Новая промышленная революция, преследующая цель сохранить доминирование развитых стран в мировой экономике, а Запада - в мировой политике, доселе не афишируемая, сейчас выдвинута в качестве основной стратегической линии. В основе её возвращение производственных мощностей из развивающихся стран и стран третьего мира на свою территорию. Эта идея принадлежит уходящему Президенту США Бараке Обаме, и отражает она вполне реальные опасения, связанные с угрозами однополярному миру. Прежняя политика вывода производств на чужую территорию, вызванная экологическими проблемами, острой нехваткой дешёвых трудовых ресурсов, необходимостями снижения себестоимости продукции, а значит и повышением её доходности, себя исчерпала. По мнению западных экспертов, он принесла «бледнолицым» больше вреда, чем пользы: Китай собственными руками превратили в мировую фабрику, а Ю. Корею - в крупнейшую роботизированную страну.
Знаменитые бесчисленные дешевые китайские рабочие, изменившие расклад сил в мировой экономике, перестали быть бесчисленными и дешевыми. Поэтому единственный способ сохранения лидирующих позиций промышленности Китая - ускоренная роботизация, курс на осуществление которой официально утверждён на государственном уровне.
В США и Европе отдают себе отчёт в том, что если они не найдут своевременного и эффективного ответа, то остановить Китай на пути к необратимому лидерству станет невозможно. Поэтому взят курс на массовую и повсеместную роботизацию, которая позволит им не просто вернуть производство домой, но и совершить новый рывок на вершину глобального промышленного и экономического превосходства.
Международная федерация робототехники (IFR) оценивает, что приблизительно 220000 роботов было продано в 2014 году, что на 27% больше, чем в предыдущем рекордном 2013 году. Примерно такими же темпами характеризуется и 2015 год.
Китай в 2014 году уверенно занял лидирующие позиции с показателем 56000 проданных роботов, что на 54% больше чем в 2013 году. Из них, Китайские производители поставили 16000 и приблизительно 40000 международные поставщики.
Южная Корея в 2014 году была вторым по величине рынком потребления, с показателем 39000 единиц.
Преуспели практически все регионы мира. Азия в целом, потребила больше половины всего мирового объёма - 140000 единиц.
Ведущие мировые эксперты по вопросам автоматизации и роботизации производственных процессов, сделали собственный анализ глобального перераспределения объемов продаж промышленных роботов во всем мире к 2016 году.
В целом картина выглядит стабильной. Лидирующие страны и регионы удержат свои позиции с небольшими корректировками, кроме этого, ожидаемо удивит Китай и одновременно с этим разочарует остальной мир, куда, кстати, входит и Россия.
Итак, предполагаемая динамика изменения объема продаж промышленных роботов в период с 2011 по 2016 год:
Индия вырастет на 1%, до 2% в мировом объеме, Европа снизится на 3% и выйдет на показатель 23%, Япония (самый стабильный регион): 17% без изменений, Северная Америка вырастет на 1% и достигнет 16%, Южная Корея снизится на 5% и выйдет на показатель 10%, Китай вырастет на 6%, и достигнет 1/5 доли от мирового объема (20%), Азиатско-тихоокеанский регион вырастет на 1%, до 8% от мирового объема, остальной мир снизится на 1%, до 4% от мирового объема.
Эксперты уже давно научились определять уровень роботизация исходя из показателя «плотности» роботов на 10000 человек, работающих на производственных предприятиях. Усредненный мировой показатель составляет 60 роботов на 10 000 человек. При этом в Южной Корее он достигает 400 роботов, в Японии - 340 роботов, в Германии - 280 роботов. Представители концерна BMW заявили, что общее количество роботов, используемых на предприятиях, составляет около 7.500 единиц, но в ближайшей перспективе этот показатель может достигнуть 15.000 единиц, и не в последнюю очередь за счет использования коллаборативных роботов.
Для сравнения, в России уровень роботизации составляет менее 10 роботов на 10 000человек.
Очевидное катастрофическое отставание России чревато стратегическими последствиями. Тревоги по этому поводу нарастают, на фоне того, что тенденций к позитивным изменениям за последние 5 лет не появилось. По мнению мировых экспертов, доля продаж промышленных роботов в России к 2016 году может опуститься ниже 0,5% в мировом масштабе. Россия, купившая всего 700 роботов из 200 000 в 2014 году, только подтверждает это.
Обращает на себя внимание, что «бьют в колокола» те, кто, собственно, призван обеспечить этот технологический прорыв. Недавно в «Известиях», в разделе «Окно возможностей» была опубликована статья руководителя робототехнического центра «Сколково» Альберта Ефимова «Развитие робототехники в России и в мире». В ней он откровенно пишет « …Наше бедственное положение в роботизации связано с тем, что эффективность, в том числе энергоэффективность и бережливость производства (основные причины внедрения роботов в производство), не является ключевой движущей силой».
По мнению главы международной федерации робототехники (IFR) Андреаса Бауэра, «Россия невероятно слабо автоматизированная страна, с огромным потенциалом для модернизации не только автомобильного производства, но и других отраслей».
И это правда! Сохранившийся после развала СССР в нашей стране потенциал, позволяет производить собственных роботов. Достижения советской науки и техники были впечатляющими: побить рекорд нашего Лунохода-2 (39 км)по дальности передвижения на поверхности другой планеты американскому марсианскому марсоходу Opportunity (40 км) удалось только в 2014 году.
Надо откровенно признать, что быстро преодолеть образовавшееся отставание едва ли удастся. Следует отдавать себе отчёт в том, что подготовка к рывку роботизации началась тогда, когда мы из социализма перебирались в капитализм, «выплатив» за это огромные контрибуции в форме развала научных школ, миграции известных и перспективных молодых учёных в зарубежные центры, приостановки ранее осуществлявшихся исследований, уничтожении их базы. По утверждениям исследователя Г.В. Рудакова на сайте Клуба «Трёх инженеров» «в Советском Союзе в общей сложности было выпущено более 100 тыс. единиц промышленной робототехники. Они заменили более одного миллиона рабочих. Самое поразительное, что эти 100 тысяч роботов исчезли с 1992 по 1994 годы полностью». Сегодня, по расчётам все той же международной федерации робототехники, в России 40 тыс. промышленных роботов.
Что здесь делалось умышленно, что в погоне за сиюминутной выгодой разобраться уже трудно. Да и надо ли? Сейчас важнее другое - создать реальную программу роботизации на ключевых направлениях, обеспечивающих технологический прорыв страны. К числу таковых следует отнести роботизацию производства роботов, с повышенной т.н. «дето рождаемостью». На текущий момент в Москве, Рязани, Санкт-Петербурге, Таганроге, Коврове, Магнитогорске, Томске, Владивостоке активно работают коллективы ученых-робототехников.
При разработке Программы роботизации хотелось бы уберечь от свойственной нам увлечённости безмерностью и безграничностью. Тем более, что соблазн в этом велик, перед глазами Китай, Ю. Корея, США, Европа, Япония, Бразилия … Да и лозунги «догнать и перегнать», как при хрущёвской оттепели, всё слышнее и настойчивее.
Конечно, надо роботизировать и автоматизировать. Кто бы спорил. Без этого нам не преодолеть технологическое отставание, не поднять качество продукции и безопасность жизни. Роботизация, лишь этап в нескончаемом революционном промышленном обновлении, который идёт на планете Земля. Скорость смены таких этапов будет только возрастать. И отстав на одном этапе наверстать упущенное в последующем практически будет невозможно. Но, кроме этого необходимо осознанное понимание того, какое влияние эта революция будет оказывать на наше развитие не через 20-30 лет, не только при жизни нынешних поколений, а на более отдалённую перспективу. Скажем, к концу XXI – началу XXII века. А значит никак не обойтись без новой философии и идеологии развития.
На самом деле, ничего в них нового нет, они стары, как Мир. Главная забота и основные инвестиции должны быть направлены в человека и среду его обитания. Сохранить человека и окружающую его природу, как единственные источники разумной жизни на земле - самая важная и самая ответственная задача, можно сказать «вековая» наша мечта. Пока же мы только черпаем из них, словно из бездонных кладовых. Особенно опасно это по отношению к невозобновляемым источникам, запасы которых катастрофически сокращаются
Искусственный интеллект нужен, но не в большей мере, чем естественный, человеческий. И если мы в новой парадигме развития отдаём приоритет искусственному, значит что –то не так, значит над естественным и Богом данным, т.е. над человечеством, нависла очень серьёзная угроза. Вот почему, размышляя над Программой роботизации, мы должны задаться главным вопросом: робот вместо человека или в помощь человеку? Закрадывается подозрение, что вместо человека. Почему вместо? Ну, причины могут быть разные: природные катаклизмы, глобальные военные катастрофы, внутринациональные потрясения. В совокупности они вполне могут уполовинить человечество. И тогда в помощь человеку, сохранившемуся в цивилизации с негативными демографическими тенденциями должен прийти робот Но, что - то мне подсказывает, что не этими вполне естественными опасениями руководствуются стратеги роботизации. Скорее всего, сильные мира сего, воспользовавшись плодами глобализации, пришли к пониманию, что расходы на поддержание шестимиллиардного «человейника» обходятся дорого, непомерно дорого, примерно 30 из 80 триллионов долларов США общемирового ВВП. Как оказалось, и глобализировать разноплеменной народ не просто: у каждой нации проявились свои идентификационные особенности, свои национальные, конфессиональные, социальные, идеологические стереотипы и претензии. Опять же ресурсы нашей планеты не безграничны и могут закончиться раньше того, как будут созданы возможности безопасного перелёта на другие планеты. С роботом куда проще, его ни в чём не надо убеждать и ни о чём не спрашивать, да и кормить человеческой пищей не надо
То сумасшествие, которое приходится наблюдать в Китае, Японии, Ю. Корее с роботизацией, вызывает настороженность. Так и хочется спросить их: у вас, что острый дефицит трудовых ресурсов, избыток неосвоенных территорий? Ну, я бы понял, например, озабоченности роботизацией Канады, Казахстана, Монголии, России, где миллионы, сотни тысяч квадратных километров неосвоенных территорий, плотность населения составляет от 2 до 8 человек на квадратном километре: люди докричаться друг до друга не могут. Зачем это живущим в стеснённых условиях, например, Японии, где треть населения живёт либо на высоте свыше 100 метров, либо на глубине 100 метров?
У меня вполне оправданный интерес: почему лидерами и пионерами в роботизации являются страны с очень высокой плотностью населения и производительностью труда. Ю. Корея 494 человека на квадратном километре, Япония – 336, Великобритания -255, Германия – 230, Китай -140. Не затем ли, чтобы освободившийся рабочий люд устремился на свободные территории в соседней стране, которой по историческим и географическим обстоятельствам для большинства из них является Россия?
Робот, он хоть и не живой человек, а всего навсего производственная единица, но тоже требует прокорма – электронно-энергетического. Подсчитано, что в среднем создание одного робота обходится в 100 тысяч долларов. Энергопотребление робота, почти сопоставимо со среднестатистическими расходами на человека. Не случится ли так, что лет через 50 придётся по «прожорливым» роботам принимать какой - то ограничительный международный документ, вроде Киотского протокола?
К примеру, в Китае, в производственном центре Дунгуань, началась модернизация завода Shenzhen Evenwin Precision Technology Co,, который будет укомплектован практически одними роботами для производства деталей мобильных телефонов.
"Использование промышленных роботов позволит компании сократить количество рабочих, по крайней мере, на 90%," утверждает Чен Ксингхи, председатель правления компании.
"Когда все 1000 планируемых роботов будут задействованы, нам понадобится не более 200 программных специалистов и членов управленческого персонала».
Власти провинции Гуандун рассчитывают на автоматизацию производственного процесса. Провинция планирует инвестировать сумму, равную примерно $ 154 млрд в роботизацию промышленного производства. Гуанчжоу, столица провинции Гуандун, поставила перед собой цель автоматизировать 80 % предприятий к 2020 году.
Экономический эффект очевиден. Роботизация, несомненно, даст небывалый толчок росту производительности труда, снижению себестоимости продукции. Прибыль будет прирастать небывалыми темпами. Инвесторы сказочно обогатятся.
Скорее всего, роботы - своеобразный «золотой запас», который можно на хороших условиях разменять на энергоресурсы, продукты питания, нужда в которых в этих странах будет только нарастать. Наконец, уровень роботизации будет определять и местоположение страны в мировой табели о рангах, со всеми вытекающими из этого преференциями.
Но, меня всё больше занимает вопрос: А что будет с высвободившимися рабочими? Судя по протестным акциям, которые идут по всему миру по причине сокращения рабочих мест, волнует это не только меня. Что – то напоминает 1811 год, когда в Англии началась «война с машинами». Конечно, в выборе робота вместо человека определяющий мотив - падение доверия к человеку, к его способности трудиться много, качественно и надёжно. Робот лучше проектирует, лучше обрабатывает, лучше лечит. Это особенно актуально для нашей страны. Но, даже, не это определяющее. Определяющим является управляемость. Робот не только работает лучше, но его не надо ни в чём убеждать - он лишён чувств и эмоций. Если, что - то не так - выключил или перепрограммировал. И точка, никаких судов и разбирательств. Правда, робот хорош при одном условии, если человек создал высококачественную программу. Замечена закономерность - конструктор в роботе создаёт «себеподобие», разумеется, со свойственными данному человеку достоинствами и недостатками (которые он сам не признаёт за таковые). Из этого утверждения вытекает требование: создание роботов можно доверить только очень умным, очень ответственным, очень совестливым, очень законопослушным людям. В противном случае дело можно довести до бунта Роботов, безмолвного, но и беспощадного
Утверждения, распространяемые особенно активно в последнее время в Европе, что человек свободный от повседневной трудовой повинности будет больше заниматься собой, самосовершенствуется и направит свой потенциал на общественное благо, в лучшем виде маниловщина, а в худшем - преступное недомыслие. Прежде чем повсеместно заменить работника роботом, надо воспитать в человеке здоровые потребности, навыки распоряжаться собой 24 часа в сутки, а не 12, как прежде, терпение и терпимость к другой человеческой глупости и слабости. Иначе мы лет через 200 будем иметь человека - урода: с огромным животом и карликовыми конечностями, одинокого и злобного.
Чтобы «хомосапиенсу» перейти из состояния «человек – человеку – волк», которое мы формировали у него жесточайшими законами конкуренции, в состояние «человек человеку - друг», должно пройти очень и очень много времени. Нынешняя человеческая цивилизация за 2 тысячи лет с этим так и не справилась.. При этом надо не забывать о том, что у нас есть креативный класс, который ни на какие уравниловки не согласится. Или каждого замещённого, будут прикреплять к роботу - заместителю и платить ему за соответствующий уровень полезности и востребованности труда: роботу стоматологу, роботу - юристу в три таза больше, чем роботу- сантехнику…?
Н-да…, новый «призрак коммунизма» бродит по Европе. Правда, по странному стечению обстоятельств, он побродит – побродит по Европе, а на ПМЖ приходит жить к нам, в Россию. Нет, я совсем не против коммунизма, я против той бурды, которая за него выдаётся, типа: от «каждого по способности и каждому по потребности». Или хуже того – «за нас будут работать роботы, а мы будем заниматься счастливым времяпрепровождением». Ничего из этого не получится. Как только мировым финансовым акулам станет понятно, что мы им не нужны и не выгодны, что на нас нельзя сделать бизнес, они нас проглотят не задумываясь. И останутся жить на земле золотой миллиард избранных и несметное количество роботов, прислуживающих им. И так будет до тех пор, пока избранные постепенно не употребят друг друга по всё тем же жестоким законам конкуренции.
А на земле в очередной раз возродится счастливая человеческая жизнь, в которой изначально не будет подлости, обмана, насилия.
И роботов!