Прошедший в Варшаве 8-9 июля саммит НАТО в очередной раз зафиксировал состояние гибридной холодной войны Запада и России. В этом можно убедиться, проанализировав те высказывания, которые принято интерпретировать как демонстрацию готовности Запада не обострять отношения с Москвой. Для этого надо привести соответствующие цитаты без купюр. Речь идет прежде всего о словах президента Франции Франсуа Олланда: «НАТО не играет никакой роли в том, чтобы определять, какие отношения должны быть у Европы с Россией. И для Франции Россия не является ни противником, ни угрозой… Правда Россия партнер, который в самом деле может иногда использовать силу, и мы осудили когда она так действовала в Крыму» (впрочем последнюю фразу цитируют далеко не всегда).
Но ведь тогда же Олланд сказал не только это. Достаточно посмотреть сайт Елисейского дворца. Слова о России как «не противнике и не угрозе» французский президент произнес, отвечая на вопрос о беспокойстве Москвы относительно планов создания ПРО. И на самом деле завершается его ответ фразой: «Но эта система противоракетной обороны создана для защиты Европы от других угроз, а не тех, какие по мнению некоторых идут от России».
Поскольку же абсолютно ничего не говорилось о том, как беспокойство России снять, то слова Олланда выглядят квинтэссенцией гибридного противостояния, чье главное отличие от классической холодной войны заключается в том, что потенциальный противник непременно называется партнером, а действия, которые этот партнер считает угрозой, декларируются как направленные против некой третьей стороны. Поэтому партнер должен принять декларацию на веру и отбросить свое беспокойство, чтобы его не посчитали параноиком, хотя подобные заявления являются просто военной хитростью.
В контексте гибридной холодной войны надо оценивать и «украинскую» часть саммита НАТО. Если исходить из того, что Киев не получил на этом мероприятии Плана действий по достижению членства в Североатлантическом альянсе, то здесь ничего серьезного для Москвы не произошло. Тем более с учетом недавнего заявления госсекретаря США Джона Керри о том, что Украина до Альянса еще не дозрела, и призыва Александра Квасьневского к Киеву вообще отказаться от евроатлантических устремлений. Но не надо забывать, что Квасьневский отставной политик, представляющий ныне маловлиятельную в Польше партию. А вот действующий глава польского МИД Витольд Ващиковский, комментируя саммит, сказал, что «вопрос об Украине находится в фазе внутреннего обсуждения, и в НАТО нарастает убежденность в необходимости присоединения Киева к альянсу». Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что «рассмотрение этого вопроса будет актуально на более позднем этапе» и повторил традиционную мантру о том, что каждая страна, в том числе и Украина, имеет право самостоятельно решать, нужно ли ей вступать в НАТО.
Впрочем, никто не ожидал что на Варшавском саммите Украине будет предложен План по достижению членства. Более того, как сказал тот же Столтенберг, «президент Порошенко на нашей встрече ясно сказал, что вопрос о членстве Украины сейчас не стоит». И нет смысла думать, что украинский лидер произнес эти слова под нажимом европейских партнеров, которые, дескать, не хотят обострения отношений с Россией. Ведь главным для Порошенко было решение другой задачи: заручиться поддержкой стран НАТО в вопросе ситуации в Донбассе.
И этой цели он добился. Достаточно посмотреть на главный для Киева документ саммита: совместное заявление комиссии НАТО–Украина. Оно содержит поддержку критически важного для Киева тезиса – решению политических вопросов в рамках Минского процесса должно предшествовать решение проблем безопасности. Так в упомянутом документе говорится: «Мы призываем все стороны в полной мере соблюдать взятые на себя обязательства, в том числе соблюдать режим прекращения огня, и с учетом проведения местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, как только это позволят условия безопасности в соответствии с Минскими соглашениями…. Мы сохраняем уверенность в том, что инклюзивный политический процесс, направленный на восстановление права и конституционного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины, возможен при условии обеспечения эффективной и долгосрочной безопасности …».
Конечно, нельзя в принципе возражать против того, что безопасность – это предпосылка реализации политических пунктов Минска-2. Ведь и Минское соглашение предполагает, что огонь должен прекратиться сразу после его заключения, после чего стороны решают прочие вопросы. Но в конкретной ситуации такие акценты, которые сделаны в заявлении означают только одно: в Донбассе будут стрелять и дальше, а Киев и Запад будет утверждать, что политический процесс невозможен, поскольку сепаратисты нарушают прекращение огня. Ведь как сказано в том же документе: «Мы особенно обеспокоены увеличением случаев нарушения режима прекращения огня вдоль линии соприкосновения, главным образом поддерживаемыми Россией боевиками». И можно не сомневаться, что любые будущие обстрелы или более активные боевые действия (как имело место недавно на Светлодарской дуге) будут истолкованы только как «провокации боевиков».
Эти слова из заявления комиссии НАТО-Украина никоим образом не надо считать сенсацией. Они и раньше явно проступали в подтексте всех высказываний западных лидеров, когда они фактически поддерживали киевскую трактовку взаимосвязи политических и военных вопросов. Взять хотя бы выступления Ангелы Меркель на пресс-конференциях с Петром Порошенко в феврале и с премьером Украины Владимиром Гройсманом в июне или главный документ Варшавского саммита, итоговое коммюнике.
Однако в упомянутом заявлении все же окончательно проставлены точки над «і», которые должны снять сомнения в реальном тождестве позиций Запада и Киева. И это объективно является успехом Порошенко. Вообще в той части, которая касается конфликта в Донбассе, и коммюнике, одобренное лидерами альянса, и заявление комиссии Украина-НАТО очень похожи. Некоторые фразы кочуют из одного документа в другой, например: «Мы ожидаем, что Россия выполнит свои обязательства и использует свое влияние на боевиков с тем, чтобы они выполнили свои обязательства в полной мере. Мы призываем Россию прекратить политическую, военную и финансовую поддержку боевиков и выполнить свои обязательства в соответствии с Минским комплексом мер, включая отвод сил и военной техники с территории Украины, и позволить Украине восстановить полный контроль над ее государственной границей».
Но все же в коммюнике Варшавского саммита говорится, что НАТО приветствует «предоставление специального статуса и амнистию», а в заявлении комиссии нет этих не слишком приятных для Киева слов. Нет там ничего и конституционной реформе, которая, как известно, также предполагается Минскими договоренностями. А ведь в предыдущем заявлении комиссии Украина-НАТО, которое принималось в мае 2015-го, только на уровне министров иностранных дел, говорилось: «Союзники приветствуют шаги правительства Украины, направленные на продвижение ключевых конституционных реформ и содействие примирению. Работа Конституционной комиссии и местные выборы, запланированные на октябрь 2015 года, должны сыграть важную роль для децентрализации власти, продвижения инклюзивного политического процесса».
Но сейчас ничего подобного нет, ведь местные выборы уже состоялись, а конституционная реформа в части децентрализации зашла в тупик и упомянуть о ней – значит надавить Киеву на больной мозоль.
Вообще вся разница как между прошлым и нынешним заявлением комиссии, так и между нынешним заявлением и итоговым коммюнике объективно разоблачает популярный у многих авторов тезис «Запад давит на Украину в вопросе политического урегулирования». Ведь раз ненужные сейчас для Киева фразы исчезают, а нужные акценты появляются, то всё наоборот: Украина давит на Запад, причем успешно.
Конечно, версию о том, что Киев способен давить на ядерную сверхдержаву и ее мощных союзников, нужно оставить тем, кто всерьез верит в происхождение человечества от древних укров. Дело просто в том, что США и их союзники оказываются всегда готовы сделать приятное такому надежному проводнику их интересов, как Киев. И поэтому Порошенко вправе считать поездку на натовский саммит своим успехом.
Возможно, договорились там не только о том, что написано в документах. Ведь по итогам встречи с лидерами 5 ведущих стран НАТО (США и европейских участников G7) Порошенко заявил о совместном намерении подготовить дорожную карту по реализации Минских соглашений (естественно в украинско-европейской интерпретации этого документа). По его словам, уже с понедельника по этому вопросу начинаются «консультации внешнеполитических советников при участии министра иностранных дел Павла Климкина».
Правда, сайты Обамы, Меркель и Олланда молчат и об этой дорожной карте и вообще о встрече в таком формате. И не раз, и не два слова украинского президента оказывались весьма далекими от действительности. Однако думается, что в данном случае Порошенко все равно оказался ближе к истине, чем его французский коллега Франсуа Олланд со словами о том, что «НАТО не играет никакой роли в том, чтобы определять, какие отношения должны быть у Европы с Россией». Ведь можем ли мы полагать, что для отношений РФ и ЕС не имеют значения все приведенные выше требования к Москве, сформулированные в документах саммита НАТО? Документах, принятых, кстати, и от имени Олланда, равно как и других европейских лидеров.