Исламский радикализм на территории Челябинской области

Проблема распространения радикальных форм ислама на территории Южного Урала остается одной из актуальных проблем в религиозной сфере в этом регионе. Несмотря на то, что Урал является в определенной степени периферией для мусульманской уммы России, поскольку основные центры ислама находятся в Поволжье и на Северном Кавказе, регион также испытал и продолжает испытывать на себе общую для всей страны проблему проникновения нетрадиционных для ее коренных мусульманских народов течений зарубежного ислама радикального толка. Проанализировать этот процесс, собрать все факты и примеры данной проблемы применительно к Челябинской области, опираясь на открытые источники, призвана данная статья.

 

 

На территории Южного Урала, куда географически входит Челябинская область, мусульманское население, представленное татарами, башкирами и казахами, составляет 13,3% от всех жителей региона. На сегодняшний момент в области насчитывается 69 мечетей, при этом в организационном плане исламская умма не является единой: мусульманские приходы в своей юрисдикции разделены между несколькими муфтиятами. Доминирует Региональное духовное управление мусульман Челябинской и Курганской областей в составе Центрального духовного управления мусульман (муфтий Ринат Раев), которое в совокупности объединяет 150 общин. Другой организационной структурой является Челябинский муфтият Духовного управления мусульман Азиатской части России, который официально не зарегистрирован (муфтием является Вугар Аликперов): в него входит 7 приходов (в ДУМАЧР вошли общины существовавшего в 2000-е годы ДУМ» «Ассоциация мечетей России»). Есть также две общины, входящие в состав Духовного управления мусульман Европейской части России (в деревне Акбашево Аргаяшского района и в г.Озерске, объединенных в незарегистрированный Совет имамов Челябинской области – председатель Габдулла Шаймарданов).

 

 

Светские областные власти ориентируются на поддержку ЦДУМ в регионе, поэтому отдают предпочтение Ринату Раеву. У этого имеется свое объяснение. Как отмечают исследователи, «для экспертов в области этнорелигиозных исследований давно является очевидным тот факт, что создаваемые в регионах Российской Федерации альтернативные, «параллельные» муфтияты имеют своей целью, прежде всего, раскол мусульманского сообщества и привлечение на свою сторону как можно большего числа общин, а также поддержки и внимания муниципальных и региональных властей. Более того, как приходится констатировать ситуацию в исламских сообществах российских регионов, зачастую появление «параллельных» муфтиятов связано с проникновением нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений зарубежного ислама фундаменталистского толка» [1]. Именно в ЦДУМ светские власти в регионе видят своего основного партнера в исламской умме, поскольку полагают, что этот муфтият ориентируется на укрепление и развитие традиционного для коренных мусульманских народов Урала ислама ханафитского мазхаба.

 

 

На фоне остальных регионах Уральского федерального округа ситуация в мусульманской среде Челябинской области выглядит благополучно, однако и этому региону не удалось избежать проникновения радикальных течений ислама.

 

 

Первый такой случай достаточно типичен для Урало-Поволжья, когда проводником религиозного экстремизма становятся арабские проповедники. В конце 1990-х годов в Челябинской области развернул миссионерскую деятельность уроженец Сирии Салех Абдель Рахман Гази, который стал казыем (шариатским судьей) в общинах, входящих в ДУМАЧР. В энциклопедии «Ислам на Урале» прямо указывают, что «благодаря ему ряд имамов и прихожан южноуральских мечетей смогли пройти обучение в медресе в странах Ближнего Востока, а также Бугуруслане и Тюмени» [2]. Имеется в виду печально известное бугурусланское медресе «Аль-Фуркан», выпускники которого участвовали в терактах в Москве, Назрани и захвате заложников в Беслане в 2004 году. Именно с ним связана целая кампания по распространению ваххабизма и конфликты с теми мусульманами, которые противостояли ваххабизму. Это вызвало обеспокоенность у местных властей. Тогдашний губернатор Петр Сумин лично обратился к председателю Комитета по делам национальностей, религиозных и общественных организаций Администрации Челябинской области Асие Хамзиной с требованием выяснить суть проблемы. Та это сделала и опубликовала в начале 2000 года в газете «Возрождение Урала» статью «Ваххабизм пришел на Урал?», которая была посвящена деятельности арабского эмиссара, которого видели причиной межнациональной и межрелигиозной розни [3]. Салех Абдель Рахман Гази подал в суд на нее, пытаясь протестовать против предъявленных ему публично в прессе обвинений. Как пишет Марина Гуляева, «впервые на судебном заседании, состоявшемся 11.07.2001, рассматривались такие проблемы, как экспорт в Россию ваххабизма, миссионерская деятельность новообразованных управлений мусульман, провоцирующая расколы в традиционных исламских общинах» [4]. Суд отклонил иск истца, признав все обвинения в его адрес в газете справедливыми. После этого Салех Абдель Рахман Гази стал окончательно восприниматься местными властями как проводник исламского экстремизма, а в местной прессе периодически появлялись статьи о распространении ваххабизма в Челябинске, Магнитогорске и Златоусте [5].

 

 

Деятельность зарубежных проповедников радикальных течений ислама постепенно давала свои горькие плоды. Попав под влияние идей ваххабизма, некоторые мусульмане выбирали путь вооруженного «джихада», отправляясь на территорию стран Востока, где и так активно полыхала война. В начале 2000-х годов излюбленным местом для «хиджры» (переселения) ваххабитов из России был Афганистан. Первый зафиксированный случай участия жителя Челябинской области в рядах Талибана в Афганистане зафиксирован в 2001 году. Речь идет о Рустаме Ахмярове, который в числе других российских исламистов, отправившихся на «джихад» в эту страну, попал в плен к американцам после их вторжения в Афганистан. Он, как и еще 7 россиян, оказались в числе узников печально знаменитой американской тюрьмы в Гуантанамо на Кубе [6]. В марте 2004 года они были доставлены в Россию. Как отмечает исламовед Роман Силантьев, «вполне предсказуемо интерес к семерым «талибам» проявили и российские правоохранительные органы, которые инкриминировали им участие в преступном сообществе, незаконный переход границы и наемничество. Начавшийся судебный процесс быстро завершился оправданием сторонников «Талибана», которые были отпущены по домам» [7].

 

 

Наиболее чаще в Челябинской области выявлялись ячейки международной организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), признанной в России террористической.

 

 

Первый случай произошел в Челябинске 12 декабря 2004 года, когда один из «хизб-ут-тахрировцев» Ринат Галиулин, изготовил листовки экстремистского содержания, принялся их распространять на территории торгового комплекса «Караван-сарай» в Курчатовском районе города. Он был арестован и осужден по ст. 282.2 Уголовного кодекса РФ (участие в деятельности религиозной организации, в отношении которой судом принято решение о запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности) [8]. Распространение листовок «хизбами» не прекратилось. Видимо, на тот период времени экстремисты считали это успешной формой пропаганды. 23 мая 2006 года задержали еще одного члена «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» за распространение листовок. На квартире у него обнаружено было 80 листовок с призывами к насилию [9].

 

 

Если в 2004-2006 гг. в основном силовики обезвреживали по сути одиночек, занимавшихся распространением экстремистских листовок, то затем им на смену приходят уже более организованные группы «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», функционирующие по системе ячеек («халакаты»), состоящей от 3-х до 6-ти человек.

 

 

В конце декабря 2006 года в Магнитогорске была обезврежена ячейка «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», в которую входило трое человек, двое из которых были жителями города, а один – мигрант из Киргизии. Собрание ячейки проводилось на квартире, где в ходе задержания находились еще трое человек, среди которых проводилась вербовка. Кроме религиозной литературы экстремистской направленности, были найдены тетради для изучения чеченского языка, а также видеозаписи совершения диверсионно-террористических актов на территории Чечни, выполненных участниками незаконных вооруженных формирований. Как отмечала тогда пресс-служба УФСБ по Челябинской области, «на жестких дисках его компьютера хранились фотографии разрушенных в результате террористических актов зданий и участников этих действий, а также схемы самодельных взрывных устройств. Фотографии боевиков хранились в папке с надписью "Наши"» [10].

 

 

В 2006 году в Челябинске четверо членов ячейки «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» Вадим Хабиров, Айрат Лукманов, Руслан Абдрашитов и Ринат Галиулин распространяли брошюры и газету своей организации по мечетям города (газету "Сакаафат" (Просвещение), журнал "Аль-Ваий", книги "Система ислама", "Исламская личность", брошюры, признанные агитационной литературой "Хизб-ут-Тахрир"). В отношении них было возбуждено уголовное дело по ст. 282.2 Уголовного кодекса РФ (участие в деятельности экстремистской организации), 19 декабря 2007 года прошел суд, приговоривший троих к условному сроку, а одного члена ячейки Рината Галиулина к 1 году и 3 месяцам отбывания наказания в колонии-поселении. Впоследствии Центральный районный суд Челябинска признал экстремистскими материалы, опубликованные в газете «Сакаафат» [11].

 

 

Однако часть из этих «хизб-ут-тахрировцев» продолжали свою деятельность и дальше, пока в июле 2008 года силами правоохранительных органов были задержаны члены ячейки «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» в Челябинске, двое из которых (Вадим Хабиров и Айрат Лукманов) ранее были уже осуждены и получили тогда условное наказание в виде года лишения свободы. Уголовный процесс длился почти два года, и в итоге 4 июня 2010 года были осуждены Анзор Акиев (1979 г.р.), Айрат Лукманов (1974 г.р.), братья Вадим и Салават Хабировы (1978 и 1982 гг.р.), а также Вадим Насыров (1981 г.р.) как ее члены. Соблюдая конспирацию, участники организации собирали на квартирах молодежь, среди которой вели агитацию, распространяли экстремистскую литературу, вели лекции и проповеди по созданию халифата. В результате такой деятельности «хизб-ут-тахрировцам» удалось вовлечь в свою группу 8 человек. В ходе обысков на квартирах у них было изъяты не только агитационная литература, но и девять корпусов боевых ручных гранат РГД-5, пособия по взрывному делу, фотографии зданий областных правоохранительных структур (ФСБ и МВД), а также таких крупных инфраструктурных объектов как Челябинский аэропорт и плотина Шершневского водохранилища. В итоге суд приговорили членов ячейки к разным срокам от 1,5 до 4 лет лишения свободы в колонии-поселении по статьям 282 (участие в деятельности запрещенного религиозного объединения) и 222 (незаконном приобретении и хранении боеприпасов) [12].

Наконец, еще один случай с участием «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» на территории Челябинской области, который является самым сложным по процессуальным моментам и по поведению самих исламистов, был в 2012 году. Тогда в июле того года были арестованы пятеро «хизбов» Ринат Галиуллин,Марат Базарбаев, Рушат Валиев, Ринат Идельбаев и Вадим Насыров, которые с 2009 по 2011 годы активно собирали своих сторонников, и как сообщают СМИ, «умело "промывая мозги" людям без устоявшихся убеждений в ходе еженедельных религиозных занятий ("халакатов"), методические материалы для которых брали в Интернете на сайтах запрещенной организации» [13]. Судили их по более «жесткой» статье 278 (приготовление к действиям, направленным на насильственный захват власти и изменение конституционного строя в РФ), поскольку они не скрывали своих намерений по устранению неисламских правительств и установления «халифата» на территории России. В ходе судебных процессов «хизбы», их родственники и единомышленники на свободе вели себя крайне вызывающе и агрессивно: угрожали свидетелям, опубликовали в Интернете личный сотовый телефон следователя, к которому тут же с разных уголков страны принялись названивать и посылать SMS-сообщения с обвинениями в гонениях на мусульман [14]. Здесь «хизбы» охотно принялись использовать правозащитную демагогию, обвиняя правоохранительные органы в сознательной исламофобии и «репрессиях против мусульман». Кстати, этот метод – спекуляция на защите прав человека – опробован неоднократно исламистами и дает определенный эффект: это позволяет получать симпатии со стороны международных и общероссийских правозащитных организаций, а также находить сочувствие у оппозиционно настроенных общественно-политических движений, видящих в исламских радикалах «жертв политического режима». Здесь, кстати, стоит обратить внимание на такой факт, что Ринат Галиуллин и Вадим Насыров ранее уже были осуждены как члены «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» [15], однако после освобождения продолжали свою экстремистскую деятельность, принявшись вербовать новых сторонников, создавать новую ячейку. Более того, после освобождения из тюрьмы такие исламисты становятся «героями», «мучениками за веру», «узниками совести», в глазах мусульманской молодежи, их авторитет начинает расти [16].

Проблема распространения ваххабизма также не обошла вниманием Челябинскую область. Так, в Магнитогорске в одном из детских садов (в 1990-е годы из-за крайне неблагополучной демографической ситуации многие из дошкольных заведений закрывались, и их передавали в пользование другим организациям, так и было в этом случае) действовала мусульманская община во главе с имамом Ринатом Теревгуловым. Даже когда в Магнитогорске открылась новая мечеть, эта группа мусульман отказалась перебазироваться туда, предпочитая остаться в здании детсада. Естественно, это вызывало определенные вопросы недоумения у городских властей: понятно, когда в городе не было мечети, и местным мусульманам негде было молиться, и им позволили использовать под молельное помещение здание пустующего детсада, но теперь-то мечеть в городе построена и функционирует. Власти обратились за советом к главе ЦДУМ Талгату Таджуддину. Тот объяснил, что в общине Теревгулова распространяется ваххабизм. Сам Таджуддин поддержал выселение этой общины из детсада, считая, что таким образом, удастся решить место дислокации ваххабитов. И 19 августа 2005 года общину выселили. Теревгулов продолжал насылать проклятия в адрес обидчиков [17]. Кстати, это первый случай, когда светские власти посчитали нужным и полезным проконсультироваться с традиционным мусульманским духовенством по такому щепетильному вопросу.

 

 

Традиционное мусульманское духовенство признавало проблему распространения нетрадиционных течений ислама. Этим оно отличается от разного рода радикалов, которые стараются всячески отрицать ее наличие в корне, а в случае явного обнаружения экстремизма стремиться найти этому смягчающие обстоятельства. Муфтий Челябинской и Курганской областей Ринат Раев (в юрисдикции ЦДУМ) сообщал, что есть факты, когда молодые радикалы выгоняли из мечетей стариков только за то, что те высказывали свое несогласие с пропагандируемыми нетрадиционными для татар течениями зарубежного ислама радикального толка. Такие факты в 2007 году зафиксированы в Усть-Катаве и Аше. Решить проблему нередко удавалось за счет кадровой ротации, когда меняли имама в приходе [18].

В марте 2010 г. прихожанин мусульманской общины деревни Акбашево Аргаяшского района Челябинской области (в юрисдикции – ДУМЕР) Вильдар Якупов, выпускник одного из саудовских медресе, в мечети деревни Аязгулово на организованных им курсах по изучению основ ислама и арабского языка распространял печатные издания, которые ранее судом были внесены в Федеральный список экстремистских материалов, а также демонстрировал лекции Саида Бурятского [19].

 

 

Турецкая экстремистская организация «Нурджулар» на Южном Урале также стремится проникнуть через своих адептов. Причем они ловко работают в женской среде. В 2009-2011 гг. две жительницы Челябинска Фарида Ульмаскулова и Венера Юлдашева вместе с их единомышленницей из Набережных Челнов (Татарстан) Гульназ Валеевой основали две школы в Челябинске и медресе в деревне Азналино Курганской области. Туда они вовлекали девочек-подростков 11-17 лет, где обучали их по книгам турецкого радикального богослова Саида Нурси (1877-1960). В ходе обыска были изъяты 525 книг и брошюр и 218 магнитных носителей информации, содержащих материалы об учении «Нурджулар». Здесь важно отметить, что методика вербовки у «Нурджулар» схожа с «Хизб-ут-Тахрир»: на частных квартирах или коттеджах приглашают разного возраста людей, на которых знакомят с книгами Саида Нурси [20].

 

 

В мае 2016 года 32-летний житель Челябинска Яков Целюк был приговорен к 2 годам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком и к 1 году ограничения свободы по ч. 2 ст. 282.2 Уголовного кодекса РФ («Участие в деятельности экстремистской организации») за то, что состоял в признанной в России экстремистской организации «Нурджулар» [21]. В 2012 году он в социальной сети в Интернете познакомился с вербовщиком этого исламистского джамаата, который сагитировал его к принятию ислама и созданию ячейки у себя в городе. Для этого житель Челябинска с ноября 2012 года по февраль 2013 года принялся распространить в социальных сетях информацию о духовном лидере организации, турецком проповеднике Саиде Нурси, а также его аудиокниги, многие из которых признаны экстремистскими. В результате этого ему удалось найти новых адептов. При обыске на квартире у жителя Челябинска нашли материалы, которые подтвердили, что он состоял в джамаате «Нурджулар» и распространял их для вовлечения новых членов. Учитывая, что Целюк признал свою вину, дело рассматривалось в особом порядке. Вместе с положительными характеристиками с места работы и по причине наличия малолетнего ребенка, в итоге суд приговорил Целюка к условному сроку.

 

 

В августе 2016 года Управление ФСБ по Челябинской области организовала депортацию двух граждан Киргизии (в прессе их имен не озвучивали) за то, в Челябинске они занимались распространением салафитской (ваххабитской) идеологии. Их оштрафовали за экстремизм и нарушение миграционного законодательства, а затем выслали из России. Салафиты из Киргизии с 2013 года собирали на квартирах в Челябинске по 5 человек местных жителей (такое небольшое число позволяло миссионерам оказывать максимальное психологическое воздействие на вербуемых) [22], где убеждали новичков принять идеологию салафизма, призывали к вооруженному джихаду и разжигали ненависть к другим религиям. В итоге мигранты-салафиты были задержаны (один из них ранее уже получал административное наказание за нарушение миграционного законодательства России) и затем их депортировали на родину.

 

 

В ноябре 2014 года было заведено уголовное дело в отношении 23-летнего жителя Челябинска Темрхана Тлеугабилова, который в 2013-2014 гг. собирал на частных квартирах мусульман, агитируя их поехать воевать в Сирию на стороне боевиков [23]. Тлеугабилову вменяют обвинения по целому клубку эпизодов: ч.1 ст.205.1УК РФ(«Содействие террористической деятельности»), ч.1 ст.205.2 («Публичные призывы косуществлению террористической деятельности»), ч.1 ст.205.4 («Создание террористического сообщества»), ч.1 ст.280 («Публичные призывы косуществлению экстремистской деятельности»), ч.1 ст.282 («Возбуждение ненависти либо вражды»), ч.1 ст.282.1УК РФ(«Создание экстремистского сообщества»). Сейчас началась вторая попытка в суде рассмотреть это громкое дело [24].

 

 

Случаи отъезда мусульман Челябинской области на «джихад» на Восток фиксировались и раньше (выше рассказана история с Рустамом Ахмяровым, оказавшимся в 2001 году в Афганистане), но больше всего такие примеры фиксируются в 2010-е годы. Так, в 2015 году получила известность история с 28-летним «русским мусульманином» Семеном Михайловичем Нагибиным («Салим»), который выехал из Челябинска в Таджикистан, чтобы оттуда перебраться в Афганистан. На милицейском блокпосту в Пянджском районе Таджикистана он показался подозрительным для сотрудников правоохранительных органов, те решили уточнить кто он такой, а Нагибин посчитал, что его сейчас арестуют, поэтому сам напал на одного из милиционеров с ножом. Силовики открыли огонь, ранив в ногу Нагибина, после чего его доставили в местную больницу. Там при допросе Нагибин и рассказал о своих планах. Впрочем, неудавшемуся джихадисту удалось сбежать из больницы, предварительно сняв с себя наручники и завладев пистолетом охранявшего его милиционера. Вскоре его окружили, он попытался оказать вооруженное сопротивление, но был убит при задержании [25].

 

 

14 июля 2016 года в прессе появилась информация о том, что челябинец Вадим Кенжибаев, 32 лет, заключен под стражу по решению Центрального районного суда. Мужчина обвиняется в участии незаконного формирования банды на территории иностранного государства (часть 2 статья 208 УК РФ). Известно, что Кенжибаев родился в Челябинске, имеет высшее образование, судим не был. С момента доставления в Россию Вадим был задержан сроком на два месяца. Челябинец покинул Российскую Федерацию ещё в 2013 году, в мае 2016-го был объявлен в розыск [26].

 

 

Также сообщалось, что в 2015 году по статье 208 Уголовного кодекса РФ («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем») были возбуждены уголовные дела на пятерых жителей Челябинска. Одно из дел было закрыто: боевик признался, что поддался вербовке, но хочет вернуться в Россию. Остальные объявлены в международный розыск [27].

 

 

В августе 2016 года на территории сразу трех регионах Уральского федерального округа (в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях) произошли аресты членов ячеек интернет-сообщества «Рохнамо ба суи давлати исломи» (в переводе с таджикского языка: «Путеводитель в исламское государство»), которое занималось вербовкой людей в ряды запрещенной в России террористической организации «Исламское государство Леванта и Ирака» (ИГИЛ). Было проведено 27 обысков, в ходе которых изъяты видеоматериалы и литература экстремистского содержания, банковские карты и арсенал оружия и боеприпасов (три пистолета, четыре гранаты, 500 грамм пластита, 5 тротиловых шашек и электродетонаторы к ним). Арестованы лидер ячейки и три ее члена, которым предъявлено обвинение в организации экстремистского сообщества. Сама пропаганда и вербовка членами этого сообщества велась в Интернете на таджикском языке: осуществлялось это через социальные сети и мессенджеры. В интернет-сообществе состоит до 100 тысяч подписчиков, а модерация в нем велась через шифрование разными членами группы [28]. Цель этой деятельности – склонить подписчиков сообщества к участию в «джихаде» в Сирии. Примечательно отметить, что интернет-сообщество вело пропаганду на таджикском языке и рассчитано было именно на представителей таджикской национальности, и то, что его модераторы-вербовщики находились в России, тоже показательно как тенденция настоящего времени: в страну в потоке мигрантов прибывают профессиональные агитаторы исламского фундаментализма из Центральной Азии, ведущие свою деятельность среди своих соплеменников на своем национальном языке.

 

 

В сентябре 2016 года в Магнитогорске Орджоникидзевский районный суд приговорил 43-летнего Абдулвасита Умарова к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима и 1 году ограничения свободы с запретом менять место жительство [29]. Как стало известно следователям, житель Магнитогорска с апреля по июнь 2015 года был на территории Сирии, где находился в рядах бандформирования «Катиба имама Бухари». Пройдя боевую подготовку, Умаров нес караульную службу на подконтрольных боевикам территориях, занимался вопросами снабжения боевиков обмундированием, питанием и медикаментами. Затем он покинул территорию Сирии и вернулся обратно домой в Магнитогорск, где и был арестован. В отношении него было заведено уголовное дело по части 2 статьи 208 Уголовного кодекса РФ («Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании»). Сам Умаров в своем участии в рядах боевиков сознался и раскаялся.

 

 

Случаи, когда мигранты из Центральной Азии приезжают в Россию, в том числе и на территорию Урала, откуда затем уезжают на «джихад» в Сирию, уже не редки. В этой связи весьма примечательна история Дильшода Курбонова, уроженца одного из кишлаков под Кулябом (Таджикистан). Как и многие его односельчане, Курбонов ездил на заработки в Россию: в Челябинске он завел себе русскую жену, с которой состоял в религиозном браке, она родила ему двоих детей. Периодически он приезжал на родину в Таджикистан, навещал родителей и своего младшего брата, который тоже с 14 лет ездит на заработки в Россию. И вот неожиданно Курбонов пропадает, и где-то через месяц выходит на связь со своей женой по скайпу, которой сообщил, что он уже в Сирии на «джихаде». После этого на связь не выходил, по мнению правоохранительных органов Таджикистана, он уже погиб, хотя родные не верят в это. Что заставило взрослого человека, у которого есть жена и двое малолетних детей, оставить их, чтобы отправиться на Ближний Восток, непонятно. Но ведь кто-то сумел его убедить в необходимости такого поступка, и мужчина откликнулся [30].

 

 

Одним из направлений деятельности исламских экстремистов является компрометация официального мусульманского духовенства в глазах верующих. В Челябинской области эта кампания по дискредитации была направлена исламскими радикалами в отношении муфтия Рината Раева. Заказные статьи на исламских сайтах в Интернете, направленные против главы РДУМ Челябинской и Курганской областей, писались сознательно с целью опорочить мусульманского лидера в глазах паствы, особенно молодежи. Исследователи склонны в этом видеть особенность передела исламского пространства ислама: «Первый этап этого процесса – противостояние традиционному исламу во всех его проявлениях – организационном, социокультурном, ментальном. При этом избран один из самых эффективных методов поражения конкурента – его яростная дискредитация, массированная атака на носителей традиционного ислама», - пишут исламоведы Денис Вояковский и Айслу Юнусова [31].

 

 

Российские спецслужбы признают проблему религиозного радикализма среди мусульман Уральского региона, включая Челябинскую область. Так, 14 апреля 2015 года директор ФСБ Александр Бортников, что с 2010 года силовики на Урале выявили шестьсот приверженцев радикального ислама. Сам глава ФСБ видит одну из причин подобной пагубной ситуации в массовом притоке мигрантов в регион, которые крайне заметно поменяли этническую картину мусульманского сообщества на Урале: «Принимая во внимание возрастающий приток мигрантов на уральские предприятия, необходимо поставить надежные правовые и организационно-управленческие барьеры, способные воспрепятствовать проникновению на территорию округа лиц, ориентированных на совершение диверсионно-террористических актов» [32], - отметил Бортников, добавив, что в 2014 году в Нижневартовске (Ханты-Мансийский автономный округ) и Челябинской области было в совокупности заведено 19 уголовных дел в отношении членов «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами».

 

 

На наш взгляд, при анализе общей картины распространения исламского экстремизма на всей территории Уральского федерального округа создается впечатление, что исламисты наиболее активны в нефтегазовых регионах округа: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область. Такое ощущение, что кто-то специально направляет именно в эти регионы радикал-исламистов. Видимо, по этой причине Челябинская область оказывается на периферии распространения исламского экстремизма: в области нет таких полезных ископаемых, как нефть и газ. И хотя Челябинская область на фоне остальных регионов Уральского федерального округа все же смотрится лучше в плане активности на ее территории радикал-исламистов, тем не менее, проблема остается актуальной. К счастью, региональные власти полностью понимают всю серьезность и опасность этой угрозы, оперативно действуют и держат ситуацию под контролем (здесь стоит высоко оценить работу Управления по межнациональной политике Министерства культуры Челябинской области и его начальника Илью Аносова, много лет курирующего религиозную сферу в регионе и профессионально разбирающегося в том, что происходит в современной исламской умме Южного Урала). Во многом противодействовать экстремизму на религиозной почве в исламской среде в челябинской области удается как благодаря отлаженной работе силовых органов, так и за счет хорошо поставленной координации отношений между светскими органами власти и традиционными религиозными структурами мусульман, с которыми налажено тесное взаимодействие.

 

 

 

 

Примечания:

 

1. Гуляева М.В.Ислам на Южном Урале: «традиционалисты» vs «параллельщики» // «Мусульманский мир». – 2014. - №1. – С.122

2. Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Коллект. авт.; Сост. А.Н. Старостин. Отв. редактор Д.З.Хайретдинов. – М.: Издательский дом «Медина», 2009. – С.83

3. Хамзина А. Ваххабизм пришел на Урал? // «Возрождение Урала». – 2000. - №4 (126)

4. Гуляева М.В.Государственная поддержка традиционного ислама как важный фактор профилактики экстремизма и терроризма в исламской среде (на примере Челябинской области) // Ислам в России и за ее пределами: история, общество, культура: Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 100-­летию со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Батал-­хаджи Белхароева. – СПб.: Магас, 2011. – С.640

5. Силантьев Р.А. Ислам в современной России. Энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2008. – С.443

6. Смирнов А.Русский талиб стал голландским беженцем. Испугавшись преследования спецслужб // «Коммерсант», 4 апреля 2007 года

7. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. – М.: Алгоритм, 2007. – С.191-192

8. Прокуратура Челябинской области продлила срок следствия по делу местной ячейки Хизб ут-Тахрир // "Русская народная линия", 16 мая 2005 года. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2005/05/16/prokuratura_chelyabinskoj_oblasti_prodlila_srok_sledstviya_po_delu_mestnoj_yachejki_hizb_ut-tahrir/ (Режим доступа свободный)

9. Житель Челябинской области задержан по подозрению в распространении листовок экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир" // «Интерфакс-Религия», 24 мая 2006 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=11679 (Режим доступа свободный)

10. Старостин А.Влияние миграции из Центральной Азии и Кавказа на мусульманское сообщество Среднего Урала // «Ислам в СНГ». – 2010 . – N 1(1). – С. 27-40

11. В челябинской газете нашли призывы к созданию "Всемирного халифата" // "Лента.ру", 19 августа 2010 года. URL: http://lenta.ru/news/2010/08/19/sakafaat/ (Режим доступа свободный)

12. Пинкус М. Без взрыва: члены челябинской ячейки "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" оправданы по обвинению в подготовке теракта // "Российская газета", 7 июня 2006 года. URL: http://www.rg.ru/2010/06/07/reg-ural/hizb.html (Режим доступа свободный)

13. Пятеро членов международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» отправились в колонию строгого режима прямо из здания Челябинского областного суда // "Ведомости-Урал", 21 ноября 2013 года. URL: http://vedomosti-ural.ru/news/35453/?ya_rss=1 (Режим доступа свободный)

14. Сторонники находящихся под следствием в Челябинске исламистов угрожают следователю и свидетелям – ФСБ // «Интерфакс-Религия», 21 ноября 2012 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=48966 (Режим доступа свободный)

15. Руслянников И. Листовки подшили к делу: в Челябинске задержаны распространители материалов «Хизб ут Тахрир аль-Ислами» // "Коммерсант", 2 октября 2014 года. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2580568 (Режим доступа свободный)

16. Малашенко А., Старостин А. Ислам на современном Урале // «Рабочие материалы» Московского центра Карнеги. – 2015. – апрель. – М., 2015. – С.20

17. Раскол под... полумесяцем: многолетний религиозный конфликт достиг апогея // "Магнитогорский металл", 28 июля 2005 года

18. В мечетях Челябинской области борются с радикальными проповедниками // «Интерфакс-Религия», 31 августа 2007 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=20095 (Режим доступа свободный)

19. Антонова И.В уральской глубинке проповедуют ваххабиты // "Сегодня.ру", 23 апреля 2010 года. URL: http://www.segodnia.ru/content/15022 (Режим доступа свободный)

20. Попов Д., Старостин А. Ислам и мусульмане Уральского федерального округа: риски и угрозообразующие факторы (аналитический доклад). – Екатеринбург: РИСИ, 2014. – С.75

21. Челябинец получил условный срок за участие в экстремистском объединении // "Челябинск.ру", 19 мая 2016 года. URL: http://chelyabinsk.ru/text/newsline/168082396139520.html?full=3 (Режим доступа свободный)

22. На Южном Урале ФСБ пресекла практику миссионеров-исламистов // "REGNUM", 4 августа 2016 года. URL: https://regnum.ru/news/accidents/2163120.html (Режим доступа свободный)

23. В Челябинске судят вербовщика в ИГИЛ // «IslamReview», 7 ноября 2014 года. URL: http://islamreview.ru/news/v-celabinske-sudat-verbovsika-v-igil/ (Режим доступа свободный)

24. Вторая попытка. В Челябинске вновь судят вербовщка ИГИЛ // «URA.ru», 25 июня 2015 года. URL: http://ura.ru/news/1052212885 (Режим доступа свободный)

25. Застреленный в Пяндже россиянин рвался на джихад в Афганистан // «Ислам и общество», 24 апреля 2015 года. URL: http://www.islamio.ru/news/society/zastrelennyy_v_pyandzhe_rossiyanin_rvalsya_na_dzhikhad_v_afganistan/ (Режим доступа свободный)

26. Челябинца, воюющего в Сирии на стороне ИГИЛ, заочно отправили в СИЗО // "Челябинск.ру", 13 июля 2016 года. URL: http://chelyabinsk.ru/text/newsline/188006329995264.html (Режим доступа свободный)

27. Южноуралец заключен под стражу за принадлежность к группировке ИГИЛ // «Копейский рабочий», 14 июля 2016 года. URL: http://www.kr-gazeta.ru/news/34777.html (Режим доступа свободный)

28. Россия: На Урале ликвидировано набиравшее боевиков интернет-сообщество // "Фергана", 11августа 2016 года. URL: http://www.fergananews.com/news/25153 (Режим доступа свободный)

29. На Урале отправили за решетку врага президента Сирии // "Ura.ru", 19 сентября 2016 года. URL: http://ura.ru/news/1052261873 (Режим доступа свободный)

30. Сулейманов Р.Р. Мусульмане Урала в рядах боевиков в Афганистане и Сирии: причины, масштаб, меры противодействия // «Мусульманский мир». – 2016. - №2. – С.37

31. Вояковский Д.С., Юнусова А.Б. Интервенция радикальных идеологий в российское исламское пространство. – Уфа: БГПУ, ИЭИ УНЦ РАН, 2011. – С.30

32. Глава ФСБ обеспокоен распространением радикального ислама среди молодежи на Урале // «Интерфакс-Религия», 14 апреля 2015 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=58524 (Режим доступа свободный)

 

Опубликовано: журнал «Мусульманский мир» (№3, 2016)

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram