5 мая 2018 года на Пушкинской площади столицы
прошел организованный оппозиционером Алексеем Навальным митинг под лозунгом «Путин
- не царь».
Собралось порядка тысячи участников, что для
Москвы весьма немного. На спонтанный митинг в защиту интернет-ресурса
«Телеграмм» прошло раз в десять больше людей.
Для разгона митинга сторонников Навального на
Пушкинской был выведена полиция, но вместе с ней разгонять «скубентов» пришла
пара десятков странных людей в камуфляже и казачьих шапках-папахах.
На шевронах читалась надпись «Центральное
казачье войско», это государственная реестровая структура. Использование в
карательно-полицейских целях казаков, вернее «казаков», - нечто новое в
российской общественно-политической жизни. Раньше такого не было.
Впрочем, было
два прецедента. В марте 2014 года «казаки» «избили плетьми» приехавших в Сочи
участниц скандальной группы Pbssy Riot, в 2016 некие «казаки» обливали молоком
и били (?) приехавших в солнечную Анапу навальнистов во главе с лидером.
Оба случая были весьма странными. В случае с
«пусями» довольно быстро выяснилось, что «нападение казаков» было постановочным
и организованным самими членами группы для самопиара, анапский инцидент так же
был похож на грубую имитацию «агрессивных действий». .Местная казачья
организация категорически отвергала причастность к инциденту.
Но в случае 5 марта свести все к фейкам и
имитации уже нельзя, люди в папахах явно работали на власть. «Казаки» во время
разгона бегали за молодыми сторонниками Навального, пытаясь догнать и ударить рукой.
Применение плетей было весьма ограниченным (вроде казаков с плетьми было всего
двое), и скорее нежно-символическим. Нагайка – оружие серьезное, попавшему под
полноценный удар прямой путь в клинку.
Правда, одного из самых рьяных «казаков» в
папахе с синим верхом полиция даже была вынуждена скрутить.
Фотографии нейтрализации «терского казака»
полицией впоследствии были использованы провластными пропагандистами для вброса
тезиса «казаки агрессивные и злые, но российская полиция за «закон для всех».
Крови и телесных повреждений не наблюдалось,
вязаемые полицией «скубенты» усердно пытались показать на камеры пластический этюд
«скульптурная композиция «Лаоокон».
Митинг Навального имел название «Путин не царь»
и был анонсирован как протест против результатов недавних президентских
выборов.
Но почему-то при появлении на Пушкинской «казаков»
самодержавная тема была сразу забыта, все внимание протестантов переключилось
на носителей папах. Митинг «против царя» резко перешел в антиказачий.
Сам Навальный увидев людей с нагайками начал
кричать что-то насчет связи казаков и власти. Потом некто из сторонников
«неистового Алексея» начал выкрикивать: «Казаки позор России».
Есть много свидетельств того, что вовлечение
казаков в столкновения стало результатом спланированных провокаций со стороны сторонников
Навального. Или тех, кто незримо стоял и за навальнистами и за силовиками.
После мероприятия на Пушкинской в либеральных
СМИ и соцсетях началась дикая антиказачья кампания. На казаков выливались
мегатонны грязи. Причем нигде, абсолютно нигде, не высказывалась мысль:
появившиеся на Пушкинской персонажи в папахах не должны отождествляется со всем
казачеством, люди с нагайками - такие же как и полиция носители рабочей униформы.
К антиказачьей кампании подключилась и
«тяжелая артиллерия». Возмутился член президентского совета по правам человека
(СПЧ), журналист и политик Максим Шевченко.
Он потребовал, ни много ни мало, срочно созвать
СПЧ в полном составе под предлогом того, что «События в Москве и в других
городах России 5 мая, в ходе которых власть бросила против митингующих помимо
ОМОНа полувоенные неофициальные формирования (так называемых «казаков»),
вынуждают к срочному созыву Совета по развитию гражданского общества и правам
человека при Президенте РФ. Использование властью черносотенных и фашиствующих
боевиков для жестокого избиения студентов и журналистов — открытое и доказанное
явление».
Впоследствии Шевченко из-за отказа в выполнении
его требований демонстративно вышел из СПЧ.
В качестве иллюстрации «казачьих зверств»
активно используется фотография на которой с помощью фотошопа один из казаков
превращен из человека в некое чудовище с огромной лишенной зубов ротощелью,
напоминающей пасть некого пресмыкающегосся. Это растиражированное либеральными
СМИ «документальное фото» не постеснялся запостить известный прокремлевский
пропагандист Борис Рожин.
Тема расчеловечевания казаков впоследствии
была поддержана информационным вбросом о том, что за участие в разгоне 5 мая,
«казаков» их собратья потом так зе выпороли плетьми в плане наказания. Источник
вброса весьма странный «казачий блоггер» Василий Ящиков. Кто он? Кого он
представляет? Почему его словам по поводу якобы совершенного телесного
наказания: «Это наша традиция и обычай», - можно верить? Эти вопросы никто
не задавал.
Как бы то ни было, 5 мая 2018 года произошел
дебют казакоохранительства как нового общественного явления общероссийского
масштаба.
Участие «нагаечников» в разгоне – это явная провокация
со стороны кого-то, имеющего отношение к власти и выработке властной идеологии.
Разгон митинга явно не был основной целью. Показ
шоу «избиение младенцев» изначально был запланирован на дискредитацию казачества
в глазах населения России.
Прежде всего «офисного планктона» и прочей креакл-интеллигенции.
По задумкам кремлевским идеологов у среднего, особенно образованного, россиянина
слово «казак» должно вызвать страх, насмешку и гадливость.
Всякий называющий себя казаком должен автоматически переходить
в разряд «ряженного, антидемократического сброда».
Уже много лет и в либеральных и в провластных
медиа-ресурсах конструируется образ современного казака как «плохого клоуна», опасного
существа непонятного социального, культурного и юридического статуса.
Власть - в первую очередь главный ее идеолог,
видимо с детства впитавший ненависть к северным соседям папиного этноса, - и
либералы не один год пытаются убить само понятие «казак», лишить его прежнего
смыслового наполнения и превратить в некий абстрактный мем.
Делается все по изменению общественного восприятия
казачества как исторически сформировавшегося русского субэтноса. Взамен насаждается
образ экзотической, подспудно антиобщественной, агрессивно-милитарской антикульутры.
Все последние десятилетия в Кремле существует
и кем-то тщательно поддерживается (в принципе абсолютно необоснованный) страх перед
казачьими объединениями, которые, как бы то ни было, но в нынешней России единственный
пример низовой самоорганизации.
Страхом и стремлением к контролю над казачеством
объясняются создание в свое время провластного «реестра».
В последние время, видим по причине тотальной экономии,
руководство Российской федерации взяло курс на минимизацию работы с казаками.
Такое решение имеет рациональное обоснование.
Казаки в любых формах самоорганизации для властей никакой угрозы не
представляют, тратить деньги на широкую работу с «народом» нет смысла. На
химеру в виде «массовой казачьей провластной организации» Кремль больше
тратится не желает.
На Круге 15 февраля на «казачьем народе» поставили крест. Был по-сути провозглашен
отказ от этнокультурного подхода в пользу организационно-силовой компоненты.
Массовая разветвленная (в теории) структура заменятся
общероссийского масштаба ЧОПом, чья функция совершать то, что сама власть и ее официальные структуры типа полиции в открытую не могут делать ввиду морально-имиджевых
и юридических издержек.
К примеру с помощью «боевых групп
казаков-патриотов» можно маскировать откровенно карательные акции под «протест
возмущенного народа».
При этом государство остается формально непричастным,
а «казаки» станут, помимо чистого функционала, своеобразным громоотводом,
отводящим на себя общественное недовольство и неприязнь по отношению к власти и
другим, (кто сказал «Манежная площадь»?) скажем
так, «истинным россиянам».
Если «страшные русские фашисты, убийцы
таджикских девочек и сенегальских студентов» исчезли, то почему бы не
переключить общественную ненависть на казаков, пусть и прислуживающих власти?
Кремлевских жителей последние годы очень
беспокоило отсутствие низовой социально-организационной поддержки.
Провластный
казачий «реестр», - как и «Наши», «Местные» и прочая, прочая, - возложенных на
него надежд не оправдал.
Теперь из казаков и новых не казачьих
«патриотов», - в событиях 5 мая участвовало некое провластное
«Национально-освободительное движение», - делают аналог «активистов» из соседней
державы.
За образец явно берется Украина, где «независимые»
нацистские квазиштурмовики типа «С-14» совершают ранее абсолютно немыслимые
вещи, к примеру обмазывание российских дипломатов фекалиями.
Ведущий российский аналитик-кавказовед Андрей
Епифанцевв своем посте в «Фейсбуке», посвященному
казакоохранительскому дебюту 5 мая наиболее точно отобразил ситуацию: «Псевдо«казаки»,
избивающие протестующих при попустительстве и помощи им со стороны полиции
вчера на митинге Навального «Он нам не царь» это то же самое, что украинские
радикалы-нацики, избивающие ветеранов, срывающие георгиевские ленточки,
терроризирующие людей с другим мнением, устраивающие блокаду Донбасса и Крыма.
В обоих случаях власть создала (или взяла под
свой контроль изначально опасные для себя независимые общественные движения),
развила, формализовала, долгое время окормляла и фактически вырастила их. В
обоих случаях она поставила их себе на службу и использует для 100%-но
одинаковой цели:
1) Проводить карательные акции против своих
граждан в тех условиях, когда делать это от лица государства незаконно да и
просто морально неприлично. Как, например, избивать нагайками несогласных с
Путиным в России или ветеранов ВОВ на Украине.
2) Изображать, что эти действия носят
стихийный, народный характер, а не делаются по команде властей – по той же
причине: когда власти нужно либо обезопасить себя от наказания за совершенно
явные беззакония, либо подчеркнуть не инспирированный властью ход событий, а
идущий, якобы, стихийно, от лица самого народа… Обстрел жилых домов Донбасса,
подрыв линий ЛЭП в Крыму, задержание шахтеров в г. Гуково, отправляющихся в
Москву «рассказать Путину», что им не платят зарплату по 2 года и проч… Режимы
Путина и Порошенко – близнецы-братья. Враждующие братья с разным знаком».
Но станут ли новые «казаки-охранители» «тонтон-макутами»,
не декоративной, а реальной «боевой силой»?
Наверное, нет. Роль аналогичных латиноамериканским
«эскадронам смерти» «гражданских групп поддержания правопорядка» отводится явно
не им. В случае серьезного общественного кризиса и возникновения настоящих, а
не декоративных массовых протестов, «казакоохранители» станут лишь декорацией,
настоящую «работу» будут выполнять другие.
Во время протестов на Болотной площади «Балчуг»
и другие пятизвездочные отели были заполнены «настоящими россиянами»
приехавшими для помощи в наведении порядка из самого патриотичного, с недавнего
времени моноэтничного, российского региона. Но тогда их помощь в «борьбе с
агентами Госдепа» не потребовалась.