«Фидель Кастро мёртв!» Так отреагировал на смерть кубинского лидера Дональд Трамп.
Больше чувств проявили жители города Майами – там проживает миллион с лишним кубинских эмигрантов, которые устроили по этому поводу праздник, плавно переросший в беспорядки.
Ну что ж, горячие парни такие горячие. Их можно понять, да.
Путин, как и подобает, направил Раулю Кастро (он сейчас досиживает за брата) телеграмму с соболезнованиями. «Имя этого выдающегося государственного деятеля по праву считается символом целой эпохи в новейшей мировой истории» - говорится в телеграмме. Что ж, не поспоришь. МИД Испании, - государства, кубе исторически близкого - использовал такую формулировку: «Ушел человек огромного исторического значения, который определил поворотный момент развития страны и который оказал влияние на весь регион». И опять же, вроде как не поспоришь. В том же духе высказались и все остальные: подчёркивали величие кубинских свершений и тщательно избегали оценок. Чуть более откровенен, чем прочие, был Франсуа Олланд, сказавший так: ««Он был воплощением кубинской революции, в надеждах, которые она пробудила, в разочаровании, которое последовало потом». Дальше – всё те же слова об историческом масштабе.
В самом деле, о чём ещё говорить-то. Внутреннее положение Кубы таково, что может нравиться только любителям клубнички: согласно мнению посещавших сей дивных остров, кубинские девушки по соотношению «цена/качество» уверенно держат первое место в мире. Больше ничего хорошего о Кубе я не слышал. В детали вдаваться не буду: у нас достаточно противников Фиделя, чтобы те припомнили ему всё – и нищету (средняя кубинская зарплата – 26 долларов в месяц), и коммунистические тюрьмы, и идиотскую пропаганду, и даже тот факт, что кубинцы-автовладельцы ездят на древних таратайках образца пятидесятых годов, потому что современные машины на Кубу не ввозятся с 1989 года (размер пошлины превышает стоимость автомобиля). Так что Остров Свободы - ещё и заповедник ретро-авто: вот скоро будет раздолье коллекционерам… Но, в общем-то, удивить бедностью и запустением в нашем мире кого-либо очень сложно.
А вот международное значение Кубы и в самом деле совершенно не соответствует ни размерам, ни экономической мощи острова, да и вообще совершенно несуразно.
Подумайте сами. Куба весь двадцатый век вела самую настоящую Большую Политику. Да, под защитой советской спины, но у других эта защита тоже была, и где? А Куба вовсю участвовала в мировых делах.
Для начала: само существование Кубы нарушало абсолютную монополию США на контроль над Западным полушарием. Когда кубинское радио сообщает «Говорит Куба, первая свободная территория Америки», оно право – если понимать под этим свободу от американского влияния. Это само по себе беспрецедентно круто.
Далее: Куба была главным разжигальщиком и помогальщиком всех латиноамериканских инициатив, направленных на уменьшение влияния США. Начиная от прямой военной помощи разным латиноамериканским революционерам и кончая инициативами по созданию разного рода международных альянсков. Например, таких, как СЕЛАК (Содружество государств Латинской Америки и Карибского бассейна), куда входят вообще все американские государства, кроме США и Канады – и где Куба играет весьма важную роль. Да что там: Куба вводила войска в Анголу и Мозамбик, то есть осуществляла геополитические действия на другом полушарии. Наконец, в 1962 году Куба согласилась на присутствие советских ракет на острове – что едва не привело к третьей мировой войне. Можно сказать, в этот момент на Кубе решались судьбы мира.
И при всём том сверхмогущественные Соединённые Штаты ничего (по слогам: ни – че – го) не могли сделать ни с мятежным островом, ни с его руководителем. Самая долгое за всю историю мира эмбарго, с 1962 по наше время – разрушило кубинскую экономику, но не кубинский режим. На самого Кастро покушались, по официальным кубинским данным, несколько сот раз. Бородатый вождь пережил не только покушавшихся, но и тех, кто их посылал. Кастро пережил всех своих активных врагов – и дожил до личного визита американского президента на Остров Свободы.
Всё это было бы не так удивительно, если бы толстая советская спина по-прежнему закрывала бы собой Остров Свободы. Но спины нет, а Куба – со своим социализмом, со своим неуёмным участием во всех делах, и, удивительно, с тем же Кастро. Который не разделил участи ни Чаушеско, ни Милошевича, а преспокойно продолжал жить-поживать да добра наживать.
Всё это звучит совершеннейшей сказкой. «Так не бывает». Однако сказочку хавают, за неимением лучшей.
Ну, давайте я тоже расскажу сказочку. Верить в неё, конечно, не надо. Потому что это будет сказка конспирологическая, а это ведь очень-очень стыдно – читать всякое конспирологическое. Это же только психи ненормальные верят, что в мире существуют какие-то заговоры и тайные дела: всем же известно, что в мире всё делается честно и открыто.
Так что вы предупреждены. Ну а теперь сказка.
Есть такое мнение (общепризнанное), что все социалистические революции на Земле были сделаны или инспирированы Советским Союзом. Советский же Союз произошёл сам собой, от того, что последний правитель России, Николашка-дурашка Кровавый, был очень-очень плохим. Таким плохим, каких в истории не бывало. От этого произошла Великая Октябрьская Социалистическая эта самая, а дальше понеслось.
Есть, однако, и такое мнение, что к Великой Октябрьской приложили руку немцы, французы и особенно англичане, которым Россия вообще мешала, русский народ мешал особенно, а плохой царь Николашка-дурашка раздражал совершенно невыносимо, потому что при его правлении Россия имела все шансы превратиться в сверхдержаву. Так что его оформили вместе с семьёй, а на месте России сделали огромную человекодавилку, называемую СССР. А так всё правильно: все прочие революции делались именно руками СССР.
Однако это не значит, что Лондон совсем утратил способность устраивать революции. Да, он предпочитал действовать именно советскими руками – уж больно грязное дело. Но в случаях по-настоящему важных брал дело в свои руки.
Так вот. Кубинскую революцию делали не советскими руками, как все остальные, а непосредственно из Лондона. То есть это была вторая социалистическая революция, инспирированная НЕПОСРЕДСТВЕННО из лондонского Центра.
Почему Лондон не доверил такое дело криворуким советским гениям – понятно. Западное полушарие принадлежит США, и любые телодвижения в этом пространстве позволительны только для Британии. Нет, не так: не позволительны – возможны. То есть возможны технически. Потому что советские идиоты на американской территории – всё равно что кролики с выколотыми глазами.
Вторая причина: Лондону нужна была социалистическая страна с непосредственным управлением. Потому что именно Куба должна была послужить запалом ядерного пожара. А советским – пусть даже управляемым до кишочков – всё-таки хотелось жить.
Почему Куба? В принципе, подошла бы любая другая страна в достаточной близости от США, но Куба была идеальным местом для размещения ракет. А об этом думали в первую очередь.
СССР обо всех этих планах не извещали. Кубинскую революцию Советы не то что не делали – они её вообще прохлопали. Более того, когда она уже совершилась, то у СССР это не вызвало никакого особенного интереса. Кастро считался самым обычным латиноамериканским «революционером», «панчавильей». К тому же он был из хорошей семьи, получил прекрасное образование, и никаким марксистом, разумеется, не был. «Нечего ловить».
Кастро марксистом и не был. Ему сообщили, что нужно строить социализм, через пару лет после захвата власти. Кастро очень не хотелось этого делать, но приказ начальника – закон для подчинённого. Он покряхтел-покряхтел, да и занялся построением социализма в отдельно взятой стране.
А СССР получил радостную весть – теперь нужно было кормить ещё и Кубу. Советские покряхтели-покряхтели, а куда деваться? Русским пришлось затянуть потуже пояса. Так что в 1960-м на Кубу приехал Микоян и передал первый транш – 100 миллионов в твёрдой зелёной валюте – и тогда же подписался на покупку никчёмного кубинского сахара за цену в два с половиной раза выше мировой.
«Карибский кризис» - то есть запланированное начало ядерной войны – удалось предотвратить. Однако американцы, видимо, пошли на серьёзные уступки Британии. С этого момента Куба превратилась в пистолет у виска США: британцы всегда «могли повторить».
Что касается иных итогов кризиса, то Хрущёва англичане всё-таки наказали, образцово-показательно лишив власти, а вот Кастро, который чётко выполнял все инструкции, остался английским любимчиком. Англичане даже поделились с ним своими технологиями продления жизни – биологической и политической.
Куба была главным паразитом на теле СССР: советские поставляли туда всё, от нефти и хлеба до оружия. Сорок процентов средств, уделяемых на международную помощь, шло именно Кубе. Часть полученного кубинцы употребляли сами, часть перепродавали за валюту. Особенно смачно выглядела торговля хлебом: СССР покупал хлебушек за золото в Канаде и бесплатно поставлял его кубинцам Только в 1962-1968 годах советский хлебный экспорт на Кубу составил около 500 тыс. тонн зерна в год.
Интересно, что советские Кубу не просто не любили, а даже позволяли немножечко не любить их и советскому народу. Советские знали, как жирует Куба, и напевали песенки типа: «ладушки-ладушки, Куба ест оладушки, а мы чёрный хлеб едим да всю ноченьку пердим». Или знаменитое «Куба, отдай наш хлеб! Куба, возьми свой сахар! Нам надоел твой косматый Фидель! Куба, иди ты на хер!» - это было явно разрешено сверху: по сути, излагались в доступной форме чувства советской верхушке по отношению к этой разжиревшей пиявке.
Тот факт, что кубинский «социализм» не был демонтирован после демонтажа СССР, объясняется просто. Куба была создана бритишами непосредственно, в советскую систему входила условно (только кормилась от неё) и должна была оставаться британским анклавом у берегов США. Она им и осталась.
Необходимость кормить, ласкать и лелеять Кубу Россия унаследовала от СССР вкупе с прочими обязанностями. Отсюда и списание чудовищного кубинского долга, и прочие упоительные истории.
Напоминаю читателю, что всё это сказки и легенды. Однако из них следует некий практический вывод: автоматом после смерти Кастро скощуха кубинскому народу не выйдет. Пока Британия и США не урегулируют все вопросы, кубинцам придётся немножечко потерпеть при «сыцылизме». Впрочем, тот факт, что Обама восстановил отношения с Кубой, указывает на то, что ждать светлых деньков осталось недолго. Учитывая же все обстоятельства – прежде всего наличие кубинской общины в Майами – капитализм на Кубе можно восстановить в течении недели-двух: просто прислать эмигрантов, разать им собственность и ввести законы времён Батисты. И снова Остров Вечного Счастья станет самим собой, то есть суперкурортом, дорогим борделем и игорным раем… Но это если договорятся. А пока – будет «вот это вот всё», включая древние машины и дешёвых девиц.
Что касается официальных и не очень отношений Кубы и Британии. Миловаться напрямую Британия и Куба не могли. Приходилось это делать украдкой. Ну то есть как украдкой: об этом не кричали на каждом углу и не признавали официально. Но и не то чтобы уж очень прятались, как мышки в носочке.
Впрочем, судите сами.
В 1961 году в Лондоне основана лоббистская группа под названием "Кампания солидарности с Кубой" (Cuba Solidarity Campaign). Она существует и по сей день. Это не тусовка маргинальных марксистов из Оксфорда или Кембриджа, это исключительно влиятельная структура с представительством во всех регионах Великобритании и численностью свыше пяти тысяч человек.Членами этой организации являются представители высшей элиты Королевства: например, лидер Лейбористской партии Джереми Корбин и сразу несколько видных депутатов парламента. Они регулярно участвуют в агитационных и пропагандистских кампаниях в поддержку гаванского режима и против посягательств на него него американцев в СМИ, в университетских кампусах и профессиональных сообществах. Десятки профсоюзов официально присоединились к этой кампании.
В 1962 году, прямо накануне надвигавшейся американо-советской атомной дуэли, посол Великобритании на Кубе Герберт Марчант сделал специальное коммюнике для английской прессы: "Здесь все совершенно спокойно!"
В 1964 году во время визита в Вашингтон премьер-министр Дэниэл Хьюм в резкой форме отказался прекратить торговлю с Кубой, на чем настаивали американцы.
Наконец, вишенка на торте. В 2000 году Кастро установил в Гаване памятник Джону Леннону, а себя объявил не ленинистом, а «леннонистом». Открывал он памятник (единственный в Цетральной Америке) лично сам. Учитывая, что «Битлз» был алмазной британской спецоперацией по распространению британского влияния, этим было сказано всё. Упоительные детальки можно прочитать здесь. И не надо думать, что это всё старческие причуды: Кастро был кто угодно, но не старик с причудами.
Ну а теперь, дорогие читатели, послушав сказочку, можете снова углубиться в дебри серьёзной международной аналитики. Пусть-ка они объяснят, как это махонькая Куба в одиночку борется с Америкой.
А знаете что? Наверное, всё дело в непоколебимом духе кубинского народа и гениальности его лидера. Ибо непоколебимый дух и гениальность – это вещи конкретные, осязаемые, реальные, не какая-нибудь там конспирология, тьфу на неё, проклятую, тьфу.
[1] Эти сведения любезно предоставлены Дмитрием Павловым.