Что общего между Еленой Исинбаевой и Хилари Клинтон?
Разные поколения, разные культуры, разный менталитет.
Одна – искусствовед. Другая – политик. Одна привыкла к самодисциплине, другая начиная в рядах борцов за свободу, хиппи. Одна поставила задачей совершенствование себя, другая заявляет о своём желании изменить к лучшему мир.
И тем не менее одна общая черта у них всё же есть.
Обе, и Елена и Хилари стали жертвами нового процесса, отмечавшегося наблюдателями в западной политике ещё в начале 90-х гг. – формирования общества спектакля.
Общество спектакля – общество, где иллюзия превалирует над действительностью. Где нет необходимости создавать реальность, потому что товаром становятся эмоции.
Впервые термин «общество спектакля» употребил Ги Дебор в одноименной работе в 1967 году. Позднее, в 1992 году, сами американцы иронизировали над этим свойством своей политики в фильме «Боб Робертс», в котором кандидат выигрывает выборы удачно спев с трибуны. Любопытно, сколько предвиденья было в работе Тима Роббинса, а сколько сатиры – ведь ещё через одиннадцать лет губернатором одного из крупнейших штатов Америки становится звезда кино Арнольд Шварценеггер.
Пожалуй, было бы даже не совсем верным использовать термин «общество спектакля» в отношении американской политики, так как её скорее можно было бы назвать обществом шоу-бизнесса или шоу-бизнесом, прорвавшимся в политику. И более чем красноречиво о создании этого «микса» говорит нам выход в 2012 году фильма «Президент Линкольн – охотник на вампиров».
Общество спектакля ориентировано на формирование в глазах зрителя идеального образа политика и идеального образа будущего, который он собирается создавать. Такая «театральность» до определённой степени присуща политике исконно, с тех самых пор, когда зритель перестал быть зрителем и стал избирателем.
Однако специфика сегодняшней американской политики ещё и в том, что она ориентирована не на зрителя, а на потребителя дневных телевизионных шоу, оперирует соответствующим набором приёмов и заменяет классические драматургические приёмы приёмами присущими шоу-бизнесу.
Американская предвыборная политика, как и американское телевиденье, имеет свой набор архетипов, повторяющийся из одного «шоу» в другое – кандидат в президенты должен быть хорошим семьянином, верным мужем, любящим отцом. Его жена – надеждой и опорой супруга. Дочь, в свою очередь, должна поддерживать его и проявлять любовь.
Именно этот образ формирует Трамп вместе со своей супругой и дочерью – одна поддерживает его, апеллируя то ли к неравнодушным домохозяйкам, то ли к мечтающим о подобной супруге рядовым мужчинам США.
Свою роль играет и его дочь – не чураясь при этом присущего блокбастерам гардероба, состоящего из обтягивающих платьев ярких цветов. Это Калифорния, и у её политики свои законы – мы узнали их ещё тогда, когда в политику вошёл кумир миллионов Арнольд Шварценеггер.
Хилари сложнее соответствовать заданным правилам игры уже потому, что она женщина и её «шоу» заведомо ориентировано на ограниченное число зрителей, готовых принять женщину во главе государства. Против неё играет и давний скандал, выбивший её мужа из образа «идеального семьянина». Возможно потому она и не пытается разыгрывать идеальную женщину, а устраивает с трибуны небольшие политизированные выступления в жанре Стэнд-ап комедии: пытается разоблачить «мыльный пузырь» Трампа, эпатирует публику и разыгрывает восторг от псевдомиротворческих миссий США за рубежом.
Конечно, на деле Хилари куда умнее, чем хочет казаться сейчас – мы видели это несколько лет назад, когда она, не выходя из роли примерной жены, продолжала поддерживать супруга во всём.
Американская политика – дело рук американцев и их помыслов, и она не касалась бы нас, если бы «американское шоу» не пыталось раз за разом выбраться за пределы родной страны. Вспоминая основные законы дешевого телешоу – больше секса и больше экшена (кстати, хочется отметить, что в своей непритязательности американцы превзошли даже римский плебс, который наравне со зрелищами хотел хотя бы хлеба) – так вот вспоминая эти законы, трудно интерпретировать внешнюю политику США иначе как попытку соответствовать одному из этих правил. Американскому зрителю нужна война – и политики дают ему войну.
Какому же правилу шоу-бизнеса соответствует дискриминация российских спортсменов в ходе отбора для участия в олимпийских играх? Многим, если не всем. Здесь и наркотики – излюбленная и болезненная тема для всех американцев, и очередная попытка разыграть карту красной угрозы и элементарный эпатаж.
Много лет миф о практике применения стероидов в СССР бытует в американской массовой культуре – всплывает и в выпусках новостей, и в кинематографе, и в шутках ниже пояса. Американский шоу-бизнес кроме прочего обладает ещё одной чертой – его кураторы не любят нововведений, предпочитая старую, хорошо сыгравшую карту, любой другой. И теперь, в который раз, США обращается к теме допинга, будто бы не понимая, что тем лишь в очередной раз поднимает на смех самих себя.
Олимпийский скандал выявил что, во-первых, американцы имеют такие же смутные представления о современной медицине, какие были у немцев в Великую Отечественную войну - если последние не умели лечить обморожение, то первым и по сей день новейшими научными разработками представляются технологии обогащения организма кислородом, которые применялись в СССР с конца 40-х гг.
Во-вторых, американцы боятся. Боятся России так же, как боялись СССР. Боятся настолько, что опасаются каждого её шага – будь то вмешательство в Крымско-украинскую политику или просто участие в Олимпийских играх.
Возможно, в сознании американцев российские спортсмены – что-то вроде Человека-Паука, которого мутаген сделал супергероем. Таково их восприятие мира. Американский шоу-бизнес видит простого человека жертвой, а стероиды – единственным средством для его победы над силами зла. Он в самом деле жертва – жертва неуважения со стороны тех, кто формирует американскую идеологию. Жертва собственной массовой культуры, делающей из американских политиков комиков.
Он не вызывает сочувствия, потому что не привык бороться, полагаясь вечно лишь на силу мутагена и помочь свыше. Сочувствия вызывают те люди, которые вступив в игру с Америкой на исконно мирном поле олимпийских игр, расплачиваются карьерой и жизненными целями за желание американского потребителя увидеть шоу.