Жаркая избирательная осень США может столкнуть страну в неуправляемый политический хаос

Экс-президент США Дональд Трамп заявил о необходимости в срочном порядке признать необратимо скомпрометированными выборы главы государства, проведенные в 2020 году, и назначить новое голосование. По его словам, перед проведением президентских выборов ФБР «похоронило» историю с ноутбуком Хантера Байдена, поскольку в ведомстве понимали, что в противном случае Трамп бы выиграл. Бывший президент уверен, что речь идет об огромном обмане и вмешательстве в выборы на самом высоком уровне.


Вообще, конечно, Трамп не в первый раз делает подобные заявления. В период сразу после выборов он их дела почти каждый день. Возможно, кому-то покажется странным, зачем повторять это сегодня, спустя почти два года? Неужели он всерьез верит, что может добиться перевыборов?

Вряд ли, Трамп далеко не глупый человек. Скорее всего это реакция на усиливающееся давление на него. Напомню, в начале августа сотрудники ФБР провели обыск в поместье экс-президента во Флориде в рамках расследования по делу о хищении и уничтожении документов. Обращение в суд за ордером на обыск было санкционированно лично генеральным прокурором США Мерриком Гарландом. Якобы в поместье бывшего лидера нашли 11 комплектов секретных документов. 


Эта история вновь подвела американское общество к расколу, в состоянии которого оно пребывало накануне проигранных Трампом выборов, сплотив как противников, так и сторонников 45-го президента США. Совершенно очевидно, что это неслучайно сделано накануне предстоящих в начале ноября промежуточных выборов в конгресс, на которых демократам прочат разгромное поражение. Эксперты также прогнозируют начало президентской гонки — сразу после оглашения их результатов Трамп может заявить о своем выдвижении от республиканцев.


В том, что именно Трамп станет кандидатом от «слонов», сегодня мало, кто сомневается. Как и в том, что он может взять реванш. Если после выборов 2020-го в партии чуть не случился раскол, многие политики поспешили откреститься от своего лидера, то сегодня ситуация иная – Трампу удалось вернуть позиции и сплотить партию, а история с обысками, однозначно воспринимаемая как попытка демократов найти повод для воспрепятствования выдвижения его кандидатуры — еще больше сплотила их.


Демократы, скорее всего, уже смирились с потерей большинства в Конгрессе, однако намерены дать бой за Белый дом. И Трампа они боятся, поскольку бросить ему вызов в партии решительно некому.


На днях в Федеральную избирательную комиссию США была подана заявка на регистрацию движения в поддержку участия действующего американского президента Джо Байдена в выборах 2024 года. Конечно, это вовсе не значит, что Байдена выдвинут – ему для этого еще необходимо выиграть «праймериз» демпартии. Не совсем понятно, как он это собирается делать, учитывая состояние здоровья, но стоит напомнить, что сам Байден и его окружение на неофициальном уровне не раз делали заявления о втором сроке. Очевидно, что создание «народного движения» в его поддержку – это попытка изобразить «инициативу снизу», проверить реакцию, создать иллюзию безальтернативности его кандидатуры.


Кандидатура Байдена на сегодняшний день у демократов действительно безальтернативна. При этом многие весьма объективно, а потому – скептически оценивают его шансы на победу.


В начале августа CNN сообщало о том, что подавляющее большинство избирателей-демократов против того, чтобы их партия выдвигала на выборы нынешнего хозяина Белого дома.


Согласно данным опроса, 75 процентов выступают за иную кандидатуру, среди них 24 процента просто считают, что Байден не сможет победить, 32 процента верят в успех нынешнего главы государства, но все равно не желают его переизбрания.


О желании снова выдвинуть Байдена высказались лишь 25 процентов опрошенных, и это намного меньше, чем показатели начала года, когда президента поддерживало 45 процентов его однопартийцев. Это выглядит для него «не очень хорошо» и является плохим сигналом, считает обозреватель Fox Business Байрон Йорк. «Выглядит не очень хорошо, кстати, этот опрос не исключение. У нас были и другие опросы, которые показывают, что большинство, подавляющее большинство демократов предпочли бы, чтобы их кандидатом был кто-то другой», — заявил Йорк.  По его словам, у людей нет ощущения, что Байден справляется с трудностями. «Многое идет не так, и когда это происходит, то обвиняют президента. Не только инфляция — преступность, граница, другие проблемы, в которых люди обвиняют президента», — пояснил он.


Впрочем, главная трудность, которая, очевидно, напрягает американцев в отношении Байдена — это его возраст и состояние его здоровья. О том, что Байден уже сегодня не готов ко второму сроку, не высказывался разве что только ленивый. Это очевидно многим, и скрыть это нереально.

Учитывая участившиеся инциденты, свидетельствующие о непригодном для этой работы состоянии здоровья Байдена (оговорки запинки, забывчивость, падения, дезориентация в пространстве) можно вообще усомниться, что Байден доработает и первый срок. Кончено, если взглянуть на историю, большинство американских президентов шли на второй срок и успешно переизбирались. Однако Байден рискует физически не дожить до новых выборов.


А даже если бы у него со здоровьем было хорошо, опять же история показывает, что президент, при котором начинался спад экономики, непременно проигрывал новые выборы. Так произошло с Трампом, позиции которого сильно подорвала пандемия COVID-19. Однако если Трамп столкнулся с форс-мажором, природным явлением непреодолимого характера (что бы там не говорили о «рукотворности» коронавируса), то нынешние экономические трудности — прямой результат политики администрации США. И какие трудности — таких не было очень давно». Уже в феврале, когда только начался новый виток санкционной войны с Россией, что вызвало небывалый топливный кризис и подорожание практически всего, инфляция в США обновила сорокалетний рекорд. Американцы с содроганием ждут итогов года. А что будет к 2024-му?


Надо понимать, что как бы Байден ни пытался все валить на Путина, у большинства здравомыслящих американцев крайним окажется именно он. Падение поддержки в собственной партии почтив два раза за полгода — это серьезный сигнал, и дело не в возрасте, хотя это также влияет —  каждое его падение и оговорка множит число тех, кто не хочет продолжения этого позора.


Отдельный вопрос — отдает ли себе отчет в происходящем сам Байден? Готов ли он сам сражаться за новый срок, или он сам уже ничего не решает. Так или иначе, 25 процентов, которые все еще поддерживают его — очевидно, в большинстве своем люди, не боящиеся смотреть правде в глаза и признать, что альтернативы Байдену в партии нет.


Это было ясно еще в 2016-м, когда демократы выдвинули совершенно не обладающими нужными для победы характеристиками — непроходную Хиллари Клинтон, надеясь лишь на то, что многим она покажется меньшим злом чем радикальный Трамп. Не прокатило. Зато прокатило с Байденом, но все понимают, что это не его заслуга, поскольку голоса за его — это по большей части голоса против Трампа, не говоря уже о сомнительной честности тех выборов. Прокатит ли снова? Едва ли.


Проблема отсутствия харизматичных и сильных лидеров за эти годы никуда не делась. Вернее, они есть, но они в демпартии все сплошь левые радикалы, типа Берни Сандерса, за которого, возможно, готовы были бы проголосовать многие американцы, но к их приходу к власти не готова партийная элита. Поэтому Сандерса дважды «прокатывали» на «праймериз», в обоих случаях — Клинтон и Байден просто оказывались «меньшим злом» и просто наиболее узнаваемыми электоратом «центристами» и представителями старого поколения партийцев.


К слову, проблемы со «скамейкой запасных» есть и у республиканцев, где Трамп остается безальтернативным кандидатом, и едва ли кто сомневается, что в 2024-м году он в третий раз будет представлять партию. Больше некому.


Если после выборов 2020 и штурма Капитолия многие республиканские политики поспешили откреститься от Трампа, то к нынешнему моменту он сумел отыграть потерянное, его уровень поддержки достаточно высок. К слову, открещивались от него представители партийной элиты, рядовые же партийцы всегда его поддерживали.


Надо понимать одну вещь: партии в США — это не то же, что партии у нас — там нет четко выстроенной структуры, членства и тп. По сути, партия — это политические кланы, представители которых избираются от ее имени и занимают госдолжности, а также люди, которые голосуют за них (в США голосуют опять же за одну партию на протяжении всей жизни, и это, как правило, передается по наследству). Трамп же начал перестраивать республиканскую партию практически по ленинским принципам, пытаясь превратить ее в то, что мы обычно понимаем под этим словом.


Напомню, в начале 2021 года на фоне массового предательства Трамп со стороны партийных элит CNN сообщила о намерении 45-го президента создать свою собственную «партию патриотов». И такая партия вполне могла бы заручиться успехом у сторонников Трампа в самой республиканкой партии. По утверждениям той же CNN, около 36% республиканцев заявили, что если Трампа исключат из партии, то и они уйдут следом за ним во вновь создаваемую структуру. Им даже придумали название — «ретрампликанцы». Согласно опросу, проведенному тогда Rasmussen Reports, за гипотетическую партию Трампа проголосовали бы 23% избирателей РП США, в то время как за оставшихся без лидера республиканцев — лишь 17%.


Впрочем, до этого не дошло, Трамп партию подмял под себя, и необходимость в новой отпала. Однако это не решает главной проблемы — безальтернативности лидеров обеих партий, превративших власть в США в откровенную геронтократию. На этом фоне снова растет запрос на «третью силу», для нее открывается окно возможностей впервые за последние полтора века.


Вообще-то запрос на «третью силу» был всегда, но американская политическая система очень консервативна. Создавать партии в США формально не запрещено, и они существуют и даже участвуют в выборах различного уровня. Но у них нет никаких шансов прийти к власти, им не дадут такой возможности нынешние элиты двух партий, их никто не будет финансировать, а их лидеры имеют шансы занять какие-то должности только став кандидатами от «слонов» или «ослов». При этом мнения простых американцев никто не спрашивает, а зря.


Согласно данным исследования социологической службы Gallup, в 2008-м за появление «третьей партии» выступали 58 процентов американцев, в 2015-м — 60, а после выборов 2020 — 62. Тенденция налицо. В том, что Республиканская и Демократическая партии представляют американскую общественность надлежащим образом, в 2021-м году уверены были только 32 процента опрошенных.


В конце июля стало известно о том, что бывшие демократы и республиканцы заявили о создании третьей партии Forward (Вперед), сформированной путем слияния трех политических сил: организации «Serve America Movement», движения «Renew America Movement» и партии «Forward Party», основанной бывшим кандидатом в президенты США от демократов Эндрю Янгом.  


«Десятки бывших чиновников от Республиканской и Демократической партий объявили о создании новой национальной политической третьей партии, чтобы обратиться к миллионам избирателей, которые, по их словам, встревожены тем, что они считают дисфункциональной двухпартийной системой Америки», — сообщило тогда Reuters. В сообщении агентства также говорилось, что осенью планируется провести серию мероприятий в 20 городах, чтобы заручиться поддержкой избирателей, а следующим летом пройдет первый национальный съезд партии.


Конечно, бросить вызов «мастодонтам» Байдену и Трампу на выборах 2024 у представителей этой партии возможности не появится, да и сами они не планируют вдвигать своих кандидатов.  Но сама ситуация, когда два безальтернативных старика снова сходятся в схватке (и, возможно, не в последний раз) – будет способствовать росту популярности любой альтернативы. А когда число сторонников «третьей силы» достигнет уже не 60, а 100 процентов, нынешняя двухпартийная система может просто рухнуть в одночасье.


Впрочем, это может произойти гораздо быстрее на фоне радикализации противостояния «слонов» и «ослов», которое ставит США на грань серьезного раскола со всеми вытекающими. К этой грани страна уже подходила в 2020-м. Стремление демократов сохранить всевластие глобалистов любой ценой, включая разжигание расовых конфликтов, опасное заигрывание с радикально левыми идеями, радикальная внешняя политика, направленная на отвлечение внимания на внешних врагов, ставящая страну на грань не только коллапса экономики, но и самой натуральной войны — все это может привести к запуску неуправляемых процессов. Кто будет их бенефициаром: республиканцы во главе с принявшим образ «мученика за идею» Трампом или новая сила — пока открытый вопрос. Как и то, выдержит ли вообще американская политическая система и сама основанная на ней государственность США — это испытание…


В любом случае, осень 2022, а тем более — 2024 предстоят жаркими.

 

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram