Удар по Крымскому мосту: взгляд из Керчи

8 октября в 6 часов утра Керчь проснулась от сильного грохота. Город растянут вдоль побережья, так что взрыв, произошедший в бухте, был слышен почти везде: от судостроительного завода «Залив» к историческому центру вокруг Митридата и вплоть до крепости Еникале. Сила ударной волны была такой, что в зданиях на расстоянии до 8 км от эпицентра местами были выбиты стёкла и повредились оконные рамы.

Первой же мыслью многих стала атака на Крымский мост: разрушить его украинские власти обещали ещё до строительства, а после начала СВО произошли удары уже по целому ряду военных и гражданских объектов в Крыму и других регионах России. Кроме того, 12 июля горожане уже слышали взрывы над городом — тогда работала система ПВО, по официальным данным это был результат учебных стрельб. 18 августа в городе снова работала ПВО — уже в боевом режиме.

Пока жители гадали о причинах, отовсюду виднелся пожар и столб чёрного дыма над участком моста между судоходными арками и косой Тузлой. Тёмная пелена закрыла всё небо над мостом: одна за другой загорались цистерны (всего их сгорело 7 — прочие удалось отцепить и увезти в Керчь и Тамань). Предпринимались меры пожаротушения, в том числе сбрасывалась вода с вертолётов. Остальные подробности керчане узнавали вместе со всей страной. Посыпались звонки от сочувствующих и переживающих, а также восторженные глумления от жителей Украины, включая знакомых или родственников, поддерживающих врага.

 

Хотя удар по мосту ожидался, в первые часы после диверсии он оказал на горожан весьма гнетущее впечатление. Некоторые, наблюдая за пожаром на мосту, не могли сдержать слёз. Кто-то, конечно, запаниковал: автозаправки утром 8-го числа были забиты очередями желающих закупиться топливом впрок; полки продуктовых магазинов пустели от наплыва покупателей, так что во второй половине дня кое-где исчезли крупы, мука и даже туалетная бумага. Дабы предотвратить дефицит, власти начали вводить ограничения на продажу товаров, пользующихся нездоровым спросом. Службы доставки сообщили о задержке посылок из-за остановки движения через мост. Так или иначе, уже 8 октября ближе к вечеру первоначальный шок прошёл, и подавляющее большинство обывателей уже воспринимало подорванный мост, как новую тяжёлую реальность, в которой предстоит жить.

Самой вероятной поначалу казалась атака с воздуха, но довольно скоро появились подтверждения самого неожиданного сценария: в условиях военной операции через усиленную систему безопасности транспортного перехода в Крым были пропущены тонны взрывчатки, загруженной в обычную фуру — как потом выяснилось, смертельный груз из Болгарии прошёл несколько межгосударственных границ. Более того, детонация произошла у состава с топливом, который якобы был остановлен на железнодорожной части моста из-за ложного сообщения о препятствии на пути. Погибли и совершенно случайные люди, находившиеся рядом в двух легковых автомобилях. Это свидетельствует о тщательно подготовленном и управляемом взрыве: как сообщается, погибший на месте водитель фуры Махир Юсубов мог быть даже не осведомлён о том, что именно перевозит.

 

Следует отметить, что мост пересыщен датчиками, камерами и различными системами, призванными обеспечить эффективный контроль за движением поездов и автомобильных средств. А пропускные пункты оборудованы инспекционно-досмотровыми радиотехническими комплексами СТ-6035, определяющими наркотические, взрывчатые и химические вещества даже в самых незначительных количествах и фиксирующими плотность металла, его инфракрасный спектр наряду со множеством других параметров. Но фура была беспрепятственно пропущена. Прозвучала досадная информация о процветающей коррупции в службе безопасности на дороге жизни в Крым. Так это или нет -- будут разбираться следственные органы, но дерзкий замысел достиг своей цели. Атака была подготовлена на высоком профессиональном уровне — очевидно, сотрудниками спецслужб Украины и её союзников.

Будут ли опубликованы технические отчёты специалистов по мосту -- неизвестно. Но жизненный ресурс транспортного перехода сокращён. Полностью нарушено сообщение по двум из четырёх полос его автомобильной части (обрушена пара пролётов). Предстоит непростая задача ремонта. Строители моста уже приступили к выработке технического проекта. Удивительным образом мощнейший взрыв и пожар не привели к катастрофическим последствиям: запас прочности у Крымского моста, рассчитанного на девятибалльное землетрясение, оказался действительно высоким — внешне опоры не выглядят повреждёнными.

 

 

На полуострове остаётся ещё много туристов. Аэропорт не работает с самого начала СВО, а основное сообщение с материковой частью России до сих пор осуществлялось по мосту: сухопутный коридор через Херсонскую, Запорожскую области и ДНР в теории имеется, но пока движение по нему толком не налажено и опасно. Поэтому первые часы для гостей Тавриды были очень тревожными.

К счастью, власти стали устранять последствия взрыва оперативно. Работа одной из двух линий железнодорожной части моста для грузовых и пассажирских перевозок была налажена буквально за сутки — невероятно короткий срок для обычных условий (военные действия вносят свои коррективы). Вторую линию обещают тоже достаточно оперативно ввести в эксплуатацию. По автомобильной части уже в день диверсии было запущено реверсивное движение по одной из четырёх полос, а позже заработали две полосы в обе стороны. Простота и практичность использовавшихся при строительстве решений позволяет надеяться на полное восстановление пропускной способности в считанные недели.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдельно стоит коснуться Керченской паромной переправы. Она может снова стать важной транспортной артерией между керченским и таманским берегами, ведь до строительства моста через неё осуществлялась доставка почти всех грузов, автомобилей и пассажиров. Но, к сожалению, на восстановление работы в значимых объёмах понадобится время. Уже после запуска автомобильной части Крымского моста (16 мая 2018 года — для легкового транспорта, а в октябре — для грузового) спрос на услуги узла связи через пролив упал до нуля. Последний рейс с пассажирами на борту сделал паром «Крым» в том же октябре 2018 года: судно переправило с Кавказа в Тавриду лишь 10 пассажиров и 3 автомобиля при общей вместимости 685 пассажиров и 160 автомобилей. Переправа ещё работала в минимальном режиме некоторое время: по ней осуществлялась перевозка железнодорожных вагонов и опасных грузов. В 2019 году паромы переправили через пролив более 1,8 млн тонн груза, а в 2020 году — 0,6 млн тонн. Но 18 декабря 2019 года официально завершилось строительство железнодорожной части транспортного перехода через Керченский пролив, а 30 июня 2020 года началось движение грузовых поездов по мосту — дальнейшее функционирование переправы стало экономически нецелесообразным.

28 сентября 2020 года паромная переправа через Керченский пролив была окончательно остановлена — последний рейс совершил железнодорожный паром «Анненков». Группа компаний «АнРуссТранс», как основной оператор Керченской паромной переправы, доказывала стратегическую важность объекта и предлагала сохранить его работу хотя бы для опасных и военных грузов. Но решение было принято иное. Большинство сотрудников были уволены, всё постепенно ветшало и приходило в упадок, а на переправе остались лишь несколько охранников. Большие паромы и даже буксиры были проданы и отправились на другие объекты.

 

 

Теперь, 9 октября в 1:52, паром «Керченский-2» с грузовыми автомобилями на борту отправился в первый за годы рейс из порта Крым. «Керченский-2» — небольшой однопалубный автомобильно-пассажирский паром-ледокол проекта 1876КП, построенный 1 июля 1978 года на Рижском судостроительном заводе. Он курсирует в постоянном режиме, перевозя пассажиров, микроавтобусы и малотоннажные автомобили. Вместимость «Керченского-2» — до 25 автомобилей (или до четырёх больших автобусов). Паром «Ейск» того же типа и характеристик, построенный в 1988 году, стоит на приколе и тоже будет запущен. С учётом того, что в Керчи и на таманском берегу скапливаются уже сотни фур, эти два судна особой погоды не сделают, даже если будут совершать рейсы круглосуточно. Во время активной работы переправы в 2014–2018 годах паромы этого класса почти не эксплуатировались: основную нагрузку брали на себя более крупные, купленные или арендованные за границей. Уже 9 октября с линии порт Ейск — порт Мариуполь был переброшен первый из таких больших паромов «Лаврентий»: он вмещает до 20 фур и более 130 пассажиров. 10 октября в 19 часов стал на погрузку также крупный паром «Мария».

По состоянию на 10 октября автомобильное движение легкового транспорта было восстановлено в обе стороны (фуры и автобусы перевозятся паромами). В первые же сутки были восстановлены барьеры и освещение на мосту, нанесена временная разметка. Водолазы обследовали место взрыва и выявили повреждение деформационного шва на одной из опор — его обещают устранить за неделю. Также через неделю из трёх регионов России начнётся доставка необходимых для восстановления пролётов металлоконструкций и стройматериалов. В общем, Крымский мост будет восстановлен, но наверняка попытки ударов по нему повторятся, пока текущий киевский режим будет оставаться у власти.

 

 

Крымский мост — безусловно, важнейший инфраструктурный объект, который в течение лет был настоящей дорогой жизни. Он и сейчас остаётся ключевым узлом связи Крыма с материком, а с началом СВО взял на себя функции снабжения южной группировки наших войск. В перспективе он может улучшить связность новых южных регионов с остальной Россией.

Это всё верно, и враг нанёс очень болезненный удар. Но в связи с диверсией хочется сказать и о другой стороне Крымского моста. Он стал настоящим чудом, своего рода символом общего дела всей России. Здесь трудились строители почти со всех регионов страны. Условия были подчас весьма суровыми: холод, ветер, штормовая погода, ночные смены, ускоренные темпы. Платили рабочим не слишком много: заработать больше специалисты могли и на других стройках, в более комфортных условиях, но многих грела мысль о том, что они делают нечто важное, воплощают вековую мечту. Впервые проект моста был разработан ещё в царское время, когда развитие железнодорожной сети шло беспрецедентными темпами, но революция поставила на нём крест. Во время войны наскоро возведённый мост через Керченский пролив был разрушен ледоходом. Затем было ещё несколько проектов транспортного перехода… И только с возвращением полуострова в Россию идея многих поколений стала реальностью.

 

 

И потому удар по Крымскому мосту — это удар по всей России, по её престижу, её гордости. Иногда мост называют Путинским, подчёркивая, что он важен лично для президента, но это слишком мелко. Да и наши враги это прекрасно понимают. Например, уже через пару часов после диверсии Министерство обороны Украины написало: «Ракетный крейсер „Москва" и Керченский мост — два печально известных символа российской власти в украинском Крыму — исчезли. Что дальше, русские?». Адресатом здесь является не Владимир Владимирович, не современная российская власть, а русский народ в целом. Украина видит врага в самой тысячелетней России и её державном русском народе. Они целились в символ и действительно сделали больно всем нам, а потому никакое возмездие не может быть достаточным, пока не будет окончательной победы и сокрушения антирусского украинского проекта. Точно так же в Одессе 2 мая 2014 года было совершено не только массовое убийство людей, а произошёл символичный акт, спаявший «своих» циничной радостью расправы над русскими — а радовалось тогда действительно слишком много людей на Украине. И этой античеловеческой идеологии следует решительно положить конец.

За два прошедших после диверсии дня никаких ответных ударов не было. 10 октября мы их увидели. Президент сказал, что это предупреждение. Однако предупреждений уже было достаточно. Нам нужна только безоговорочная капитуляция Украины: только такой исход может обезопасить Россию и всех её русских жителей, а также устранит саму возможность украинского реванша.


Крымский мост устоял — это ещё одна проверка и похвала его строителям. Россия сейчас тоже испытывает тяжёлые удары и потрясения от могущественных врагов, стоящих за спиной нынешних киевских правителей. Наша история не раз доказала, что мы способны выстоять, нужны только политическая воля, концентрация сил и умений, а также вера в неизбежную победу.


 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фотографии Константина Ходаковского.
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram