Церковь и святые отцы предписывают нам в пост чаще посещать храмы Божии, что мы и стараемся делать. И службы Великим постом бывают особые, наиболее значимые – в первую и последнюю его недели.
А, вот, в середине великого поста – второе, третье, четвёртое и пятое воскресения служится совершенно чудная «пассия», на которой хоть раз за пост следует быть православному христианину.
В буквальном переводе с греческого и латинского «passio» переводится как «страдание». Именно так, а не «пассия» – «страсть», как это слово чаще понимается в значении современного русского языка – эмоциональное, сердечно зависимое на грани безумного состояние влюблённости. В нашей церкви «пассия» – это со смыслом, скорее как «страшное». И, вот, почему.
В обозначенные дни во всех церквях проходят одноимённые вечерние службы – «пассии», установлена эта традиция в память о крестных страданиях и плотской, «человеческой» смерти Христа.
«Разделиша ризы Моя себе и по одежде Моей меташа жребий» - этот молитвенный возглас многократно слышим мы во время пассии. Он напоминает события почти двухтысячелетней давности о том, как стража, охранявшая трёх распятых на крестах, делила «шмотки», не зная, что на самом деле это святые одежды распятого Бога. И не думая даже, что страдал Он в этот момент невыносимыми страданиями, самыми что ни на есть человеческими. И пусть, таким образом сбылось ветхозаветное пророчество, этот возглас, по сути адресован нам всем, каждому земному человеку в назидание о том, какое чудовищное легкомыслие может овладевать нами, если жить без ощущения непосредственной близости Бога, жертвующего ради нас Высочайшую Жертву – Сына Своего Единородного – часть Своего Всесвятого естества – ради нас, людей, подчас вовсе не достойных такой Жертвы.
Чудное пение, высочайшая гармония гениального церковного произведения возносят нас почти туда, к божественному, но только, если читал последние главы Евангелия – о крестных страданиях и крестной смерти Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И о предшествовавшем этой смерти иудином предательстве…
Во время этой службы, как раз и читают эти фрагменты Евангелия, напоминается нам и возможность абсолютно любому, даже самому великому грешнику, получить спасение, подобно благоразумному разбойнику, среди двоих, распятых со Христом, уверовавшему в Него как в Бога. И каждый из нас, грешных, может вслед за этим разбойником снова и снова помолиться Спасителю: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!" И крест – для памяти об этом и земных поклонов – перед алтарём.
Многие, даже из тех, кто посещают храм еженедельно в пост – не были ни разу на пассии. А в этом году только единожды после прошедшего воскресного дня можно посетить пассию – вечером следующего воскресения, и это стоит сделать – участвовать в этой уникальной, хоть и довольно короткой по времени, церковной службе. Ведь каждый христианин знает, что за страданиями и крестной смертью Христа-Бога неизбежно и Его Восересение, что за постом последует и Праздников Праздник – Светлая Христова Пасха. А предшествующее молитвенное участие в пассии поможет не только запечатлеть в душе масштаб богопредательства и страданий Божьих но и познать праздник Его воскресения во всей христианской полноте.
Михаил Щеглов
11 апреля 2016 г., начало пятой недели великого поста
г. Казань