Современный понятийный аппарат выделяет два вида протекционизма:
Позитивный – политика государства по защите отечественных производителей на национальном рынке;
Негативный (по словарю Ожегова) – подбор должностных лиц не по деловым качествам, а по знакомству или чьей – либо протекции.
Именно второй вид протекционизма и является самой настоящей угрозой существованию государства и нормальному развитию общества. Начинаясь в кадровой сфере, он автоматически переходит в сферы финансовых, экономических, а затем и политических отношений. Он уничтожает любую конкурентную среду, создаёт условия для преобладания интересов частных над государственными и общественными, порождает когорту политиков никчемных, а нередко и продажных, растлевающих всю кадровую систему.
Знаменитая фраза: «Кадры решают всё», принадлежит И.В. Сталину. Прозвучала она в его речи на выпуске красных командиров 4 мая 1935 года. Фраза оказалась крылатой, потому что отражала собой суть политического момента: страна могла быстро перейти от восстановления народного хозяйства к её индустриальному развитию, в условиях неумолимо приближавшейся войны, только опираясь на грамотные, профессиональные и владеющие техникой кадры, беззаветно преданные интересам своей страны и своего народа. Как известно эта задача была успешно решена.
Несмотря на прошедшие 80 лет со времени выдвижения этого лозунга, его верность, политическая прозорливость и практическая целесообразность для современной России не только не утратились, а только усилились. Да, мы уже давно, больше 25 лет, живём в другой стране. В другой не только по названию, но и по общественно – политическому устройству, по принципам и условиям её экономического и хозяйственного развития. Но это не отменяет актуальности утверждения: кадры решают всё! Скорее, наоборот, в условиях кризиса, превращает его в насущное требование.
Мы видим, как много внимания Президент страны уделяет этому вопросу. Как много им сделано по устранению тех перегибов, которые были допущены в этой сфере управления в злополучные 90-ые. Практически стопроцентное одобрение граждан вызывает деятельность руководителей Администрации Президента, МИДа и Министерства обороны России Иванова С.Б, Лаврова С.В. и С.К. Шойгу. Эти «Три Сергея», словно легендарная русская тройка, управляемая опытным «кучером» Путиным, мчится вперёд, преодолевая выдвигаемые перед Россией преграды. Настоящих подвижников возрождения в России не мало. К их числу, несомненно, можно отнести губернаторов Белгородской области Савченко Е.С., Калужской области Артамонова, Кемеровской области Тулеева А.Г., многих руководителей крупного бизнеса. Генеральные конструкторы, руководители предприятий, специалисты, рабочие оборонного комплекса в невиданно короткие сроки восстановили, качественно обновляют и наращивают производство военной техники и вооружения, укрепляя оборонный щит России. Такие примеры есть и в аграрно- промышленном комплексе, и в строительстве, и в сфере наукоёмких технологий. Благодаря таким людям мы держимся на плаву, не без затруднений, но справляемся с имеющимися трудностями.
Однако, существующие и усугубляющиеся проблемы социально – экономического развития страны однозначно указывают на то, что занимающимся этой сферой специалистам не хватает профессионализма, ответственности. Многие из них не прошли начальной профессиональной адаптации в трудовых коллективах и от того плохо знают реальную жизнь, принципы функционирования финансовых и экономических механизмов, не владеют современными способами прогнозирования процессов и методами предупреждения возникающих проблем. Можно сколь угодно долго говорить о том, что кризисное состояние российской экономики является отражением состояния мировой экономики, но этим не скрыть очевидного факта: не компетентности наших ведущих специалистов, которые не утруждают себя поиском эффективных средств защиты национальных интересов, а порою, просто, не умеют этого делать. За 25-летний период капиталистическую Россию через каждые 9-10 лет потрясает глубочайший социально – экономический кризис, который зарождается, развивается и гасится по одним и тем же лекалам. Монетаристская политика Правительства России продолжает существовать, не потому, что она обеспечивает эффективность национальной экономики, а потому, что ничего более разумного нынешние российские политэкономы предложить не могут. Их опыта и знаний хватает исключительно на то, чтобы заимствовать чужой, нередко, не лучший опыт. Во времена 90-ых законопроекты по сущностным вопросам становления и развития новой страны, направляемые либералами в Госдуму для рассмотрения и принятия, представляли из себя дословный перевод соответствующего закона Германии, Великобритании или США. Участники таких проделок, иначе их назвать нельзя, зададут мне вопрос: «А что в том плохого? Законодательство этих стран самое современное». И это правда. Только, это ИХ законодательство! И регулирует оно отношения в этих странах, а, значит, никак не учитывает проблемы и специфику российского общества, нашей национальной экономики и отечественной политики.
Да и как можно рассчитывать на другой подход, если у большинства современных российских управленцев хоть по вертикали, хоть по горизонтали – этого жизненного опыта вовсе нет. Сомневаетесь? Посмотрите биографии членов Правительства Российской Федерации. Большинство из них начинали свою самостоятельную трудовую деятельность с федеральных министерств и ведомств, куда, как правило, десантируется по протекции послевузовская «золотая молодёжь». Впрочем, нет, и это утверждение не совсем достоверно. Начинают они самостоятельную трудовую деятельность коммерсантами, совмещая учёбу и предпринимательство, как правило, в структурах родителей или родственников, имена которых почему - то в последнее время тщательно вымарываются из биографий современных российских политических «вундеркиндов».
Дабы избежать обвинений в голословности, прибегну к исследованию, опубликованному в агентстве РИА Новости, под названием: «Самые молодые российские чиновники». Оно подготовлено три года назад на основании материалов из открытых источников, которые и будут ниже процитированы.
Самым молодым Министром России в её 25 – летней истории, является Николай Никифоров. Он назначен на должность Министра связи и массовых коммуникаций РФ в 30- летнем возрасте в мае 2012 года. Родился 24 июня 1982 года в Казани. Окончил экономический факультет Казанского Государственного университета в 2004году. С августа 2005 года был советником премьер-министра Татарстана по информационным технологиям, с 2006 по 2010 год работал генеральным директором Центра информационных технологий Татарстана. С 22 апреля 2010 года занимал должность заместителя премьер-министра - министра информатизации и связи Республики Татарстан. Ключевая должность в его биографии - советник Премьер Министра Татарстана Р.Н. Минниханова, ныне являющегося Президентом данной Республики. Это, что называется, «материнская плата», а дальше – всё производное.
Его сверстником являлся, при назначении на должность руководителя Рособрнадзора, 30 летний Иван Муравьёв, который родился всё в том же 1982 году, в Н. Новгороде. В 2004 году окончил Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, в 2006 Московскую международную высшую школу бизнеса «МИРБИС». В 2003 -2006 годах работал в коммерческих организациях. В 2006—2007 годах — советник отдела взаимодействия с палатами Федерального Собрания Департамента по международному сотрудничеству и связям с общественностью Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Затем, здесь же - заместитель директора Департамента по международному сотрудничеству и связям с общественностью. С 2008 по 2009 годы занимал пост начальника Управления делами, проще говоря, завхоза Росообрнадзора. И отсюда новый карьерный взлёт: куратор направления проектной деятельности ведомства, заместитель руководителя, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Действительный государственный советник 3 класса. И всё это за 3 (!) года. Через год он сложит с себя полномочия за грубые нарушения при проведении ЕГЭ. Неужели не было понятно, что всё этим и закончится?! Как может осуществлять федеральный надзор человек абсолютно не знающий и не понимающий предмета деятельности ни в образовании, ни, тем более, в науке?
Примерно такая же судьба и у Михаила Курбатова – который проработал заместителем Министра энергетики с июня 2012 по сентябрь 2013 года. Курбатов (Шупяцкий) Михаил Юрьевич родился в 1981 году в С.- Петербурге. В 2003 году окончил С.- Петербургский государственный университет экономики и финансов. С 2004 по 2010 год работал в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ), прошёл путь от ведущего специалиста до директора Департамента, обращаю внимание (!), государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности. Ключевая должность, требующая огромного опыта и фундаментальных знаний. В 2009 году вошёл в первую сотню кадрового резерва Президента РФ Медведева Д.А.. С 2010 года – заместитель директора ООО «Холдинг МРСК»
Дмитрий Юрьев - заместитель министра сельского хозяйства РФ. Родился 26 марта 1981 года в городе Новосибирске. В 2003 году окончил Новосибирский государственный аграрный университет, в 2006 году - Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, в 2008 году - Сибирскую академию государственной службы. В 1999-2007 годах работал в различных коммерческих организациях. В 2007-2012 годах - специалист-эксперт департамента анализа эффективности деятельности органов исполнительной власти, консультант, советник департамента, главный советник, заместитель начальника департамента экономической политики Экспертного управления Администрации Президента РФ. С июня 2012 года - заместитель министра сельского хозяйства РФ.
Антон Инюцын - заместитель министра энергетики РФ. Родился в 1980 году в городе Калининграде Московской области (ныне Королев). В 2002 году окончил Высшую школу экономики (ГУ-ВШЭ), в 2012 году - Академию народного хозяйства. Кандидат юридических наук. С 2000 года - внештатный помощник депутата Госдумы. В 2002-2004 работал в центральном аппарате МВД. Участвовал в думских кампаниях "Единой России" в 2003 и 2007 годах, с 2004 года работал в Госдуме (Стартовая позиция). С 2008 года - в аппарате правительства РФ, в 2012 году перешел в администрацию президента. С июля 2012 года - заместитель министра энергетики РФ.
Ринат Гизатулин - заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ. Родился 28 июля 1980 года в городе Уржум Кировской области. В 2002 году окончил Пермский государственный университет. Кандидат исторических наук. С 2004 года, в бытность Трутнева Ю.П. (отправная позиция), работает в Минприроды России: в 2004-2006 годах - руководитель пресс-службы, в 2006-2008 годах - заместитель директора департамента управления делами, государственной службы и кадров, с 2008 по 2011 год - директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности. С апреля 2011 года - заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ.
Савва Шипов - руководитель Федеральной службы по аккредитации с 2011 года. Родился 15 января 1980 года. В 2001 году окончил Московскую государственную юридическую академию. Кандидат юридических наук. В 1999-2002 годах, не имея ещё высшего образования, работал в министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. С 2001 по 2002 год был экспертом рабочей группы комиссии при президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. С 2002 года по 2007 год работал в АНО "Центр правовой поддержки местного самоуправления". С 2006 года по 2008 год - эксперт рабочей группы по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления комиссии при президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления. С августа 2008 года - на руководящих должностях в министерстве регионального развития РФ, с января 2010 года - директор департамента государственного регулирования в экономике министерства экономического развития РФ.
Примеров подобного рода множество, как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях. Многие губернаторы регионов имеют мало в чём отличный от вышеперечисленных путь к власти. Активист или финансовый донор партии на выборах, через созыв Депутат Государственной Думы, ещё через созыв – два баллотируется в губернаторы и побеждает. Пугает то, что год от года их число растёт, естественно за счёт уменьшения среди губернаторов числа людей, прошедший настоящую систему подготовки и кадрового продвижения советского периода. Уже в ближайшие годы более 30 из них по возрасту прекратят эту деятельность. Сегодня, среди губернаторов много тех, кто никогда в жизни ничем и никем не управлял, почти половина в возрасте до 50 лет, 43 имеют стаж работы до 5 лет. А задачи, которые предстоит решать, год от года становятся всё сложнее и ответственнее.
По большому счёту, ничего страшного в молодом возрасте и быстром карьерном росте нет. Это достоинства, а не недостаток. Сталинские наркомы тоже были молоды. И у них были головокружительные карьеры: Николай Алексеевич Вознесенский в 1938 году в возрасте 35 лет, возглавил государственную плановую комиссию (Госплан). В этом же возрасте Алексей Николаевич Косыгин в 1939 году был утверждён наркомом текстильной промышленности, а Алексей Иванович Шахурин в 1940 году возглавил Наркомат авиационной промышленности. Вячеслав Александрович Малышев начиная с 1941 года ( 33 года от роду) возглавлял поочерёдно, в зависимости от важности задач наркоматы тяжелого, среднего машиностроения и танковой промышленности. Его ровесник, легендарный Дмитрий Фёдорович Устинов с начала войны возглавил Наркомат вооружений. Николай Константинович Байбаков, также в 33 летнем возрасте в 1944 году возглавил Наркомат нефтяной промышленности.
Этих людей отличало одно главное качество, - способность и желание отдать свой несомненный талант служению народу и Отечеству. Их выдвигали на посты безукоризненная репутация, сверхчеловеческая работоспособность и выносливость, и время, не прощавшее ошибок. Все они, не смотря на молодость, прошли через горнило работы в производственных коллективах. Тот же Косыгин А.Н., после окончания текстильного института в Ленинграде, работал мастером, начальником смены, директором текстильной фабрики. Байбаков до назначения на должность наркома 10 лет проработал на нефтяных промыслах в Баку. По сегодняшний день они представляют собой эталон организаторов, или, как сегодня принято говорить, ТОП менеджеров производства.
Может быть, упомянутые ранее современные молодые управленцы и талантливы, и организованны. Может быть, дай Бог, придёт время, мы будем гордиться ими, как и сталинскими наркомами. Только всё говорит за то, что при существующем подходе этот результат станет не закономерным, а случайным. Причина здесь одна: кадровая политика, которую мы наблюдаем, строится на одном принципе с названием п р о т е к ц и о н и з м. Этот принцип изначально незаметно вырос из той неизбежности, когда в переходный период и Ельцину, и Путину пришлось комплектовать команды из людей близких и доверенных. Не собираюсь давать оценок - хорошо это или плохо. Так бывает. Иногда без этого невозможно обойтись. Но, когда это становится нормой, правилом и повседневной практикой, то наступает угроза существования всему государственному организму. Протекция, как и коррупция становятся удавкой, наброшенной на шею государства. Руководство страны не может этого не понимать. Но, видимо, протекция, обрядившись в одёжки «своячества», кумовства, междусобойчика, приобрела такие масштабы, так прочно вросла в повседневную жизнь, что одними призывами её не одолеть.
Посмотрите, что происходит в регионах и в муниципалитетах. В большинстве случаев там правит бал «народ пришлый». Даже Москва, которая, казалось бы, является центром протекционизма, превратилась в его объект. В Правительстве Москвы две – третьих его членов не являются коренными москвичами. Но это полбеды. Москва в смысле чиновников, руководителей коммерческих структур, оккупирована, в полном смысле этого слова, выходцами из других регионов России, которым составляют протекцию на работу в Москве сотрудники федеральных органов власти и управления. В свою очередь эти вновь «испечённые» руководители тянут за собой в столицу «своих», из числа родственников, знакомых. Москвичу, имеющему хорошее образование, немалый опыт работы по специальности, вообще трудно устроиться на работу в столице. Их естественные конкурентные преимущества снижаются требованиями социального порядка. Однако это никого не волнует. Безработица в Москве определяется по проживающим в Москве, а не по родившимся в ней.
Или возьмите ситуацию, которая складывается в театральной сфере, в шоу - бизнесе. Новому человеку, без надёжных связей, без поддержки, в том числе финансовой, невозможно пробиться через стройные ряды творческой интеллигенции, которая всё больше приобретает узнаваемое «родственное лицо». Туда теперь «принимают» не по таланту, а, как правило, по династийному принципу. И не только там. Теперь модно, чтобы рядом с папой депутатом, был сын депутат, чтобы на смену главе муниципалитета, уходящему на пенсию по возрасту, приходил его родственник.
Да, что там, художественный мир и властная пирамида! Вы посмотрите, что происходит в сфере, которая отвечает за здоровье нации. О медицине речь. Мне помнятся разговоры, ещё в советское время, что коррупция и мздоимство тотчас исчезнут в торговле и здравоохранении, как только они станут частными. И что мы видим сегодня?! Частные клиники стали недоступными для абсолютного большинства населения по финансовым возможностям. Царящие здесь нравы не то, что не отличаются от советских, но и переняли всё самое худшее, что в них было. И это произошло не само по себе. Здесь, за последние 30 лет, всё строилось по протекционистской системе: по протекции в ВУЗ, по протекции распределение, по протекции нагрузки, а значит и зарплаты. Кто больше брал взяток, тот оказался в числе первых «приватизаторов» медучреждений. Побоку врождённая предрасположенность, знания, талант, ответственность!... А, на выходе что? Абсолютное отсутствие гарантии, что тебя «не залечат». Медицинское сообщество всерьёз обсуждает проблемы о том, чтобы медперсонал защищали правоохранительные органы, ну как судей, например, либо надо переходить на самооборону. Как это нужно делать, нам уже продемонстрировал врач - убийца Илья Залендинов из 2-ой горбольницы Белгорода. Опасность для медицинских работников действительно есть и она будет нарастать, если медицинское сообщество внутренне не очистится и практически не будет следовать клятве Гиппократа! И если для большинства из работающих здесь нажива, по – прежнему, будет важнее здоровья человека.
Не знаю, следует ли и дальше доказывать пороки, порождаемые протекционизмом? Ясно одно, сохранение ситуации, в надежде, что всё само по себе рассосётся и образумится, несёт большую угрозу стабильности и развитию страны не только сегодня, но и в отдалённой перспективе. Надо отчетливо понимать, что протекционизм представляет из себя процесс формирования нынешней элитой страны элиты завтрашнего дня. Условно говоря, той элиты, которая будет управлять страной через 15-20 лет. Такая перспектива вызывает ужас, ибо действующая элита, не отличающаяся профессионализмом, нравственной устойчивостью, честностью и порядочностью, готовностью бескорыстно служить стране, способна оставить после себя только худшее наследство. Надеюсь, нет необходимости объяснять почему. Но, если у кого - то есть сомнения в правомерности таких выводов, то я их аргументирую. Потомство будет худшим потому, что оно воспитано на неправедности своих предков. Потому, что нынешняя элита сформировалась не на конкурентной основе. Точнее, в тех условиях, в которых конкурентные преимущества определялись толщиною кошелька и степенью агрессивности при его о наполнении реальными купюрами. А дальше цепная реакция по формуле: деньги решают всё.
А надо, чтобы кадры решали всё! Кадры грамотные, совестливые, ответственные, преданные своему делу, стране и обществу. Государство должно повседневно заниматься отбором самых лучших, самых достойных, самых надёжных. Если государство, и власть по его поручению, не делают этого, то, через непродолжительное время оно либо распадётся в хаосе и анархии, либо попадает в руки циничных и жестоких политических авантюристов и проходимцев. Через всё это мы уже не раз проходили в своей истории…
Может быть, достаточно?