Террористы под землей не отсидятся

Некоторые виды боя имеют интересную особенность. Они то появляются, то исчезают в военной практике. Они очень редко закрепляются в уставах и наставлениях, иногда просто не признаются как самостоятельный раздел  пехотной тактики, что нимало не мешает им появляться снова и снова на полях сражений. К этим видам боя относится бой в подземельях, которые могут быть как инженерными коммуникациями, такими как ливневая канализация или метро, могут быть горными выработками, например, каменоломнями, а могут строится войсками специально для нужд обороны.


Сегодня, по опыту боев в Сирии, где исламисты соорудили и активно использовали целую систему подземных тоннелей, о подземном бое говорят как о каком-то новшестве, хотя у него очень длинная борода. Подкопы или сапы (отчего произошло слово "сапер") активно применялись еще в средневековье для штурма городов. В русской истории один из самых известных примеров использования сапов - это взятие Казани в 1552 году, когда двумя подкопами 30 сентября и 2 октября стены города были взорваны и через проломы город был взят. И в сравнительно недавней военной истории нетрудно насобирать примеров использования подземелий или подземных ходов. Кроме Сирии, подземные коммуникации и тоннели использовали чеченские боевики и афганские моджахеды. Во многих войнах ХХ века использовались и сапы (исламисты в Сирии также прибегали к этому старинному методу), и подземные укрепления. Последнее даже стало более распространенным методом подземной войны.


Обозревая накопленный опыт целого ряда войн, можно сказать, что обычно к подземной войне прибегает слабая сторона, резко уступающая противнику в численности, в артиллерии и танках, в авиации и потому не имеющая особых шансов в сражении в обычных наземных укреплениях. Толща земли эффективно уберегает от снарядов, а в бою в тоннелях наступающая сторона не может использовать свое техническое превосходство. Сражение в тоннелях неизбежно сводится к схватке немногочисленных групп солдат, вооруженных стрелковым оружием и гранатами, в котором решает упорство, выучка и смелость солдат.


Помимо уравнения шансов, подземные укрытия, если мы говорим о больших  разветвленных системах ходов, давало обороняющейся стороне еще и ценное преимущество в виде возможности скрытно концентрировать силы и провести контратаку из-под земли. Особенно такие атаки эффективны ночью, поскольку защитники подземелий лучше привыкают к ночному зрению.


Для наступающей стороны обороняемая противником система подземных тоннелей всегда является источником проблем и затруднений. Хрестоматийным примером является вьетнамская подземная крепость в районе Ку Чи, недалеко от Сайгона, с которой американцы долго возились, но так и не смогли уничтожить ее полностью. Другой такой же пример - оборона Аджимушкайских каменоломен в 1942 году, которые немцы смогли взять только после того, как гарнизон практически целиком вымер от голода и истощения.


 

Причина неудач - шаблон


 

Хотя, казалось бы. Неудачи всех попыток штурмовать подземные системы ходов и тоннелей типичны. Наступающая сторона (немцы в Крыму, американцы на Иводзиме и Окинаве, в Корее и во Вьетнаме, советские войска в Афганистане и российские войска в Чечне) использовала обычно стандартные методы. Во-первых, разведка и штурм подземных ходов небольшими подразделениями. Во-вторых, выкуривание защитников с помощью дымовых шашек (немцы в Аджимушкае, как было установлено в 1973 году, использовали металлохлоридные гранаты и шашки, выделяющие фосген и хлорацетофенон - отравляющие вещества), нагнетания дыма. В-третьих, засыпка или замуровывание входов. В-четвертых, когда предыдущие методы не помогали, делалась попытки подорвать ходы или обрушить из наземными взрывами.


Эти способы годились для сравнительно небольших подземелий, но пасовали перед крупными, разветвленными и многоярусными системами. Опыт прошлых войн был учтен, и теперь на Ближнем Востоке боевики сооружают целые подземные города, а тоннели иногда напоминают метро, по некоторым может проехать автомобиль и даже, как говорят, БМП.


Причины неудач очевидны - шаблон в действиях. Войска, осаждающие подземную крепость, решают задачу в меру своего непонимания существа вопроса, прибегают к разным подручным средствам, которые, в общем, оказываются стандартными и прекрасно известными осажденным. Это неудивительно, если тактика ликвидации подземных крепостей не поменялась существенно в течение уже почти что ста лет.


 

Способы уничтожения подземелий


 

Предупреждая возмущение военных, отважусь сказать, что тактику ликвидации подземных крепостей можно существенно развить, если применить опыт из совсем другой сферы - горнорудного дела, как известно, имеющего с подземными сооружениями, шахтами, тоннелями, а также способного разрушать горные породы в объеме сотен миллионов кубометров.


Сначала о том, что значит ликвидировать подземную крепость, состоящую из многих, протяженных и разветвленных ходов? Цель достигается, если гарнизон вынужден ее покинуть, либо гарнизон погибает, либо же разрушаются сами подземные ходы.


Первое. Пытаться проникнуть внутрь - самая плохая идея, поскольку на стороне защитников прекрасно знание ходов, многочисленные укрытия, темнота и ночное зрение, возможность внезапной контратаки. Даже в целях разведки это не нужно, поскольку проще занять весь район над подземельями и разведать расположение ходом с помощью георадара. Обычно ходы, используемые для обороны, залегают на небольшой глубине, от нескольких метров до 50-60 метров, так что многие типы георадаров их возьмут. Глубокие шахты обычно не обороняются, по причине трудностей спуска и подъема.


Второе. В шахтах обычно используется нагнетающая вентиляция, когда воздух нагнетается через один ствол, а выходит через другой. Разведав систему ходов, можно или найти выходы, расположенные в противоположных сторонах системы, либо даже пробить к тоннелям стволы или скважины, установить на входном стволе нагнетающий вентилятор, а потом всю систему "провентилировать". Можно использовать системы дымопуска или выхлопные газы автомобилей или танков, если ставится задача выгнать подземный гарнизон на поверхность. Если же нужно гарнизон уничтожить, то целесообразнее использовать угарный газ. Его нетрудно получить в специальной печи с неполным сгоранием какого-либо горючего вещества. Это может быть уголь, древесина, дизтопливо, резина. Неполное сгорание многих видов пластмасс и полимеров дает очень токсичный дым, насыщенный угарным газом. Этот газ тяжелее воздуха, потому он будет скапливаться под землей, затекать в ответвления и подземные комнаты, и обычный противогаз от него не помогает. Пожарный опыт свидетельствует - сильная концентрация угарного газа убивает в считанные минуты.


Третье. Хорошее средство против защитников подземелий - объемный взрыв. Для его создания используются обычно или заливаемый в тоннели бензин, пары которого потом поджигаются гранатой, или термобарические боеприпасы. Так можно уничтожить дот или небольшое укрытие, но против больших подземных систем такой метод слабоват. И тут на помощь приходит горняцкий опыт печального свойства. Главный враг шахтеров в угольных шахтах - метан. Когда его концентрация достигает 9,5%, малейшей искры достаточно для мощного объемного взрыва. Тысячи шахтеров погибли от взрывов метана. Это свойство метана можно использовать для уничтожения подземных гарнизонов. Для этого нужна нагнетающая установка, подающая в тоннели смесь воздуха и метана в нужной пропорции. Установка может стоять в стороне, а смесь подаваться в подземелья по пожарным рукавам. После того, как подземелье заполнено (объем помещений можно оценить при георадарной разведке), достаточно закинуть гранату, выстрелить в тоннель трассирующим патроном или сигнальной ракетой. Эффект гарантирован. Шахты, заполненные метан-воздушной смесью, взрывались так, что из стволов выбрасывало обломки оборудования и трупы шахтеров.


Четвертое. Подземелья можно просто разрушить. Если речь идет о ходах и тоннелях, вырытых в рыхлых песчано-гравийных или глинистых грунтах, то их можно просто вскрыть разрезом с помощью горнодобывающей техники: экскаваторов, скреперов, бульдозеров теми же методами, какими ведется разработка песчаных или глиняных карьеров. По краям системы подземных ходов прокладывается глубокая траншея, а дальше экскаваторы начинают выбирать грунт. Этот способ может показаться чрезмерно сложным и затратным, но у него есть свои преимущества. Во-первых, выборкой грунта можно рассечь подземную систему на несколько изолированных секторов. Во-вторых, будет происходить обрушение ходов. Это заставит подземный гарнизон выбраться на поверхность (на случай вылазки нужно иметь в карьере достаточно готовых к немедленным действиям сил). В-третьих, оборонительную ценность подземная система потеряет задолго до того, как карьер будет выбран полностью. В-четвертых, больше этими подземельями никто не сможет воспользоваться.


Есть и второй способ разрушения подземелий - буровзрывное рыхление, годящееся как для рыхлых, так и для скальных грунтов, а также для разрушения тоннелей, укрепленных бетоном или крепью. После разведки ходов георадаром на площади подземелий бурятся скважины, которые заполняются одной из разновидностью взрывчатки, применяемой в горнодобыче: гранулитом, аммонитом, игданитом или просто аммиачной селитрой. Все это разом подрывается. Горная техника буровзрывных работ может быть упрощена. Если перед горняками стоит задача измельчения породы до определенных размеров кусков, то в военных целях достаточно вызвать обвалы и разрушения подземных ходов и помещений. Для быстрого бурения скважин лучше всего использовать подземный реактивный снаряд М.И. Циферова, способный в несколько секудн сделать скважину диаметром от 25 до 100 см и глубиной в несколько десятков метров. Если иметь запас таких снарядов, то можно подготовить район подземной системы к взрыву всего за несколько часов.


Метод буровзрывного рыхления хорош и своей результативностью, и избирательностью. Можно сразу подорвать всю систему и разрушить ее разрыхлением сотен тысяч кубометров грунта, а можно взрывать по участкам, рассекая подземную систему на части, или вынуждая ее защитников к выходу на поверхность. Этот метод можно применять для уничтожения подземных коммуникаций в городах.


Как видим, способов справиться с подземными крепостями, пришедших из горнорудного дела, достаточно много и они весьма эффективны. Им трудно что-то противопоставить, гарнизон подземной крепости принуждается или принять бой в самых невыгодных условиях на поверхности, или сдаться, или просто погибнуть под землей. Можно испытать их на практике в Сирии и показать, что террористы под землей не отсидятся.


Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram