, так и в мире в целом. Разрушен базис прежней, либерально-западной эпохи. Такое мнение в своём интервью дал известный режиссер, гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров.
«Конечно, спецоперация спровоцировала во многом „революционную ситуацию" как внутри страны, так и в мире в целом. Разрушен базис прежней, либерально-западной эпохи. Мы выстраиваем другую политическую систему. Многое зависит и от политической элиты страны, и от культурной. Нашей элите необходимо верно оценивать текущую ситуацию и делать правильные шаги. Если она этого не сделает, то СВО изменит в том числе и саму элиту»,— считает он. Актуальное, но, на мой взгляд, не настолько глубокое мнение Шахназарова без глубинно-философского понимания истоков происходящего. Всё сейчас происходит в условиях культуры катастрофы, инициируемой и заправляемой США (см. Ж. Бодрийяр, "Америка"). Всё уже давно шло и зрело - США первичны, Россия и мир вторичны ко всему происходящему. Ранее эта динамика была вялотекущей. Сейчас эта культура катастрофы входит в стадию обострения.
Поговорим о том, что сейчас должно помочь российской науке. На мой взгляд необходимы:
1. Мощная эффективная коррекция системы финансирования и замены иерархической структур науки на модель, где во главе которой стоял бы реальный авторитетный учёный например, заведующий лабораторией, который получает лично грант и на конкурсной основе сам набирает сотрудников под конкретные задач. При этом необходимо поднять уровень финансовой ответственности за грантовые деньги.
2. Необходимо признать, что в России нет эффективного научного сообщества, но в огромном количестве имеются «учёные». Трудно сказать, что они делают. Некоторые просто занимают места на которые не могут попасть талантливые выпускники вузов. Общаясь на международных конгрессах с ведущими мировыми учёными и главными редакторами научных зарубежных журналов, услышал мнение об уровне высылаемых научных статей из России. Не приятно было слышать, уровень, увы, низкий.
3. Согласен со многими экспертами, что из-за «нефтяной иглы» в России нет реального спроса на инновации. Хотя некоторые из нефтяных стран все же развивают науку как раз за счет нефтедолларов, например, Норвегия. И дело вовсе не в том, чтобы просто выделить побольше средств. Следовательно, требуется настоящая решимость со стороны российской власти. А времена сейчас такие, что эта проблема обострилась.
4. Я часто в своих статьях критикую деструктивные внешнеполитические аспекты гегемонии США, но то, что касается организации науки и технологий в США, никогда не критиковал. Хороший учёный, способный добывать гранты, сам себе хозяин.За рубежом есть академии, но часто они собой представляют собрание уважаемых и научно-творческих людей. Они меньше всего занимаются проблемой распределения денег. Это у них в академии не главное, хотя и необходимая часть.
Над чем организаторы российской науки должны работать:
1. Над материальной базой, позволяющей вести исследования в нормальных условиях.
2. Над условиями, позволяющими находить быстро научного партнера, а также достойного и полезного научного консультанта. И они должны быть рядом.
3. Нужна основательная трансформация и реформа. Такая, трансформация, чтобы не возрождалось заново всё то деструктивное и не работающее, которое мешает реальному возрождению российской науки.
4. Нужна ли бюджетная терпимость на затраты, направленные на неактуальную научную рутину, вызванную научными исследованиями в сфере ядерных технологий и поиска тёмной материи? Но если хронически долго будут большие затраты на научную рутину , это нехороший симптом организации науки в данной сфере.
5. Над нашими доморощенными мировыми российскими разработками и брендами в различных технологиях нужно
больше работать. Нужны приоритеты в сферах науки, где возможен объективный контроль за процессом разработок.
6. В эпоху постмодернизма многое извратилось. И нужно помнить, что многие сущности утрачены, хотя их продолжают по прежнему называть теми же понятиями. Наука не должна терять свои сущности, под влиянием нынешних проблем и конфликтов человечества.
Россия отходит от того, что извратилось и утратило свои былые сущности и ценности. Для объективности нужно понять, извращения и деградацию всего того, от чего изолируется Россия. Для этого нужно вспомнить философскую эрудицию в сфере постмодернистской философии, например, Жана Бодрийяра "Америка" и других признанных.
Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета,
кандидат психологических наук,
заслуженный работник культуры РТ
Рамиль Гарифуллин