В пятницу вечером (в Москве уже было ранее утро субботы) издание The Washington Post разместило на своем сайте видео, аудиодорожка которого содержит, мягко говоря, вульгарный разговор Дональда Трампа с продюсером шоу «Доступ в Голливуд» Билли Бушем.
Запись относится к 2005 году.
Этот «взрыв из прошлого» представляет собой хрестоматийный пример «скандала горячего микрофона» — когда человек думает, что ведет частную беседу, а на самом деле говорит под запись.
Дональд и Билли направлялись на автобусе студии «Доступа» на съемки эпизода мыльной оперы «Дни нашей жизни». Техники закрепили на них микрофоны, которые по радиоканалу автоматически соединились с камерой оператора, который у стен студии снимал прибытие автобуса. Ни Трамп, ни Буш и не подозревали, что микрофоны уже работают.
Дональд поведал продюсеру, что откровенно домогался некой замужней женщины (чье имя на записи не прозвучало), но получил отказ. «Я хотел трахнуть ее» , — разоткровенничался Трамп. И далее: «Я подкатил к ней, как к шалаве. Но не преуспел. И она была замужем».
Далее мужчины перешли к «теоретическому» разговору — мол, когда ты звезда, можешь делать с женщинами все что угодно, они будут не против.
Автобус остановился, его передняя дверь раскрылась, и Трамп с Бушем вышли к встречавшей у входа в студию актрисе Арианне Заккер. Далее разговор между тремя селебрити уже велся на камеру. Некоторые шутки, хоть и были несколько фривольными, но все же ни в какое сравнение не шли с «откровениями» внутри автобуса.
Особую пикантность данной беседе придает то, что она состоялась всего через несколько месяце после того, как Трамп женился на своей четвертой жене, Мелании.
Каким образом сохранилась эта запись в архивах NBC Universal, владельца «Доступа в Голливуд», почему на ней есть поврежденные фрагменты видео, когда и как она оказалась в распоряжении редакции The Washington Post, неизвестно.
Но «всплыла» она очень вовремя — аккурат за месяц до президентских выборов и за два дня до вторых президентских дебатов, которые состоятся в ночь на понедельник по московскому времени.
Опубликованный компромат вызвал бурю в прессе и социальных сетях, а также откровенную панику в Республиканской партии.
Сразу более трех десятков видных республиканских политиков отозвали свою поддержку кандидатуры Трампа. А некоторые «слоны» — например, сенатор от Юты Марк Ли и член Палаты Представителей от Колорадо Майк Коффман, — потребовали немедленной замены Большого Дональда на другого кандидата.
Майк Пенс, партнер Трампа по гонке, как и на дебатах, не стал защищать своего патрона. Он предпочел уклониться от прямых ответов на вопросы, которые в пятницу посыпались на него на предвыборном мероприятии в Огайо.
С критикой на Трампа обрушились почти все представители партийного истеблишмента. Ему пришлось отменить поездку на субботний митинг в штате Висконсин, чей губернатор, Скотт Уокер, назвал высказывания «непростительными». Уроженец этого же штата, спикер Палаты Представителей Пол Райан, сказал, что «его мутит от услышанного».
В более официальном ключе Райан заявил: «Надеюсь, мистер Трамп отнесется к ситуации с всей надлежащей серьезностью и сделает все необходимое, чтобы продемонстрировать стране, что у него гораздо больше уважения к женщинам, чем это следует из видеоклипа. Пока же могу сказать следующее: он не примет участие в завтрашнем мероприятии в Висконсине» .
Известный голливудский актер Роберт де Ниро записал видеообращение, в котором назвал Трампа «свиньей», «мошенником», «придурком», «панком» и «отягощением для страны».
«Он говорит, как бы он хотел врезать кому-нибудь по морде, — сказал де Ниро, — что ж, теперь я хочу ему врезать по морде!».
Изначально предполагалось, что это видеообращение будет частью рекламного ролика «Пошел вон из бюллетеня» (имеется в виду, разумеется, Трамп). Реклама так и не вышла, но запись голливудского актера появилась в эфире Fox News и затем разлетелась по Сети.
Были, однако, и те, кто вступился за Дональда, а также обратил внимание на то, что на этих выборах речь идет о пути, по которому пойдет страна, а не о том, кто что сказал более 10 лет назад.
Бывший менеджер кампании Трампа Корри Левандовски заявил: «Очевидно, что так говорить о женщинах нельзя. Но мы выбираем не учителя воскресной школы, а лидера свободного мира. И что мы узнали о Дональде Трампе? Этой записи 12 лет. Она не отражает того, что я знаю о Дональде Трампе, она не согласуется с тем, чему я был свидетелем на протяжении 18 месяцев, путешествуя с ним по стране. Ничего подобного я от него никогда не слышал».
Ральф Рид, глава Коалиции за веру и свободу, одной из самых авторитетных консервативных общественных организаций, поставил под сомнение «ценность» нового компромата на Трампа для голосования 8 ноября: «Верующие избиратели делают свой выбор, основываясь на том, кто будет защитником нерожденных младенцев и свободы религии, а также выступит против ядерной сделки с Ираном. Десятилетней давности запись частной беседы с ведущим телевизионного ток-шоу — это для нас очень малозначимо».
Руководитель Совета по семейным исследованиям Тони Перкинс вторит Риду: «Моя личная поддержка Дональда Трампа никогда не основывалась на общих ценностях. Она основывалась на общей озабоченности — судьями Верховного Суда, нарушающими конституцию, уязвимостью Америки перед лицом исламского терроризма и систематическими атаками на свободу религии, которые мы видели в последние семь с половиной лет».
Но панику в республиканских рядах это не остановило. Республиканский социолог Фрэнк Ланц провел серию экспресс-опросов на своей страничке в твиттере и огласил их результаты в эфире телеканала Fox News: без малого 44% опрошенных сочли, что Трамп должен сняться с президентской гонки. Более того, по данным Ланца, скандал вокруг республиканского кандидата затмил все остальные новости, даже приход сильнейшего урагана Мэтью, который угрожает Флориде, Северной и Южной Каролинам. Разумеется, твиттер-исследования нельзя назвать точными и научными, но приведенные авторитетным социологом сведения заставляют задуматься.
Дональд Трамп выступил с видеообращением, в котором попросил прощения за сказанное в 2005 году.
Он, в частности, сказал: «Те, кто знают меня, знают и то, что эти слова не отражают моих убеждений. Я сказал это. Я был неправ. И я извиняюсь. Я много путешествовал по стране в последнее время, говоря с людьми о тех изменениях, которые необходимы Америке. Эти путешествия изменили также и меня самого <…> Я обещаю вам стать лучше и никогда и ни за что вас не подвести.
Давайте честно. Мы живем в реальном мире. И все это лишь отвлечение внимания от реальных проблем, с которыми мы сталкиваемся: мы теряем рабочие места, мы находимся в меньшей безопасности, чем восемь лет назад, а власть в Вашингтоне полностью вышла из строя.
Я сказал глупейшие вещи. Но есть разница между словами и действиями других людей. Билл Клинтон обижал женщин действиями, а Хиллари притесняла и стыдила его жертв, атаковала и запугивала их.
Мы обсудим эти и другие темы в ближайшие дни. Увидимся на дебатах в воскресенье!».
То, что Трамп закончил свою речь словами о предстоящих дебатах, отнюдь неслучайно. В ходе первого очного спора кандидатов и сразу после него Хиллари постаралась превратить всю предвыборную кампанию в референдум о Дональде. Теперь в ее распоряжении появился новый аргумент, почему «такой человек не может быть президентом».
Дональду Трампу необходимо во что бы то ни стало на предстоящих дебатах переломить ситуацию, настаивать на обсуждении пунктов программ — на экономике, национальной безопасности и международной политике, которую вашингтонский истеблишмент завел в тупик.
Кроме того, ясно, что после обнародования компромата 2005 года, Большой Дональд уже не станет сдерживать себя и уклоняться от обсуждения событий 1990-х годов, когда вся Америка обсуждала сексуальные скандалы Билла Клинтона и роль Хиллари в их сокрытии.
В воскресенье Трампу необходима чистая победа. Если ему удастся повернуть дело таким образом, что на одной чаше весов Дональд, который сморозил чушь и гадость 10 лет назад, но теперь предлагает решение насущных проблем, а на другой — рвущаяся к президентству «воровка Хиллари» (crooked Hillary), шансы на такую чистую победу у него будут.
Если же он начнет оправдываться, защищать свое прошлое и свою бизнес-империю, спорить о том, что конкретно он говорил или не говорил — одним словом, позволит свести диспут к спору о самом себе, то победа на этих выборах для него станет почти недостижимой.
Так или иначе, нас ожидают самые жаркие и, увы, по всей видимости, самые грязные президентские дебаты в истории США.
Но эти дебаты будут также и очень значимыми. Еще никогда так много не зависело от одного публичного спора двух политиков.
Ну и напоследок…
Что говорит нам вскрывшийся компромат о Дональде Трампе? На мой взгляд, ничего такого, чего бы мы не знали о нем раньше. Наглый, самоуверенный, хамоватый самец, прущий напролом и не всегда думающий наперед о своих действиях. В современной Америке, где поп-культ объявил маскулинность пережитком прошлого, а однополую любовь и феминизм — достижениями цивилизации, истосковавшемуся по нормальности избирателю грубоватость Трампа очень даже понравилась.
Придя в политику, Большому Дональду пришлось пообещать (как он и сделал в своем видеообращении) «стать лучше». И это не просто слова — это объективное требование к публичному политику, которым Трамп еще полтора года назад не был.
А если бы он им был десять лет назад, то сегодня мы бы не обсуждали компромат на него. И можно с уверенностью сказать, что не обсуждали бы и его самого. Потому что прилизанный, изысканный в манерах и изощренный в интригах политик никогда бы не смог поднять избирателей на бунт против вашингтонского истеблишмента.
И напрасно боссы Республиканской партии в очередной раз поднимают тему замены кандидата. Во-первых, это уже физически невозможно — несколько десятков тысяч американцев уже проголосовали в колеблющихся штатах в рамках досрочного голосования.
А во-вторых, в мире, где правит политкорректность, стандартному республиканцу-консерватору, все равно ни за что было не победить на выборах, где первая женщина-кандидат крупнейшей партии наследует первому чернокожему президенту.
Что ж, мы еще раз убедились, что Трамп — это Трамп. Теперь посмотрим, умеет ли этот самый Трамп выигрывать дебаты, находясь под гигантским давлением.