Икона Святой Троицы, кисти иконописца Кирилла Уланова, впервые выставлена в Москве.
История шедевра полна драматичных поворотов.
Икона, ставшая одним из ранних произведений выдающегося московского мастера-иконописца Оружейной палаты , была создана в 1690 году как часть комплекса храмовых икон для двух церквей древнего ремесленно-посадского города Устюжны Железнопольской, расположенного на территории современной Вологодской области. Она смогла уцелеть в революционных пертурбациях начала XX столетия и в конце 1920-х годов попала в собрание созданного в те годы Устюженского краеведческого музея.
Но пришли новые времена. В мае 1994 года из практически беззащитного музея похитили шесть уникальных местных икон XVI–XVII веков, среди которых оказалась и «Троица Ветхозаветная». Правоохранительные органы приложили минимум усилий к выполнению своих обязанностей и ничего искать не стали.
Контрабандным путем все они были вывезены за границу и распроданы в частные собрания. Найденная российскими экспертами в аукционных каталогах, икона уже числилась собствееностью гражданина Германии Вернера Бунгерта. Немецкий коллекционер отказался добровольно вернуть собственность законному владельцу - музею, но дал согласие на её выкуп.
Деньги нашлись у основателя Музея русской иконы, известного мецената Михаила Юрьевича Абрамова. Икона была выкуплена им в интересах Устюженского краеведческого музея и возвращена в Россию, но не без очередных печальных проблем.
В 2012 году, когда отправившийся в Германию за ней директор музея Русской Иконы Николай Васильевич Задорожный имея на руках все необходимые документы, привёз её в страну, его... задержали на таможне аэропорта Домодедово по подозрению в скупке краденого и контрабанде культурных ценностей!
"Бдительные" сотрудники правоохранительных органов все эти годы имитировали бурную деятельность, занеся информацию об иконе в некие списки краденного.
Последовавшая волна в СМИ инициированная в интересах "героев-таможенников" выставляла ситуацию так, что это не эксперты-искусствоведы из Вологодской области выполнили работу правоохранительных органов, не Михаил Абрамов выкупил икону там, где государство должно было получить свою собственность в судебном порядке, а сотрудники таможни и МВД спасли шедевр от кражи.
Но выставить белое черным не удалось. Действия сотрудников МВД резко осудили министр культуры Александр Авдеев, которого горячо поддержали известные учёные, коллекционеры, сотрудники региональных музеев. Их не поддержала и прокуратура. В результате, спустя два месяца в возбуждении уголовного дела против Николая Васильевича было отказано за отсутствием состава преступления.
В июле 2012 года икона Уланова, наконец была передана Устюженскому краеведческому музею.
«Возвращение иконы Уланова стало для нас настоящим чудом и добрым знаком, – сказал глава Устюженского муниципального района И. Петров,. – Но время всё расставляет на свои места, за эти годы часть памятников древнерусской живописи вернулась на историческую родину. Благодаря финансовой и организационной помощи основателя Музея русской иконы Михаила Юрьевича Абрамова памятник занял своё почётное историческое место в стенах собора Рождества Богородицы, в котором сейчас работает Устюженский краеведческий музей. От лица моих земляков я выражаю слова благодарности и признательности в адрес Михаила Юрьевича Абрамова, сотрудников Музея русской иконы за возвращение святыни на устюженскую землю».
Прошло несколько лет и икона посетила Москву, остановившись, на время, в стенах московского частного Музея русской иконы, основанного и попечительствуемого всё тем же М.Ю.Абрамовым.
Уникальная во многих отношениях выставка - как самим шедевром, так и тем, что в стольный град Москву он был привезён из скромного регионального краеведческого музея, была открыта с участием полномочного представителя Президента России в ЦФО Александра Беглова.
Выставка продлится до 10 марта и вход на неё абсолютно свободен для всех желающих.
С 11 до 19 часов, ежедневно, кроме среды, экспозиция музея, расположенного по адресу Москва, Гончарная ул., д. 3, стр. 1 открыта для посетителей.