22 октября в Геттисбурге (штат Пенсильвания) Дональд Трамп выступил, пожалуй, со своей главной предвыборной речью.
В ней он изложил свои планы на первые 100 дней своего президентства. Дональд заявил, что это его «обещание» и «контракт» с народом Америки.
Место было выбрано неслучайно. Здесь 19 ноября 1863 года выступил со своим ставшим историческим геттисбургским посланием президент Авраам Линкольн. Только что отгремело победоносное для северян сражение за Пенсильванию и вдохновленный Линкольн провозгласил «новое рождение свободы».
«Контракт с Америкой» был упомянут Трампом также неслучайно. Так называлась программа республиканцев, участвовавших в промежуточных выборах в Конгресс в 1994 году. Тогда впервые за четыре десятилетия Республиканская партия получила большинство в Палате Представителей. Спикером ее стал небезызвестный Ньют Гингрич, сегодня являющийся активным сторонником Большого Дональда.
Под руководством Гингрича впервые с довоенных лет был разработан и принят бездефицитный бюджет США.
О контракте с Америкой также часто говорят в связи с 40-м президентом США, Рональдом Рейганом. Чаще всего ретроспективно. И все же «Контракт» связан с ним. Гингрич использовал в своем тексте часть послания Рейгана к Конгрессу 1985 года.
В общем, Трамп обставил свою программную речь весьма символично.
Большой Дональд был серьезен и сосредоточен, говорил необычно ровным голосом и практически всю речь прочел с телесуфлера.
Поговорив несколько минут о несправедливой избирательной кампании, «жуликоватой Хиллари» и — ни одно выступление Дональда не обходится без этого словосочетания — «бесчестных медиа», республиканский кандидат перешел к изложению своих обещаний.
По его словам, все начнется «с привнесения честности, ответственности и перемен в Вашингтон».
В связи с этим администрация Трампа предложит поправку к конституции, ограничивающую общий срок пребывания гражданина в Конгрессе, а также план из пяти пунктов, препятствующий переходу из органов власти в лоббистские структуры и обратно (так называемая система вращающихся дверей). В частности, планируется расширить трактовку термина «лоббист», ввести пятилетний запрет для бывшего сотрудника исполнительной власти на участие в лоббизме, запрете (или ограничении) иностранного лоббизма, а также исключение любых форм иностранного участия в финансировании избирательных кампаний.
Трамп также предлагает значительные сокращения федерального аппарата за исключением аппарата обеспечения безопасности и здравоохранения.
С первых же дней в Белом Доме Большой Дональд обещает начать предпринимать действия по защите американских рабочих мест. Здесь кандидат выделил семь пунктов: (1) перезаключение североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA) и выход из него (по статье 2205) в случае, если другие стороны откажутся менять его условия; (2) выход из переговоров о трансатлантическом и транстихоокеанском торговых партнерствах; (3) занесение Китая в реестр валютных манипуляторов (что влечет за собой особое отношение при торговых операциях); (4) инвентаризация международных сделок с точки зрения влияния на рабочие места в США и изменение/выход из сделок, которые наносят наибольший вред; (5) снятие ранее введенных ограничений на добычу полезных ископаемых на территории США; (6) разморозка проекта строительства нефтепровода Keystone XL и других энергетических инфраструктурных объектов и (7) прекращение платежей в структуры ООН по борьбе с изменением климата и направление высвободившихся средств на природоохранные мероприятия внутри Соединенных Штатов.
Для восстановления правопорядка и повышения безопасности граждан Трамп предполагает осуществить пять мероприятий: (1) отмена всех указов Барака Обамы, принятых в обход Конгресса (относительно миграции, приема беженцев и приостановки депортации); (2) подбор и утверждение (в связке с Сенатом) судьи Верховного Суда для замещения имеющейся там вакансии; (3) прекращение федерального финансирования всех городов-убежищ (населенных пунктов, наделенных особым статусом, позволяющим им предоставлять жилье и работу нелегальным иммигрантам); (4) депортация всех нелегальных иммигрантов, замешанных в совершении преступлений, особенно насильственных, а для тех стран, что откажутся принимать этих людей назад, предполагается ужесточение визового режима и (5) ведение временного запрета на въезд в США лиц из стран и регионов, где получение объективных данных на человека невозможно.
В первые 100 дней на посту президента Трамп также собирается внести в Конгресс ряд законопроектов по снижению налогов, упрощению налоговой отчетности и снижению административного давления на бизнес. Одновременно с этим предполагается разработать план по реформированию системы международной торговли и обеспечению роста ВВП на 4-6% в год, а также по созданию не менее 25 млн. рабочих мест в течение 10 лет.
Дональд Трамп также предложил своего рода
амнистию зарубежных капиталов американских граждан и компаний. Уплатив пошлину
в 10%, физические и юридические лица смогут свободно перевести деньги в США и
инвестировать их по своему усмотрению.
Здесь следует сделать одно уточнение. Речь идет в основном не о «серых деньгах», а о денежных средствах, оказавшихся за границей в ходе вполне законных торговых и инвестиционных операций. По нынешнему законодательству реинвестировать эти деньги в Соединенные Штаты от лица корпорации, зарегистрированной в США, крайне затруднительно и дорого. Это приводит не только к невозможности репатриации капитала, но и к тому, что многие фирмы уходят из США, дабы воспользоваться собственными оборотными средствами.
В отношении компаний, переводящих производство товаров за пределы США, будет введена система тарифов для ввоза продукции на территорию Соединенных Штатов.
В Конгресс будет также внесен акт об инфраструктуре. В течение 10 лет предполагается на основе частно-государственного партнерства инвестировать в инфраструктурные проекты 1 трлн. долларов. Для частных инвестиций будут обеспечены специальные налоговые освобождения.
В части образования предполагается ликвидация системы федеральных стандартов Common Core, передача полномочий по регулированию вопросов образования на уровень штатов и местных властей. При этом каждая семья должна получить право выбора школы по своему усмотрению. Трамп также предложил развивать системы среднего профессионального и так называемого каникулярного образования. Обе эти системы в свое время работали в США, но были ликвидированы в 1960-70 гг.
Как и следовало ожидать, система медицинского страхования Obamacare будет отменена. Предполагается снизить стоимость и повысить качество медицинских услуг за счет расширения конкурентного поля для страховых компаний и клиник.
Трамп также предложил упростить процедуру сертификации и допуска к клиническим тестам лекарств, которые необходимы больным в терминальной стадии.
В части медицинских услуг для ветеранов вооруженных сил предполагается ликвидация громоздкой федеральной бюрократии и создание системы, при которой ветеран, обладая соответствующим удостоверением, может обращаться к любому частному или государственному врачу с последующей оплатой со стороны государства. По утверждению Трампа, это будет стоить гораздо дешевле, чем нынешняя неповоротливая система.
Средства, которые работающие американцы будут тратить на содержание детей и престарелых родителей, Дональд предложил вывести из-под налогообложения, а также предусмотреть налоговые вычеты для работодателей, которые организуют детские сады и другие формы заботы о детях сотрудников.
Наконец, в Конгресс будет внесен акт о прекращении нелегальной иммиграции. Здесь предполагается несколько мер — от строительства стены до ужесточения наказаний за повторный въезд в страну депортированных граждан других стран, особенно тех, что совершили правонарушения на территории США.
Подытоживая, Дональд Трамп призвал граждан на избирательных участках 8 ноября проголосовать за этот 100-дневный план, который позволит ликвидировать «вашингтонское болото» и вместо него получить правительство, «работающее от имени, для и на народ Америки» (government of, by and for the people).
В целом 100-дневный план Трампа представляет собой довольно цельную право-центристскую социально-экономическую программу с элементами протекционизма. В сочетании с антикоррупционными мерами она, по идее, должна быть встречена в Америке на ура.
Другое вопрос, сколько избирателей успеют с ней ознакомиться и сколько из них предпочтут голосовать за программу, а не исходя из личных или культурных симпатий и антипатий.
И это сегодня для Трампа вопрос номер один.
Если Большой Дональд все же станет президентом США, то перед ним встанет следующий серьезный вопрос. Как он сам отметил в своей геттисбургской речи, многие меры потребуют активного сотрудничества Конгресса. А с этим могут возникнуть сложности.
Демократы будут явно недовольны отменой Obamacare и отказом от Common Core. Республиканцы могут не одобрить расходы на инфраструктуру или потопить инфраструктурный билль в согласованиях. Кроме того, многие однопартийцы Дональда настолько рассорились с ним в ходе нынешнего политического сезона, что не исключена банальная политическая месть.
Ну а задача ликвидации вашингтонского болота (drain the swamp in Washington), т.е. освобождения властных коридоров от лоббистских пут и специальных интересов, дай Бог если будет наполовину решена к концу первого срока Трампа.
Если же Большой Дональд не станет президентом США, то его геттисбургское послание станет прекрасным фундаментом для новой партийной платформы.
С учетом достижений кампании Трампа, новая партия может довольно быстро взломать двухпартийную монополию.
И вот почему это вполне возможно.
В 2015-16 гг. политолог Джастин Гест провел следующее исследование. Он взял программу ультра-правой Британской национальной партии, подчистил ее, адаптировал к американским реалиям и представил на фокус-группах и более чем 50 общенациональных опросах, ориентируясь на белый рабочий класс.
Так вот партия, которая «остановит массовую иммиграцию, вернет рабочие места в Америку, сохранит христианское наследие и будет противостоять угрозе исламизации», получила в опросах 65%.
Если в дальнейшем, делает вывод Гест, Республиканская партия попробует отказаться от трампизма с целью расширить свой электорат, она потеряет всё. Но и кооптировать трампизм для нее будет проблематично. А с 65% белого населения вполне возможна сильная третья партия.
Впрочем, эти расчеты делались на случай проигрыша Дональда Трампа на предстоящих 8 ноября выборах.
А это еще далеко не решенный вопрос.