Балканы могут снова стать «пороховой бочкой» Европы

Десять стран готовятся отозвать признание Республики Косово, пишет со ссылкой на информированные источники сербское издание «Политика». Какие именно — не сообщается во избежание попадания их под давление со стороны Вашингтона, однако, утверждается, что это могут некие государства Азии и Африки.


По словам источников, эти страны объявят о таком решении, если Приштина снова начнет лоббировать собственное признание по истечению моратория, принятого по итогам подписанных прошлой осенью при посредничестве Дональда Трампа трехсторонних соглашений.

Напомню, суть Вашингтонских соглашений состоит в том, чтоСербия соглашается приостановить усилия, как официальные, так и неофициальные, с тем чтобы побудить другие государства либо не признавать Косово, либо отменить существующее признание, а Косово взамен согласилось не подавать заявку на новое членство в международных организациях.


Мораторий был установлен на год, и Трамп тогда считал это своей личной большой победой. Возможно, останься он у власти, он приложил бы все усилия для его продления, однако Белый дом занял демократ Джо Байден, еще по прошлой биографии известный непримиримой позицией по отношению к Белграду в косовском вопросе. Так что, можно не сомневаться, что мораторий продлен не будет и «Холодная дипломатическая» война вспыхнет с новой силой.


Как пишет «Политика», за месяц до истечения моратория Запад вместе с Турцией начал лоббировать по всему миру признание Косово, их цель — довести число государств-членов ООН, признавших самопровозглашенную республику, о сотни и более (сейчас их 98).


Между тем, как заявил президент Сербии Александр Вучич, в этом случае Белград тоже получает свободу начать кампанию за отмену признания. Уже на прошлой неделе министр иностранных дел Сербии Никола Селакович встречался с президентом Азербайджана, известным своей тве6рдой позицией по отстаиванию территориальной целостности Сербии в то время, как президент Косово Вьоса Османи встречалась с премьер-министром Японии Ёсихиде Суга и попросила его поддержать признание республики и членство в международных организациях.


В последние годы Косово и спонсоры его независимости стали потерпели ряд серьезных дипломатических поражений, отмечает «Политика». Из-за этого два с половиной года назад тогдашний премьер-министр Рамуш Харадинай, проваливший присоединение Косово к Интерполу, объявил Сербии торговую войну.


Источники «Политики» утверждают, что за попытками Запада и Приштины снова начать кампанию по признанию, последует отзыв такового от десяти стран, власти которых якобы дали Белграду определенные гарантии этого.


Еще одной причиной этого могут стать проблемы во внешней политике Приштины, что неудивительно, учитывая, что ее политики и дипломаты, по сути, бывшие боевики, переодевшиеся в дорогие костюмы, но не ставшие от этого политиками и дипломатами. Новый премьер-министр Альбин Курти основательно «почистил» штат МИД, назначенный ранее по предложению западных «кураторов». В частности, увольнение послов в Канберре (Австралия) и Дакаре (Сенегал) серьезно подрывает позиции Приштины в тихоокеанском регионе и в Африке, считают эксперты.


Интересно, что не только сербские. О перспективе отзыва признания со стороны как минимум десяти стран, пишут албанские СМИ. Так, например ,аналитик организации «Демократия плюс» Эмир Абраши критикует внешнюю политику Косово, отмечая, что скандалы в правительстве Курти происходят еженедельно. По его словам, было допущено слишком много ошибок, самой серьезной из которых и было увольнение послов. «Это правительство сосредоточено только на европейском континенте», — считает он.


«Политика» также цитируетаналитика Центра социальной стабильностиПредрага Раджича, по мнению которого, и раньше было видно, что косовская дипломатия не имеет большого успеха. Эксперт считает, Приштина, вероятно, отменит мораторий в начале сентября, однако это сыграет против нее.


«Чем больше Приштина настаивает на отмене моратория, тем хуже для них, потому что у них нет большинства, чтобы войти в некоторые международные институты, и они не могут радоваться количеству государств, которые признают их. Просто посмотрите на количество стран, которые отказались от признания ложного государства Косово, и сколько их признали», — говорит Райич.


По мнению Райича, Приштина серьезно навредила сам себе, когда решила открыть посольство в Иерусалиме. Напомню, оно было открыто14 марта этого года, что вызвало осуждение даже в ЕС, который всегда поддерживал албанских сепаратистов. Что тут говорить о реакции мусульманских стран. можно предположить, что этот шаг Приштины заставит многие из них пересмотреть свое решение, принятое некогда под дипломатическим давлением США и Турции или, попросту, не разобравшись в ситуации. Именно последняя причина—преждевременность принятия решения, не способствующего разрешению конфликта фигурировала в большинстве случаев отзыва признания, таковых уже (или пока) — 16.


Надо отметить, что многие страны (особенно относящиеся к «третьему» миру») действительно зачастую и не пытаются разобраться в ситуации, их признание или непризнание обусловлено исключительно конъюнктурными соображениями, а конъюнктура может меняться. К тому же налицо эффект упорной работы МИД Сербии — фактически, начиная с 2008-го года идет игра в дипломатические шахматы по всему миру, задача сторон в которой—уменьшить число фигурок на стороне противника.


И надо отметить, что у Белграда появился новый и сильный союзник—Пекин.


Бывший глава МИД СРЮ Владислав Йованович говорит, что Пекин серьезно отреагировал на попытки Вашингтона установить санитарный кордон вокруг южной части Китая с намерением привлечь небольшие страны к сотрудничеству с США, начав дипломатическое наступление. По его мнению, Китай впервые в истории начал вмешиваться в вопросы, считающиеся в США нерешаемыми, которые мешают Вашингтону реализовать свои цели до конца, в том числе, вопросы, касающиеся бывшей Югославии.


«Россия и Китай чувствуют угрозу со стороны Соединенных Штатов и нуждаются в сближении даже по вопросам, в которых они до сих пор не были особенно близки, и это более интенсивное военное сотрудничество, а также некоторые дипломатические инициативы, такие как вопрос Венесуэлы или вето на выборы нового Высокого представителя БиГ. В предстоящий период Китай примет участие в решении более сложных дипломатических задач, и, учитывая стремление России проводить региональную и глобальную политику, можно ожидать, что она будет активно помогать Сербии в ее политике непризнания Косово»,—отмечает Йованович.


По мнению дипломата, Китай в ООН долгое время говорил вслух исключительно о спорных вопросах, касающихся его национальных или государственных интересов: Тайваня, Гонконга, Макао. Когда в СБ обсуждались проблемы других регионов, Китай всегда придерживался принципов Устава ООН и международного права, однако он редко был инициатором резолюций и еще реже использовал право вето, хотя он обладает им как постоянный член СБ. При голосовании по региональным проблемам Пекин чаще всего воздерживался. Так было, например, 30 мая 1992 г., когда Китай воздержался при голосовании за резолюцию 757 о санкциях против СФРЮ, в то время как все другие постоянные члены проголосовали за такое решение. А 10 июня 1999 г. Китай воздержался при голосовании за резолюцию 1244 о прекращении агрессии НАТО против СРЮ.


«Однако в наши дни Россия и Китай выступили в качестве инициаторов резолюции Совбеза, выступающей против нарушения принципов и процедуры избрания нового Верховного представителя по Боснии и Герцеговине, требуя упразднения этого временного института, действующего уже 27 лет. Хотя резолюция не была принята, российско-китайская инициатива привлекла внимание общественности, поскольку во многом представляет собой новое явление как в их взаимоотношениях, так и в мире. Их недавняя инициатива в СБ ООН, направленная против попыток незаконного навязывания Верховного представителя в БиГ, убеждает нас в том, что эти две глобальные державы будут одинаково принципиальны, когда речь идет о защите законных интересов Сербии и сербского народа, прежде всего в защите суверенитета и территориального целостность. «Сербии», — говорит Зивадин Йованович.


Напомню, 2 августа вступил в должность новый Верховный представитель по Боснии и Герцеговине, немецкий политик Кристиан Шмидт, который фактически был назначен в обход СБ ООН (Россия и Китай тогда выступилипротив как назначения лично Шмидта, так и продления существования данного мандата в целом, сочтя его нецелесообразным).


В республике сербской это назначение предсказуемо не признали. Как заявил член президиума БиГ от сербовМилорад Додик, «в Боснии и Герцеговине нет Верховного представителя, аКристиан Шмидт— это иностранец, который ложно им представляется».


«Мы хотим, чтобы он публично сказал, кто он. Тогда мы сможем сказать — вот, теперь мы будем или не будем разговаривать с тобой, ты представитель США и Германии, но ты не верховный представитель», — сказал Додик, добавив, что он не обязан встречаться со Шмидтом.


Кстати, это не единственный громкий политический скандал в БиГ, ставящий под сомнение сохранение диалога между общинами. На прошлой неделе вступили в силу изменения Уголовного кодекса республики, предусматривающие наказание до пяти лет тюрьмы за «публичное одобрение, отрицание или попытку оправдания геноцида, преступлений против человечности либо военных преступлений, утвержденных правомочным судебным решением». В конце недели боснийская прокуратура сообщила, что уже начала заводить дела в соответствии с этими поправками.


Понятно, что они направлены исключительно против сербов и касаются в первую очередь событий в Сребренице, в которых обвиняют исключительно сербских военных под командованием Ратко Младича, которого хорватская и бошнякская общины считают преступником, а сербская—национальным героем.


По сути, это очередной плевок в лицо сербам, вернее, даже удар в болевую точку, от которого долгие годы воздерживались, боясь нарушить установленное после Дейтонских соглашений шаткое равновесие в регионе. Тем более, что представители РС эту инициативу неизменно блокировали.


Однако пару недель назад Валентин Инцко, Верховный представитель по БиГ, завершивший свой мандат 31 июля внес соответствующие изменения в УК, оставив таким образом на прощание проблему, способную вызвать серьезнейший кризис. Это, кстати, еще один аргумент в пользу предложения России и Китая по упразднению этого мандата, который фактически дает наместнику Запада в протекторате под названием БиГ неограниченную власть, вплоть до отмены законов или внесения в них изменений и снятия членов президиума.


Прощальный «привет» Инцко, также предсказуемо, вызвал однозначную реакцию сербов.


Геноцида в Сребренице не было. Сербы не могут принять такое решение. Это гвоздь в гроб БиГ. Ее существование больше не имеет никакого смысла», — заявил Милорад Додик, призвав незамедлительно, несмотря на летние отпуска, созвать парламент РС и принять решения о блокаде всех госструктур БиГ, которые, по его словам, нарушают Дейтонские соглашения. Депутаты отреагировали немедленно, проголосовав за бойкот боснийских государственных институтов и прекратив работу в них. Кроме того, они по ускоренной процедуре приняли закон о неприменении решения Верховного представителя в Боснии. По словам Додика, «полиция РС получила приказ любой ценой защитить наших людей, если кто-то попытается их арестовать».


А это уже серьезная такая заявка на крах всего того неустойчивого образования, которое Запад создавал в бывшей Социалистической Республик Боснии и Герцеговине, разорванной войной, пытаясь сшить ее, фактически навязав федерацию, в которой сербы постоянно испытывали давление и были лишены надежды на возвращение себе статуса государствообразующего народа.


Едва ли политическая диверсия, совершенная Инцко — его личная инициатива. Но зачем Западу торпедировать и без того слабую и неустойчивую государственность БиГ? И тут ответ очевиден — это защитная реакция на рост в регионе влияния России и Китая, становящийся фактом, игнорировать который уже нельзя, надо принимать меры.


Интересно, что несмотря на то, что Байден не был столь ярым синофобом, как Трамп и даже пытался заикаться о нормализации отношений с Пекином, по сути, он продолжает политику предшественника. И учитывая личный балканский бэкграунд нового американского президента, можно ожидать беспрецедентного «закручивания гаек» в регионе и похороны всех шатких достижений последних 10 лет. Это уже касается всего региона.

Вопрос в том, как бы действия США не начали хоронить достижения последних 30 лет и не разморозили конфликты, которые, казалось, удалось надолго, если не навсегда купировать еще в первой половине 90-х. И Балканы как «пороховая бочка Европы» снова могут стать ареной противостояния сверхдержав, как страны Африки и Ближнего Востока…


Ситуация с отзывами признания Косово, расшатыванием устойчивости БиГ — все это говорит о провале американской политики в регионе. А американцы проигрывать не привыкли…

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram