Дональд Трамп одержал очередную побуду на предварительных выборах в США. На этот раз он победил в Индиане. Миллиардер набрал 53,3% голосов, в то время как его основной конкурент, техасский сенатор Тэд Круз – 36,7%. Губернатор Огайо Джон Кейсик довольствовался лишь 7,5% голосов. Победа принесла в копилку Трампа 51 делегатский мандат. Его соперники не получили ничего. Трамп не просто получил 20 мандатов на уровне штата. Он еще и выиграл во всех 9 округах по выборах в конгресс (в каждом таком округе разыгрывалось по 3 делегатских места). Полный разгром Круза.
Техасский сенатор вынужден был признать поражение. Он объявил о приостановке своей избирательной кампании. Сутки спустя аналогичное решение принял и губернатор Огайо. Таким образом, Дональд Трамп остался единственным участником праймериз. Отныне его выдвижение неизбежно.
Председатель Национального комитета Республиканской партии Райнс Прибус в своем «Твиттере» провозгласил Трампа предполагаемым кандидатом от Республиканской партии на выборах и призвал сплотиться вокруг миллиардера под хэштегом #NeverClinton (Кто угодно, только не Клинтон).
Статус предполагаемого кандидата имеет большую значимость в американской политике. Например, победитель президентских выборов в ноябре 2016 года будет рассматриваться как предполагаемый победитель до того момента, как 3 января 2017 года вице-президент США официально подсчитает голоса коллегии выборщиков и провозгласит имя нового президента.
Иначе говоря, избирательная кампания внутри Республиканской партии закончена. Предполагаемый победитель известен – это Дональд Трамп. Для контроля над большинством на партийном съезде (где и будет принято решение об официальном выдвижении кандидата) необходимо 1237 делегатов. Трамп контролирует 1053.
Трамп лидирует по опросам во всех крупных штатах, где голосование ещё предстоит. При этом для обеспечения большинства ему нужно всего лишь 184 мандата. А в одной только Калифорнии, где голосование будет 7 июня и действует система «победитель получает всё», этих мандатов 172. Иначе говоря, должно произойти чудо, чтобы Трамп не получил большинства на съезде.
А что же пресловутый истеблишмент Республиканской партии? Он же, по слухам, намерен был дать последний и решительный бой неугомонному миллиардеру именно на съезде. Планировались жульнические трюки со снятием Трампа. Или же объединением против него всех делегатов в том случае, если миллиардер не получит большинства мандатов.
Думаю, все эти идеи остаются в прошлом. Для республиканской верхушки единственный способ остановить Трампа – это выдвинуть его на выборы. Почему так? Если с помощью трюков отстранить миллиардера от голосования, он создаст какое-нибудь спойлерское «Движение Трампа», которое расколет республиканский электорат и лишит «партию слона» власти на десятилетие. Ибо будет очень трудно объяснить избирателям, почему лидирующий на праймериз кандидат, за которого проголосовало столько людей, вдруг неожиданно снят с дистанции.
А вот если Трамп будет выдвинут на президентские выборы и потерпит поражение, тогда можно будет говорить «у тебя был шанс, чувак». Раскола не последует, ибо харизма Трампа сродни харизме Наполеона – это «непобедимый полководец». Пока ему сопутствует удача, он может делать всё, что захочет. Одно-единственное поражение – и авторитета как ни бывало. Действительно, «Наполеон» не должен проигрывать. Иначе он не гениальный император, а самый обычный «генерал Бонапарт».
Итак, выдвижение Трампа – это последний шанс торпедировать Трампа для республиканского истеблишмента. Причем торпедировать Трампа так, чтобы не потерять партию и избирателей.
Ну а самому Трампу нужна только победа. Может ли он добиться её? Конечно, есть пример выборов 1964 года, когда президент Линдон Джонсон в «одни ворота» обыграл крайне правого республиканца Барри Голдуотера. Трампоскептики любят вспоминать этот разгром, пророча Трампу поражение именно по этому сценарию.
Есть пример выборов во Франции 2002 года, когда Жак Ширак с легкостью победил прошедшего во второй тур Жан-Мари Ле Пена, набрав небывалые для французских выборов 82% голосов. Причиной была левацкая истерика и демонизация Ле Пена. Дескать, не допустим в Елисейский дворец нового Гитлера. Но Ле Пен, по правде говоря, давал поводы для демонизации. Например, время от времени он публично сомневается в Холокосте, чем вызывает ярость даже в своём собственном «Национальном фронте». Его собственная дочь была вынуждена исключить Ле Пена из созданной им партии.
Однако к Трампу история с Ле Пеном не имеет отношения. Дочь Трампа, например, замужем за евреем и даже приняла ради этого иудаизм. Когда Трампа спросили, что он думает о том, что его внуки – евреи, он ответил: «Я этого не планировал, но я этим горжусь». Гитлер с еврейскими внуками представим слабо.
Ведь были и выборы 1980 года, на которых Рональд Рейган переиграл президента Джимми Картера. Рейгана пытались демонизировать так же, как раньше Голдуотера, а сейчас Трампа. Дескать, крайне правый, «Гитлер», начнёт войну. Но Рейган, будучи профессиональным актёром, продемонстрировал неуязвимость. Он с обаятельной улыбкой рассказывал американским избирателям забавные антисоветские анекдотики. Никто не верил, что этот импозантный джентльмен – новый «Гитлер», норовящий устроить ядерный апокалипсис. В итоге Рейган разгромил Картера. За неуязвимость 40-го президента США даже прозвали «тефлоновым». Дескать, к нему ничего не липнет, всё «как с гуся вода».
У Трампа хорошо получается быть отвязным хулиганом американской политики. Противники утверждают, что он bully. Это английское слово у нас неточно переводят как «хулиган» или «задира». В действительности bully - это школьный бугай («бычара»), стрясающий мелочь с малолеток или подвешивающий отличников за трусы (совершенно неизвестный у нас, но являющийся притчей во языцах в США вид развлечения). Для американцев это знакомый и крайне неприятный образ.
Чтобы победить, Трампу необходимо заимствовать рейгановское обаяние. Похоже, миллиардер это хорошо понимает. Сохраняя жесткую риторику против конкурентов, «лживого» Теда Круза и «плутовки» Хиллари Клинтон, Трамп произносит разумные речи о внешней политике и всё чаще демонстрирует обществу свою большую семью. Поверит ли избиратель в то, что этот обаятельный рыжий дедушка будет новым Гитлером? Это и есть главный вопрос выборов.
Если сценарий шельмования Трампа реализуется, он проиграет. Если миллиардер заимствует у Рейгана его «тефлон» - он может оказаться в Белом доме. Ведь претензии к Трампу носят эмоциональный характер («хулиган», «грубиян», «задира» и т.п.)
А вот Хиллари Клинтон действительно была плохим госсекретарем, хранившим госсекреты на личном незашифрованном сервере. Именно в её бытность во главе дипломатического ведомства погиб американский посол в Ливии. Именно она в ответе за дестабилизацию Ближнего Востока и поток беженцев в Европу. Иначе говоря, к бывшей первой леди США есть вопросы не эмоционального, а сугубо рационального свойства. К тому же на статус её неформального советника претендует страшная как «Холодная война» Мадлен Олбрайт. Бывшая госсекретарь в администрации Билла Клинтона делает в адрес России такие заявления, на фоне которых Маккейн кажется добрым дедушкой.
Поэтому шанс у Трампа есть и шанс неплохой. Он может предъявить Хиллари рациональные претензии за её 25-летнее пребывание в американской политике. Не будем забывать, что Хиллари работала еще в первой администрации своего мужа Билла, отвечала за реформу медицинского страхования. И была вынуждена уйти. О работе в должности госсекретаря мы уже сказали. На нее ложится тень крайне неудачного с точки имиджевой точки зрения президентства её супруга.
Эти проблемы хорошо видны даже в ходе предварительных выборов. Ведь на демократических праймериз победу в Индиане одержал Берни Сандерс. Он получил 52% голосов и 43 мандата. У Хиллари – 47% и 37 делегатов. Многократно списанный со счетов Сандерс вновь восстал из пепла.
Говоря по-честному, демократам не хочется голосовать за Хиллари. Их истеблишмент тащит их «за уши» на избирательные участки, заставляя голосовать за неприятного, проблемного, но зато знатного кандидата. В копилке Хиллари на данный момент 1705 делегатов, у Сандерса – 1403. Правда, за Хиллари собирается голосовать партийное начальство – 513 «суперделегатов». Это сенаторы, губернаторы, руководители местных отделений Демократической партии. Они получают делегатские мандаты по должности. У Сандерса лишь 41 «суперделегат» (подсчет CNN).
Для победы Хиллари нужно 2382 делегата. С учетом «суперделегатов», у нее 2218 мандатов и победа почти в кармане. А вот без учета… Придётся помучится, не хватает 500 голосов.
Иначе говоря, если Трамп уже обеспечил себе выдвижение (если не случится «чудес»), то Хиллари продолжает борьбу внутри партии. При этом победа Трампа льет воду на мельницу Сандерса – ведь у последнего нет имиджевых проблем Хиллари.
Большинство наблюдателей по-прежнему полагает, что Хиллари станет кандидатом от демократов. В число таковых, кстати, входит и президент Барак Обама, на днях пошутивший: «В следующем году кто-то другой будет стоять здесь, на этом самом месте, и можно только гадать, кем она будет».
Иначе говоря, истеблишмент изо всех сил тащит Хиллари Клинтон на позицию кандидата от демократов, а затем президента. Но восстание против нее как внутри Демократической партии, так и американского общества в целом, продолжается.
Всё будет зависеть от того, удастся ли Трампу эффективно заимствовать стратегию Рейгана образца 1980 года. Если да, тогда после 20 января 2017 года на месте Барака Обамы будет стоять другой президент. И можно даже догадаться, кем он будет.