Мурманская область: принуждение к миру

Веллера называли «теневым хозяином» Мурманска 

В Мурманской области может наступить время политической стабильности. Многолетнее и уже традиционное противостояние региональной власти и руководителей Мурманска рискует завершиться полным разгромом муниципальных чиновников. 

Вражда между "городскими” и "областными” тянется не один десяток лет, ещё со времён губернатора Юрия Евдокимова и пика накала достигла в последний год руководства Марины Ковтун. Основным интересантом ослабления губернаторского пула являлся сплочённый альянс депутатов городского совета под предводительством мэра Алексея Веллера и главы администрации Андрея Сысоева. Однако с приходом в регион сильной фигуры Андрея Чибиса ситуация поменялась.

В 2016 году Алексей Веллер ушёл с поста мэра Мурманска в Госдуму, однако своих позиций в городе не потерял. Здесь работали бизнес-структуры, подвластные семье Веллеров, депутатом трудился его брат Сергей. Да и с городских ремонтов и проектов, полагаем, этот человек имел немалый гешефт. Считалось, что уход с должности главы города стал компромиссом с экс-губернатором Мариной Ковтун при попытке принести стабильность в регион и искусственно замирить "городских” и "областных” администрацией президента. По сути, представительскую мэрскую позицию в Мурманске занял "свадебный генерал” Дмитрий Филиппов. Но не проработал и 2 лет – ушел. Исполняющей обязанности мэра стала давняя соратница Веллера Тамара Прямикова. Противостояние "городских” и "областных” разгорелось с новой силой.

Сломать губернатора не удалось
 
В 2019 году команде Веллера-Сысоева удалось одержать победу: Марина Ковтун ушла. На её место назначили опытного политика Андрея Чибиса. Но "городским” и он пришёлся "не в масть”. Дело в том, что Андрей Чибис на своём посту сразу же начал рушить устоявшиеся прочные коррупционные цепочки муниципальных чиновников. Недовольные таким поворотом событий руководители Мурманска моментально вернулись к старой, проверенной тактике и развернули против губернатора масштабную информационную войну

Однако, в отличии от Марины Ковтун, у Андрея Чибиса в федеральном центре нашлись надёжные связи. Нахрапом взять молодого губернатора не удалось. Андрей Сысоев вынужден был переместиться на должность мэра Мурманска, значительно потеряв во влиянии непосредственно на жизнь города, а главой администрации стал человек Чибиса Евгений Никора. Практически сразу в регионе началась антикоррупционная кампания. Неблагонадёжные чиновники уходили с постов, или же попадали под уголовное преследование. Что, само собой, лишало тандем Веллера-Сысоева финансовых потоков. 

Так, например, пост руководителя муниципальной конторы "Мурманские городские парки и скверы” вынужден был покинуть Александр Накай.  Среди мурманчан давно ходили слухи о том, что на реконструкции городских рекреационных площадок делаются немалые деньги. Затем за взятку арестовали главу "Управления городского хозяйства” Станислава Ланина. Из-за малопонятных махинаций с деньгами на школьные обеды под подозрение попал и руководитель муниципального комитета образования Василий Андрианов. В это же время зарубежная недвижимость и фирма нашлась у руководителя муниципальной газеты "Вечерний Мурманск” и депутата Виктора Хабарова.

Веллер сбежал. Сысоев ушел. Кто успеет переметнуться?

Попытки «городских» сопротивляться катку правосудия результатов принесли мало. Перед выборами в следующий созыв Государственной думы Алексею Веллеру пришлось экстренно менять регион привязки на Красноярский край. При этом никаких гарантий, что он снова сможет избраться в Государственную думу, нет. А в августе с поста мэра Мурманска ушёл и Андрей Сысоев. Вместо него вскоре после сентябрьских должность займёт новый человек. И велика вероятность, что он будет из губернаторского пула. Как и человек, который придёт на должность главы администрации вместо Евгения Никоры. Он сегодня собирается стать депутатом Мурманской областной думы.

По мнению политолога Александра Кынева, губернатор Чибис, затеявший антикоррупционную санацию городской власти, переломил ситуацию в свою пользу. Главные очаги дестабилизации нейтрализованы. Идет этап зачистки второстепенных игроков из команды Веллера, для которых сегодня главный вопрос – «успеть переметнуться» в команду губернатора. 

- Символически, отставка Сысоева - важный жест, который был воспринят всеми как индикатор. Тот опыт, который мы наблюдаем в регионах, когда меняется губернатор, меняется мэр, не исключает саботажа на уровне среднего звена. Но Чибису удалось добиться, что Веллер из региона ушел, Сысоев – ушел. И это – главное. Потому что все крупные политические и бизнес-субъекты на стороне губернатора. 

Это не отменяет возможностей внутреннего саботажа. Однако лица из окружения Веллера, оставшиеся в городской власти, должны понимать бессмысленность сопротивления. Для них вся повестка сводится к простому вопросу: «Успеют они переметнуться к Чибису или нет», - считает Александр Кынев.

Маяков больше не ГФИ

И это действительно так. Даже если выкинуть из уравнения состав совета депутатов Мурманска, полностью подконтрольного Веллеру и Сысоеву, у обиженного на весь мир Алексея Борисовича до недавних пор оставались и более серьёзные рычаги давления, которые он использовал для дестабилизации ситуации в регионе. Один из них - давний приятель Веллера, главный федеральный инспектор по Мурманской области Алексей Маяков. 

По мнению директора ЭАЦ "Северо-Запад", эксперта Центра ПРИСП Екатерины Колесниковой, Маяков "систематически лоббировал коррупционные интересы Алексея Веллера”. Вероятно, делал это Маяков не без корыстных побуждений. Говорят, надо же было как-то оплачивать собственные попойки, а после них и недешёвый рехаб в одной из лучших больниц региона.

- Как передают наши источники, заявление «по собственному желанию» Маяков писал дрожащей  рукой в «комнате с белым потолком» мурманской больницы им. Пирогова. Именно там, замотанный капельницами, теперь уже бывший ГФИ пролежал последние 10 дней. Говорят, что недуг, которому он подвержен, называется «ЗАПОЙ». Видимо эта болезнь и сделала Маякова частым гостем «пироговки». Например, 2,5 года назад, еще при губернаторе Марине Ковтун, Алексей Юрьевич отправился в больницу прямо из аэропорта так и не долетев до Санкт-Петербурга на Новый год. Причем передвигался Маяков, якобы, на спине своего товарища, и даже попал на служебную видеозапись. Но 10 дней интенсивной терапии не спасли ГФИ от инсульта и утечки компрометирующей информации в Полпредство. Поэтому Александр Гуцан, по нашему мнению, все сделал правильно, - пишет Екатерина Колесникова.

При этом, что интересно, в противостоянии Веллера и Ковтун, Маяков умудрился усидеть сразу на двух стульях. Одной рукой он поддерживал Веллера, а другой спасал Марину Ковтун от тюрьмы во время последнего коррупционного скандала. В итоге Марина Васильевна смогла избежать наказания, пострадал за неё стрелочник Игорь Бабенко

По нашей версии, Александр Гуцан вовремя обратил внимание на неблагонадёжного и дружного с зелёным змием ГФИ, заигравшегося с Веллером, и убрал его с должности. Тем самым Гуцан дал понять, что дестабилизация одного из наиболее важных в стратегическом и экономическом плане регионов страны правительству не нужна. А привести к миру городской совет депутатов Мурманска, полностью ликвидировать устоявшиеся коррупционные цепочки и нейтрализовать подрывную деятельность бывших веллеровских "офицеров” - задача губернатора Мурманской области. И Андрей Чибис уже не раз продемонстрировал в этом плане свою компетентность. С некоторыми из бывших соратников Веллера и Сысоева удалось договориться, другим же придётся покинуть должности и, вполне вероятно, не без участия правоохранительных органов. И намерения, и ресурсы, в том числе поддержка федерального центра, для этого «крестового похода» у руководителя региона есть.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram