Кудрин капризничает

Центральная избирательная комиссия завершила в пятницу регистрацию партийных списков на предстоящие выборы в Государственную думу. Всего зарегистрировано 14 партийных списков, 4 партиям отказано.

Результаты этого этапа избирательной кампании уже подвергнуты критике экспертами Комитета гражданских инициатив. Напомним просвещенному читателю, что эту структуру возглавляет бывший министр финансов Алексей Кудрин. Эксперты заявляют, что ЦИК не зарегистрировал ни одну партию, которая собирала подписи. «Зеленый свет» получили лишь так называемые «льготники», то есть партии, имеющие представительство в Государственной думе или региональных законодательных собраниях.

В настоящее время для участия в выборах партии необходимо собрать 200 тысяч подписей избирателей. Эксперты Комитета предлагают снизить этот порог, отмечая, что в 2011 году для регистрации было достаточно всего лишь 150 тыс. подписей. «Для развития свободной политической конкуренции следует… резко уменьшить количество подписей, необходимое для регистрации партийных списков и кандидатов на выборах всех уровней (до 0,1-0,5% от числа избирателей округа)».

Основной смысл выступления экспертов Комитета – существующая система допуска партий на выборы избыточно жесткая. Дескать, из-за требований собирать подписи свои списки на выборах не могут зарегистрировать такие партии как «Воля», «Великое Отечество» и даже «Родная партия».

Однако следует отметить, что система допуска к участию в выборах существует во многих странах. Так, например, в США она называется ballot access («доступ к голосованию»). Она гораздо жестче российской и благоприятствует всего двум главным партиям – республиканцам и демократам. Например, в штате Алабама для участия в выборах требуется, чтобы партия получила не менее 20% голосов в ходе предыдущего голосования. Понятно что этому требованию соответствуют лишь «слоны» и «ослы» (слэнговые названия обеих правящих партий США). Если же в избирательный бюллетень хочет попасть другая партия, она должна собрать не менее 35.412 подписей избирателей. Да, это только в одном штате Алабама! А ведь если вы хотите принять участие в общенациональных выборах, вам надо пройти через аналогичный процесс во всех 50 американских штатах. Причем в каждом из них действует собственное законодательство!

В Нью-Йорке, чтобы быть признанной, партия должна собрать 50 тысяч подписей избирателей. А в Северной Каролине – даже 85 379.

Как видим, сбор подписей для доступа в избирательный бюллетень – не только российская черта, она свойственна даже самым развитым демократиям. Правда, если вспоминать США, там ситуация с «третьими партиями» гораздо хуже, чем в России. Благодаря ballot access «третьи партии» представлены лишь в легислатуре Вермонта (Партия прогресса, выходцем из которой является неудачливый кандидат на последних демократических праймериз на пост президента США Берни Сандерс), да на Северных Марианских островах, которые, кстати, вообще не штат.

Вернемся, однако, на грешную российскую землю. Эксперты Комитета гражданских инициатив не замечают, что современная российская избирательная система гораздо либеральнее той, что была в 2011 году. Сейчас партии, представленные в региональных парламентах, имеют право быть зарегистрированы безо всякого сбора подписей. Например, либеральный ПАРНАС идет в Государственную думу потому, что этой партии принадлежит 1 депутатский мандат в Ярославской областной думе, завоеванный для нее Борисом Немцовым. Большего либерализма трудно представить! Напомним, что в 2011 году ПАРНАС не мог участвовать в выборах просто потому, что был лишен регистрации по решению суда (точнее, её была лишена Республиканская партия, на базе которой существует нынешний ПАРНАС). Таким образом, он даже не смог бы собирать голоса – для этого не было юридических оснований.

Все сколь-нибудь сильные партии идут в новую Государственную думу безо всякого сбора подписей. Это не только 4 партии, представленные в ГД (ЕР, КПРФ, ЛДПР и «эсеры»), но и 10 малых партий, некоторым из которых, как мы показали выше, оказалось достаточно 1 мандата в региональных законодательных собраниях, чтобы не проходить утомительную процедуру сбора подписей. Если в 2011 году в выборах участвовала только одна либеральная партия – «Яблоко», то в 2016 таковых уже три – Партия роста, ПАРНАС и всё то же «Яблоко». Как видим, прогресс идет даже с точки зрения количества либеральных партий, участвующих в выборах.

Число партий, которые идут в Думу, по сравнению с 2011 годом выросло вдвое. Тогда их было 7, теперь 14. Да, нынешняя система российского ballot access отсекает от выборов слабые партии, но она отсекала бы их и в США. Что сказал бы Комитет гражданских инициатив, если бы узнал, что к выборам допущены только «Единая Россия» и КПРФ? А ведь именно это происходит в США десятилетиями. Почему-то недовольства и обвинений в отсутствии либерализма американская система не вызывает.

Конечно, наверное, всем хотелось бы, чтобы на выборы пошли и собрали подписи Российская партия садоводов или «Автомобильная Россия» или Спортивная партия России «Здоровые силы». Одни названия чего стоят! Но это ведь уже было в 90-е. Тогда в избирательном бюллетене какие только партии не присутствовали. Они превращали бюллетень в «простыню» и попросту распыляли голоса избирателей.

Пойди на выборы все 74 партии, формально имеющие на это право, мы бы слышали голоса, утверждающие, что это хитрая технология «Единой России». Ведь голоса партий, не преодолевших 5% барьер, достаются партиям-победителям. Иначе говоря, от «толпы партий» в списке выиграла бы лишь ЕР как лидер избирательной гонки и наиболее вероятный её победитель, не так ли?

Я так и слышу возмущенные голоса экспертов Комитета гражданских инициатив: дескать, вот, хитрая власть опять запихнула в бюллетень дуриллион мелких партий, который вводят в заблуждение избирателей и тайно работают на «Единую Россию». Доколе? Рятуйте, граждане!

Но ведь в ходе избирательной кампании этого нет. Наш нынешний российский ballot access полиберальнее американского будет. Да и получше нашего собственного законодательства образца 2011 года. Так чего же грустить, Алексей Леонидович? Может быть, надо пользоваться подвернувшимися возможностями и немного поагитировать избирателя? Ваши эксперты путем своей интеллектуальной мощи могли бы помочь протолкнуть в Думу хотя бы одну либеральную партию.

Что? Не интересно? Хочется, чтобы в выборах участвовала партия «Воля»? Ну что ж, воля ваша. 

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram