Я, к сожалению, москвич. Поэтому меня, к сожалению, волнуют
градостроительные эксперименты, учиняемые московской мэрией.
В частности, меня весьма встревожила новость о прокладке
вдоль всего Нового Арбата преогромной деревянной лавки длиной 150 метров,
рассекающую улицу Арбат на две половины и тем самым отсекающую проход к
магазинам от остановок общественного транспорта, переходов, автостоянок и
прочих желанных вещей. Которые когда-то считались само собой разумеющимися, а
теперь будут отгорожены непроницаемым барьером.
Однако, подумав, я решил, что всё не так ужасно, как могло
бы показаться вначале.
Автор, комментировавший сообщение об этом новшестве, видит
только два способа преодоления лавки – «то ли бубкой через лавку скакать, то ли
писториусом бежать вокруг». Какой-нибудь радикал мог бы предложить третий
способ – усовершенствовать саму лавку, проделав в ней тем или иным способом
проходы. Для этого, правда, понадобятся инструменты вроде пилы, канистр с
бензином, гранатомётов и т.п. Зато сами работы можно будет оформить как акцию
современных художников. Например, можно нанять несколько скандальных зарубежных
арт-групп (например, казахских, узбекских или таджикских)^ которые устроят великолепное
мероприятие, имеющее шансы попасть на 1 – 1,5 секунды в ленты мировых новостей.
Они охотно распилят, взорвут и расстреляют лавку в нужных местах – а может, и
сожгут её вовсе, проклятую. В качестве пикантной оппозиционной нотки можно было
бы позвать Толоконникову из «Пусси Риот»; Это даст возможность нашей мэрии
показать себя покровителями современного искусства, а москвичам – нормально
передвигаться по Новому Арбату.
Однако у этого плана есть один минус: уничтожение чего бы то
ни было в центре Москвы может быть воспринято москвичами как интересная идея.
Им может прийти в голову, что барьеры можно рушить. В преддверии судьбоносных
выборов, накануне грандиозных испытаний, которые ждут Родину, подобные мысли не
могут и не должны быть терпимы. И я, как лояльный гражданин Российской
Федерации, первый откажусь от таких планов – и вот, видите, отказываюсь.
Но справедливо и другое: критикуя – предлагай. И я намерен
предложить другое, конструктивное решение этой проблемы.
Примем за аксиому, что 150-метровая лавка должна оставаться
цельной, неприкосновенной и к тому же запретной для перепрыгивания (для чего
недурно было бы разместить над ней спирали Бруно под током и комплект телекамер
– я уверен, к этому в конце концов и придут). Примем также, что обход лавки по
периметру – допустимое, но скверное решение. И, поставив себе такие
ограничения, постараемся найти выход.
Вот что у нас получилось.
ВАРИАНТ 1
Под лавкой следует проложить 15 подземных переходов (через
каждые 10 метров), которые и свяжут две разделённые части улицы.
Переходы должны быть сделаны в мини-стиле: неширокий (но
чтобы два человека могли разминуться) спуск, собственно переход, выход на
другой стороне. Желательно делать переходы односторонними, во избежание
заторов. Несколько переходов нужно будет снабдить рельсами для людей с
ограниченными физическими возможностями. В целом ансамбль переходов дополнит и
украсит улицу.
Разумеется, мы должны подумать и о расходах на прокладку и
поддержание этих строений. Однако есть известные способы «отбить», как
выражаются бизнесмены, хотя бы часть затраченных средств.
Во-первых, переходы нужно сделать платными – примерно как в
метро. В начале и конце улицы должны стоять автоматы, торгующие билетами.
Предусмотрительно было бы ввести зонирование – переходы вблизи краёв лавки
(там, где несложно её и обойти) можно сделать ценой, скажем, в 10 рублей, зато
в центре улица цену можно поднять до 50 и выше. Это вполне справедливо: за
удобства надо платить, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Кроме того,
дорогие магазины будут дарить эти билетики покупателям – в случае достаточно
дорогой покупке, конечно. Так что дама, посетившая арбатский ювелирный салон,
вместе с бриллиантовой брошью получит и изящно оформленный билет на проход под
лавкой – прямо к автостоянке или к переходу на другую сторону, где её уже будет
дожидаться шофёр… Кроме того, часть расходов будет справедливо возложить на
сами магазины: в конце концов, переходы делаются для того, чтобы люди могли их
посещать, не так ли? Опять же, за такую услугу надо платить. Справедливое
распределение расходов между частными лицами и городскими властями – источник
социальной гармонии… Наконец, в переходах можно размещать рекламу и устанавливать
микроторговые точки – для продажи газировки, мороженого, кожгалантереи,
запонок, часов и многого другого. Это, правда, может замедлить движение по
переходам. Но опять же, некоторые незначительные неудобства для частных лиц с
лихвой возместятся пользой для общества в целом.
Особенно перспективно было бы разрешение торговать в этих
переходах алкоголем после 11 часов вечера. Это резко повысило бы общую
капитализацию Нового Арбата.
ВАРИАНТ 2
В случае непреодолимых трудностей с устройством переходов
под лавкой стоит подумать об устройстве, переносящего граждан над лавкой.
Оптимальными были бы устройства фуникулёрного типа с
сиденьями, подвешенными под рельсом. Стартовой точкой должно быть окно магазина
на уровне второго этажа, финишной – специальная приёмная тумба на тротуаре.
Сиденья должны быть оборудованы крюками для пакетов с покупками. Пока
непонятно, использовать ли одинарные или сдвоенные сиденья – здесь требуются
дополнительные расчёты, касающиеся плотности пассажиропотока в пиковые часы.
Необходимо будет 10-12 фуникулёров. Стоимость поездки стоит
положить где-то в районе 200-300 рублей – поскольку фуникулёр, в отличие от
подземного перехода, ещё и прекрасный туристический аттракцион.
К недостаткам данного плана стоит отнести проблемы с
безопасностью: время от времени фуникулёры будут ломаться, а их пассажиры –
падать. Это, однако, не должно нас смущать. Напротив, это открывает перспективу
устилания арбатской пешеходной зоны мягкой резиново-пластиковой плиткой,
которая снизит травматизм и заодно подарит пешеходам незабываемые ощущения,
сравнимые разве что с морской качкой. Это придаст Новому Арбату особый шарм, и
к тому же превратит ежегодную перекладку плитки из непонятного ритуала в
очевидную и насущную необходимость (очевидно, мягкая плитка будет приходить в
негодность уже весной).
ВАРИАНТ 3
Как мы уже договорились, целостность 150-метровой лавки не
может быть нарушена. Однако нет ничего принципиально невозможного в том, чтобы
вся лавка время от времени уходила под землю, предоставляя проход. Образующуюся щель должна автоматически прикрывать двустворчатая крышка.
Скорее всего, лавка должна «утопать» в тротуаре каждые 20
минут в течении 10 секунд. Этого достаточно, чтобы перебраться на другую
сторону. К тому же в таком варианте лавка, наконец, обретёт смысл: ожидающие
открытия барьера люди сядут ждать этого момента на ту же самую лавку. Тем самым
собянинское изделие приобретёт то, что, казалось бы, ему не присуще в принципе
– смысл и пользу.
К недостаткам данного плана следует отнести проблемы со снегом и льдом, которые могут помешать работе подъёмного механизма. Эта проблема устраняется временным 150-метровым тентом над лавкой, который, впрочем, уместен во всех вариантах (хотя бы потому, что он представляет собой отличную рекламную площадку).
ВАРИАНТ 4 (самый гуманный)
Переименовать часть Новорижского шоссе (где-нибудь в районе
Волоколамки или Матрёнино) в Новый Новый Арбат. Лавку установить на шоссе в
качестве разделителя между полосами.
ВАРИАНТ 5
Последовательно попробовать варианты 1-3 с промежутком в 2-3
года. Когда москвичи окончательно озвереют, совершить национальную революцию,
сделать всё что нужно (вы знаете, что) и покончить со всем этим навсегда.
Лавку – вместе со статуей Дзержинского, гробами из
Кремлёвской стены, обломками экспоцентров, статуями Церетели и т.п. артефактами
– передать в Музей Оккупации (сейчас «Ельцинский центр»).