Не валяй дурака, Америка: почему в последнее время все чаще звучит тема «возврата» Россией Аляски

 

 

Власти США пытаются довести Россию до банкротства и истощить ее экономику. Но у Москвы есть контрудар, который она может провести в случае продолжения таких действий США, пишет китайское издание Sohu. 


«Конечно, Россия не позволит Соединенным Штатам делать все, что они хотят. Москва подготовила контрудар. Недавно председатель Госдумы внезапно заявил, что у России есть, что возвращать, – например, Аляску»,– утверждает автор материала. «Соединенные Штаты контролируют эту землю более 150 лет, и России будет не так-то просто вернуть ее обратно, но взаимоотношения Вашингтона и Москвы достигли опасной стадии», — говорится он. Автор также подчеркивает,что США никогда не участвовали в прямом военном конфликте ни с СССР, ни с Россией, однако если Вашингтон пойдет на крайние меры, Россия может ответить ему тем же – прозрачный намек на то, что в случае вооруженного столкновения США могут потерять купленную некогда у России территорию.


Очевидно, китайское издание таким образом решило обратить внимание на слова спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина, который еще в начале месяца заявил, что Соединённые Штаты должны всегда помнить, что России «есть, что возвращать, к примеру, Аляску». По его словам, США важно помнить об этом, прежде чем пытаться распоряжаться российскими ресурсами за границей. «Порядочность — не слабость, нам есть всегда, чем ответить. Америка пускай всегда помнит, там есть часть территории — Аляска. <...> Прежде чем это делать, подумают, что нам тоже есть, что возвращать», — заявил он.


Как говорится, в каждой шутке есть доля правды, и некоторые видят этой правды слишком много. Во всяком случае, китайцы мысль о возврате Аляски Россией, причем, военным путем, кажется восприняли всерьез. Ну, или решили поддержать российский «троллинг» Вашингтона. А вот сами американцы, похоже, «троллингом» это не считают, и бросились анализировать возможности России отвоевать Аляску. Правда, быстро успокоились. В настоящее время у России нет военных возможностей вернуть Аляску, уверен американский журнал Popular Mechanics.

Издание уверяет, что Тихоокеанский флот России располагает всего четырьмя устаревшими большими десантными кораблями, которые в лучшем случае способны перевезти на полуостров одну бригаду из нескольких тысяч человек.


При этом, по мнению американских экспертов, даже в случае, если России удастся перебросить на Аляску шесть тысяч солдат, она столкнется с высокотехнологичной армией США, которой не составит труда устранить эту угрозу. «Совершенно новая 11-я воздушно-десантная дивизия армии США дислоцируется на Аляске, и, хотя она полностью не укомплектована, две имеющиеся в ее распоряжении боевые бригады обладают значительной ударной мощью и способностью быстро развертываться с помощью самолетов и вертолетов», — отмечается в публикации. В издании также напомнили, что сейчас на Аляске находятся 36 истребителей пятого поколения F-22 Raptor и 54 самолета F-35 Lightning II. Помнению аналитиков, по боевым возможностям эти самолеты превосходят всю российскую авиацию.


Не будучи военным экспертом, не хочу заниматься фантазированием на тему различных сценариев столкновения? хотя мне кажется, что возможности ТОФ России американскими экспертами явно преуменьшены. Как будто вся его сила это четыре десантных корабля. При желании можно еще пригнать. Наконец, десант бывает не только морской. И потом, в случае войны, дело явно десантом не ограничится. Две стратегические подводные лодки класса «Борей» (еще две на подходе), которых американцы так панически боятся, в составе ТОФ не дадут соврать.


Но главное не в этом. А в том, что никто не собирается отвоевывать Аляску, проданную США еще в 1867 году. Во-первых, люди не просто так отказались от войн как от способа решения территориальных споров — издержки от применения этого метода могут многократно превысить возможные приобретения. Это я про цивилизованные страны, если что. Тем более, когда речь идет о двух сверхдержавах, война между которыми будет ядерной и может привести к уничтожению человечества. Собственно, по этой причине холодная война между нами так и не переросла в горячую. Стороны опасались любого инцидента, который мог бы привести к непоправимому — банально боялись случайно сбить самолет или потопить катер оппонента, не то, чтобы нападать на суверенную территорию с целью ее оттяпать.


Да, и даже если бы можно было бы легко захватить Аляску, зачем она нам? Если что, напомню, почему ее продали. Ну, причин много было: нужны были деньги, было опасение того, что после Крымской войны мы не сможем защитить наши американские владения, и лучше уж продать, чем ждать, когда отберут силой.


Еще одна и ключевая, на мой взгляд, причина — банальная неспособность развивать русскую Америку с учетом расстояний. Да, сейчас не 19-й век, и расстояния уже не играют той роли, но давайте скажем откровенно: сегодня нам бы свой север и Дальний восток поднять, которые испытали страшнейшую депопуляцию и деградацию после развала СССР. Какая Аляска? Кто всерьез в России об этом задумывается?


Или это про недавнее заявление спикера Госдумы о том, что России есть, что возвращать? Ну, так это же просто «троллинг», причём, в ответ на совершенно реальные недружественные действия со стороны США. Возможно, не вполне уместный, учитывая то, что наши оппоненты непременно воспользуются этим, чтобы заявить что-то вроде «а мы же говорили….»


Конечно, для недалекого американского обывателя, который верит своей пропаганде, ежедневно пытающейся убедить его в агрессивных планах России — захватить, как минимум, территорию бывшего СССР. Эта пропаганда и до спецоперации работала на «ура», под предлогом защиты от России НАТО подминала под себя Прибалтику, Польшу и всю Восточную Европу. Но простите, где Украина, Прибалтика, а где Аляска? На карту взглянуть лень?


Но логика тут проста: если Россия «оккупирует» Украину — она мечтает возродить СССР. Это нам смешно, а в США тезис о том, что возрождение СССР главная цель правления Владимира Путина — звучит не первый года. А если Москва хочет возродить СССР, почему бы и на территорию Российской империи не замахнуться? А значит, Польше и Финляндии (первая уже 20 лет в НАТО, вторую туда усиленно тащат) — начинать бояться. И Аляске заодно. Хотя, нет, Аляска надежно защищена — успокаивает обывателя американская пресса. Надежно — не надежно, но лучше перестраховаться. Конгресс, дай денег на перевооружение!


Примерно по такой схеме это все и работает. Всякий раз, когда в США начинаются разговоры об «агрессивных планах России и Китая», кто-то, вздохнув, запускает печатный станок, а кто-то начинает оттопыривать карманы, спеша освоить новые бюджеты, выделяемые на устранение «угрозы».


Впрочем, можно допустить, что американцы не то, чтобы всерьез боятся, что могут потерять Аляску. Просто понимают, что получили ее не совсем законно.


Во-первых, это была явно неравная сделка. Да, многие американские политики не понимали, зачем им Аляска и были против ее покупки, однако впоследствии профит о владения регионом в разы превысил те смешные деньги, что они заплатили за него. Кроме того, сделка для России была вынужденной — в Санкт-Петербурге после поражения в Крымской войне опасались, что могут потерять эту территорию, которую тогда невозможно было защитить, не получив за нее вообще ничего. Потому и оказались готовыми продать за любые деньги.


Во-вторых, американцы нарушили официальные договоренности, а именно — Конвенцию об уступке Аляски 1867 года, которая, согласно американскому праву, приравнена к Конституции. По этому документу, бывшим подданным Российской империи (включая эскимосов, алеутов и местных индейцев) гарантируется «пользование свободою, правом собственности и исповеданием своей веры».


Однако в реальности это не соблюдалось практически с самого начала. Властями США уже к началу 20 века были уничтожены все русскоязычные школы. Сегодня несмотря на то, что потомки подданных Российской империи составляют не менее 30% населения Аляски, русским языком владеют лишь 0,005% жителей штата. Досталось и языкам коренного населения — все они были переведены с кириллицы на латиницу.


Вместе с русским языком вытеснялось православие. С начала 20 века американские власти вводили ограничения на его функционирование, а потом и вовсе провозгласили раскольническую автокефальную церковь. Переписывается история штата: период Русской Америки подается школьникам как время жесточайшей колониальной эксплуатации, способствовавшие развитию языков и культуры местного населения — создатели Русской Аляски Александр Баранов, Иван Кусков, Григорий Шелихов названы «колонизаторами», а «отцом-основателем» именуется ратовавший за насильственную ассимиляцию и языковое подавление не только русских, но и местных племен миссионер Джексон Шелдон. Наконец, детям внушается, что Россия была отсталой страной, и, если бы Аляска оставалась в ее составе, это был ужас и кошмар.


Стоит отметить, что жители Аляски не раз жаловались на хищническую эксплуатацию ресурсов со стороны Центра, на то, чтоони не получают тех благ, льгот, бесплатных услуг, которые есть у жителей других штатов страны. Кроме того, как подчеркивалось в одном из многочисленных посланий Аляски в ООН, территория имеет возможность на сепарацию и даже провозглашение себя отдельным суверенным государством между Россией и Западом. Там даже существует Партия независимости Аляски, активным членом которой является муж небезызвестной Сары Пейлин…

Конечно, это не значит, что Россия должна немедленно потребовать возврата Аляски. Но указывать на нарушение договора и прав местных жителей никто не помешает.


Интересно, что в 2014-м в разгар «русской весны» на Украине 42 тысячи подписей за месяц (из них половина всего за 4 дня) набрала на сайте Белого дома петиция за выход Аляски из состава США. Для Аляски это рекорд — подписался каждый двенадцатый избиратель, имевший на тот момент право голоса. Согласно американским законам, для рассмотрения этого вопроса на официальном уровне, петиция должна была собрать 100 тысяч голосов. Возможно, и набрала бы, вот только американские власти ее внезапно с сайта убрали, нарушив собственные правила — многие петиции с еще более нелепыми инициативами висят годами.


Очевидно, испугались. Испугались, потому что понимают: рано или поздно количество перейдет в качество, и, возможно, что с нечестно приобретенной и несправедливо используемой собственностью придется расстаться. Отсюда и запугивания обывателя перспективой того, что Россия придёт и отберёт. Знает кошка, чьё мясо съела.


Еще раз повторю: никто ничего не будет отбирать силой. Единственный вариант «возвращения» Аляски – если США банально не смогут контролировать ситуацию, как Украина в 2014-м. Или же просто распадутся. Впрочем, я бы и тут не питал особых иллюзий. Россия недостаточно привлекательна, чтобы кто-то захотел бы к ней присоединиться, а в случае краха США, их территорию могут разобрать иные страны. По сути, предложить жителям Аляски, кроме эвфемерной идеи «русского мира», не подкрепленной никакими экономическими бонусами – нам нечего. Апеллировать к религии, языку и кровному родству, как видим, не очень получается даже в отношении Украины, исторически являющейся частью России, что уж говорить о «русской Америке», которая русской то была всего-то около ста лет. Собственно, поэтому «возвращение» Аляски было, есть и будет в обозримом будущем не боле чем темой для произведений искусства в стиле «лубок» типа «Не валяй дурака, Америка группы «Любэ» и троллинга Вашингтона в условиях очередного политического кризиса.


И все же, надо признать, что США настроены защищать Аляску весьма серьезно. Дело в том, что Аляска является единственным и крайне небольшим участком суши в Арктику, принадлежащим Вашингтону. А у него на Арктику поистине грандиозные планы. Ведь Арктика это и ключевые для будущего геоэкономического мироустройства транспортные артерии типа Северного морского пути, который в скором времени может стать главной артерией планеты, это и самые богатые на планете залежи полезных ископаемых. Но главное — Арктика это один из ключевых театров военных действий возможной войны НАТО с Россией. Никакая не Европа, а Северный полюс—самое короткое расстояние для подлета ракет. А у США в регионе одна Аляска, да и с ледоколами беда – два тяжелых «дизеля», один из которых не на плаву. А у России 22 тыс. км и 53 ледокола всех видов, включая атомные!


В 2019-м была принята Арктическая доктрина Пентагона, прямо направленная на завоевание господствующих позиций в регионе для снижения «Российской угрозы». Ключевое место отводится Аляске, где планируется развернуть «многодоменное оперативное соединение», сопоставимое с полнокровной дивизией, создание пунктов базирования кораблей и подводных лодок и тп. На днях, выступая на конференции по безопасности в Аспене, глава Северного командования Вооруженных сил США Глен Ван Херк анонсировал появление новых загоризонтных радиолокационных систем, которые помогут отслеживать угрозы со стороны Полярного круга и потребовал у Конгресса многомиллиардных сумм на это.


Однако все это пока хотелки. В бытность президентом Дональд Трамп даже пытался выкупить у Дании Гренландию, чтобы получить новые территории для расширения военной инфраструктуры, анонсировал грандиозную программу создания ледокольного флота, но все это пошло прахом.


В этих условиях американцам остается одно — милитаризировать Аляску. Выше я писал, что «российская угроза», как правило, используется в США для выбивания денег на военные нужды. Но тут особый случай. Аляску американцы будут пичкать оружием по максимуму, ибо понимают, что это не просто единственная их арктическая территория, но и самое уязвимое место в случае столкновения с Россией, которое они могут быстро потерять. Мы ведь тоже укреплению потенциала северных рубежей уделяем особое внимание. И у нас он больше. Как оборонительный, так и наступательный. Еще во времена Холодной войны СССР обустраивал серьёзные базы на Чукотке, держа в голове планы стремительного десанта на Аляску.


Так что на самом деле, война на полуострове не такая уж фантастика. А значит, нет дыма без огня, и публикации на тему «возврата Аляски» уже не такие уж и шутки…

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram