На сегодняшний день мы, в сущности, не знаем, какая политическая сила пыталась осуществить в Турции переворот.
Мы не знаем, кем, собственно были эти офицеры.
Мы не знаем, чего они на деле хотели.
Мы не знаем, выступали они за этатизм Ататюрка или за большую исламизацию страны.
Исходя из традиционной ориентации армии – они желали первого. Если предположительно верить версии Эрдогана – их возглавлял живущий в США до сих пор малоизвестный в России проповедник.
Мы не знаем, выгоден России был бы успех этого переворота – или невыгоден. Если восставшие были исламистами – то, очевидно, не выгоден. Если восставшие были сторонниками светского этатизма – то они были антиисламистами, что хорошо. Но светские военные этатисты в Турции – все последние десятилетия были атлантистами и ориентированы на тесный союз с США и НАТО, что плохо.
Хотели они активнее помогать ИГИЛ – или активнее с ним бороться – мы не знаем.
Все комментарии гадательны и поражают своей неинформативностью. Они рассказывают не о том, что произошло в Турции, а о том, что там могло происходить, если судить по тому, что там было раньше.
Если их возглавлял ранее редко поминавшийся нашими комментаторами Гюлен, а сам он живет в Штатах – то, казалось бы, можно говорить, что за переворотом стоят последние - переворот должен был быть проамериканским. Тем более, то в участии в нем обвинен командующий базой НАТО, с которой действовала американская авиация.
Но и Хомейни жил на Западе, – а взяв власть, сделал Иран теократическим государством, враждующим с Западом. Правда, жил он в Париже – а у Франции были свои вполне антиамериканские интересы в Иране и на Ближнем Востоке в целом.
У России мало оснований жалеть, что Эрдоган избежал смерти, ареста или свержения – но Эрдоган только что принес извинения за сбитый осенью 2015 года самолет и только что начал процесс примирения с Россией.
Были организаторы военного выступления недовольны этим примирением – или они были недовольны произошедшей осенью ссорой и потерями турецкой экономики…
Теперь власти Турции заявляют, что пилот, сбивший российский СУ – был среди участников переворота. И уверяют, что именно организовавшие выступление военные испортили отношения России и Турции.
Очень удобно – позволяет списать с себя вину на «путчистов» и заявить, что к Эрдогану претензии предъявлять не за что: он честный и чистый. Правда, это же удобно и части российской власти: можно сделать вид, что она этой версии верит, и с «чистой совестью» начать опять «дружить» с обидчиком, забыв о том, что Турция никак не расплатилась за осеннее преступление.
Здесь вообще есть два сливающихся в один вопроса.
Первый – можно ли вообще верить Эрдогану и Турции?
Второй – откуда вообще взялась идея «великой русско-турецкой дружбы?»
Можно конечно сколько угодно твердить, что власти Турции – это одно, а народ Турции – это другое. Это вообще можно говорить про любую страну: что США, что гитлеровскую Германию. Причем, в общем-то, это, конечно, правда. Только на этом основании никому в СССР не пришло бы в голову году в 1944 принять извинения Гитлера за 22 июня и возобновить с Германией договор о Дружбе 1939 года
Хотя с Германией России к тому моменту значительно большее историческое время дружила, нежели воевала, а Турция с Россией воевала и враждовала практически всегда.
О дружбе можно говорить лишь в годы правления Ататюрка, когда Турция в некой степени была обязана Советской России своим существованием – и на тот момент невостребованными у нее российскими территориями, в частности – Карской области – которые она удерживает до сих пор.
Если вдуматься – до сих пор исторические территории исторической России – оккупированы Турцией, а Россия говорит о некой большой дружбе…
Россия почти подарила Турецкой республике существование – но Турецкая республика до последней возможности дружила с Гитлером и до последней возможности грозила СССР своим вторжением в Закавказье и на Кавказ. Всю войну поддержки антигитлеровской коалиции от нее требовали США и Англия – но Турция только принимала от них военную технику. Всю войну поддержки от нее просил Гитлер – но она только обещала ему своей содействие и вступление в войну с СССР.
Турция обманули Гитлера, объявив ему войну 22 февраля 1945 года – но только после того, как в Ялте ей пригрозили все участники антигитлеровской коалиции, заявив, что к участию в послевоенном мироопределении примут только те страны, которые объявят войну Германии до 1 марта 1945 года. Но Турция обманула и союзников, объявив войну – но в боевых действиях так и не приняв участие – хотя и получив от США и Англии для этого необходимое вооружение.
Турция лгала всегда и всем – и предавала всегда и всех.
О столетиях войн, которые Турции вела против России начиная с 16 века – можно и не вспоминать. Турция всегда воевала против России – и практически никогда – вместе с Россией.
С 1568 по 1918 год Турция воевала с Россией 12 раз. Время официального состояния войны между двумя странами составило 69 лет, не говоря о военных конфликтах, проходивших без объявления войны.
Все вспоминают, как хорошо российские челноки в 90-е годы закупались товарами в Турции, и как хорошо там было отдыхать в комфортабельных и дешевых отелях – но не вспоминают ни о том, как Турция уже в 90-е годы нашпиговывала свей агентурой Кавказ и вела на Кавказе войну с Россией все те же 90-е годы. Как и о том, что одним из главных спонсоров режима Саакашвили и самого Саакашвили – была и остается та же Турция.
Турецкой власти вообще нельзя верить: ее ментальность – ложь и обман.
Отдельно есть и другой аспект событий ночи 15-16 июля. Касающийся не отношений двух стран – а учета опыта происходивших событий.
Мы, опять-таки, не знаем, что у участников военного восстания пошло не так – и почему они проиграли. Гипотезы можно конструировать любые. Что все выступление было имитацией Эрдогана, предназначенной для того, чтобы расправиться со всеми потенциальными противниками – что расправляться будет – он уже продемонстрировал. Что выступление было предупреждением Эрдогану со стороны армии: пригрозили, но пока дали шанс на исправление. Что выступление было настоящим – но «народ вышел на улицы и, защищая демократию, голыми руками вытаскивал солдат из танков».
Так или иначе, восстание не удалось – и пока мы не знаем почему. Впрочем, мы также не знаем, окончен ли процесс. Когда то давно, в 1973 году, и далеко от Турции – в Чили, военные предприняли попытку свержения законно-избранного президента Альенде. Это был не сентябрь – это был еще июнь. Колонна бронетехники окружила дворец Ла Монеда, мятежники ворвались в здание Министерства Обороны. Войска тогда колебались, чью из сторон занять. Решающую роль в защите Альенде сыграл генерал Пиночет, бросивший в бой свои части - и заслуживший репутацию генерала, предельно верного Конституции и лично президенту… В августе он получил пост министра, 11 сентября сверг того же Альенде.
Так что проблемы Турции – не окончены.
И вместе с тем. Верна или не верна версия о «народе, голыми руками…» и т.д. – она как минимум относительно правдоподобна.
Похожим образом в 1991 году был осуществлен мятеж Ельцина, когда он сверг руководство СССР. Похожим образом свергали Милошевича, Шеварднадзе, Мубарека и Януковича. Все ситуации разнились. И там – свергали власть, а здесь – противодействовали восстанию военных.
Но при всей разнице – технология одна: введенная в истерию толпа против солдат и танков. И эта технология может побеждать – но может побеждать тогда, когда военные морально оказываются не готовы вести себя на улицах города как на войне – и на истерику толпы отвечать так, как нужно отвечать на атаку врага: его уничтожением.
Значит нужно учиться. Для России это особо актуально. Потому что в большом электоральном цикле осень 2016 – весны 2018 геополитические и внутренние противники курса России на защиту своего национального суверенитета – будут предпринимать попытки государственного переворота. – И, в первую очередь, опираясь на действия формально «невооруженных протестующих» - то есть доведенной до состояния невменяемости толпы, прикрывающей силовые действия специально подготовленных боевиков.
Попытки переворота в этот период в России будут – и за полтора года не одна.
Значит – нужно готовиться и учиться. В частности – учиться силой, в том числе «броней и огнем», подавлять наведенную истерию экзальтированной толпы.