Цифровая контрреформа: как нам обустроить цифровизацию в образовании

Начну с самого главного: современные технологии дают человеку огромный выбор инструментов для активной творческой деятельности - а человечество часто пользуется ими максимально неэффективно, в духе «забивать микроскопом гвозди». Это относится и к тем же цифровым технологиям в образовании, которые с началом пандемии коронавируса стали насаждать в России, как картошку в XVIII веке.

 

В 2020-2021 годах, к радости «цифровизаторов» из высоких кабинетов была предпринята попытка фактически перевести все российское образование в онлайн. Руководители сферы образования уверовали в то, что цифровизация, понимаемая как исключение живого преподавателя из системы образования в пользу «экрана», позволит одним скачком решить все проблемы.

 

Пандемия вскрыла полную тщетность этих надежд. Результаты оказались удручающими: оказавшись один на один с экраном вместо живого учителя, учащиеся по большей части не могут устоять перед соблазном не учиться, а посвятить время чему-то другому, более интересному. Как человек, посетивший с лекциями о математике все регионы России кроме шести и постоянно общающийся со школьными учителями и преподавателями вузов, скажу со всей прямотой: цифровизация в нынешнем виде работает лишь во вред, на снижение качества образования. Однако сворачивать ее пока не собираются.

 

Реализуемая стратегия цифровизации нацелена на исключение живого преподавателя как ключевого лица из системы образования. Последствия - культурные, общественные, политические - окажутся самыми плачевными. Еще несколько лет подобной цифровизации - и мы получим поколение невротиков-недоучек, не умеющих прожить и нескольких минут без смартфона. Сможет ли такое подрастающее поколение сохранить культурное наследие нашей Родины? Вопрос риторический, и ответ на него очевиден всякому, кто вживую наблюдает нарастающий кризис массового образования в России.

 

Полтора года пандемии коронавируса продемонстрировали, что цифровизация образования пробуксовывает: она не принесла тех результатов, которые обещали ее восторженные адепты. Это особенность не только России - по всему миру массовый эксперимент с цифровизацией образования в период пандемии дал в основном негативные результаты.

 

Проблема в том, что и в России, и по всему миру цифровизация образования сейчас преследует две главные цели - исключение человеческого фактора из преподавания и сокращение (стыдливо называемое оптимизацией) бюджетных расходов на образование. Именно по этой причине внедрение цифровых технологий в систему образования слишком часто оборачивается деградацией самого образования. Сэкономить на образовании за счет его непродуманной цифровизации может оказаться непомерно дорого для страны в целом.

 

Итак, России сегодня нужна цифровая контрреформа в образовании. Цель контрреформы - поставить цифровые технологии в те рамки, когда они будут полезными и эффективными. Сегодня России нужно не заниматься карго-культом, заимствуя «мировые тренды в образовании», а создать собственную альтернативную модель цифровизации, адаптированную к отечественной специфике и поэтому эффективную в наших условиях.

Попробую описать принципы цифровой контрреформы.

 

Перестать рассматривать цифровые технологии в образовании как панацею или как жупел. Сегодняшний ажиотаж вокруг цифровизации - это очередное проявление технофетишизма. Напомню, что когда-то считалось, что компьютеры или Интернет радикально изменит жизнь человечества. В реальности и компьютеры, и Интернет сильно повлияли на нас, но отнюдь не дали ответа на все вопросы и проблемы. Цифровые технологии - это всего лишь инструмент, у которого есть предпосылки успешного использования.

 

Цифровизация - это не способ сокращения затрат на образование. Цифровые технологии могут быть полезными в том случае, если не рассматривать их как способ, в первую очередь, сэкономить на образовании.

Цифровые технологии должны не вытеснять живого преподавателя, а использоваться для его усиления, в связке с ним. Никогда «экран» не сможет заменить живого преподавателя - но он может быть очень эффективным способом распространения контента.

 

Использование новых цифровых технологий требует предварительной проверки. Необходимы специальные площадки в виде школ, вузов и даже отдельных регионов, где в экспериментальном порядке будут проходить апробацию отечественные модели цифровизации образования. Не может быть никакого карго-культа, никакой кампанейщины в деле внедрения цифровых технологий по всей образовательной системе России: новшества в этой сфере должны иметь экспериментальные доказательства своей эффективности.

 

Внедрение цифровых технологий должно сопровождаться дебюрократизацией образования. Сегодня в отечественном образовании степень бюрократизации увеличивается год от года, в частности, преподаватели просто завалены бесконечно растущими требованиями по отчетности. Где сегодня цифровые технологии могут быть востребованы, так это в деле обуздания бюрократии в образовании. Осмысленная цифровизация позволит резко сократить бремя отчетности преподавателей.

 

 

Что все-таки делать с цифровыми технологиями в отечественном образовании? Ясно, что луддизм не имеет перспектив, что в определенной форме цифровизация неизбежна. Сами по себе цифровые технологии - это не зло и не добро, это нейтральный инструмент, который можно использовать во благо или во зло. Что нам нужно по-настоящему - это переход к разумному использованию цифровых технологий, чтобы те работали на развитие нашего образования (а не на его разрушение, как сейчас) и России в целом.

 

Нужно научиться использоваться эти технологии не во вред себе, а во благо - наиболее эффективным образом. Нашей Родине нужна цифровая контрреформа, сутью которой будет адаптация цифровых технологий к специфике отечественного образования и создание в хорошем смысле уникальной национальной модели цифровизации.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram