Об "энергетиках с большой дороги" и их жизненных перспективах в ближайшие месяцы

Об "энергетиках с большой дороги" и их жизненных перспективах в ближайшие месяцы

 

Интересные дела творятся нынче в России. Как в сфере госуправления, так и на рынке. Говорят, что в минуту опасности Россия не отступает, Россия – сосредотачивается.

 

Сосредоточение организационных функций государства состоит и в том, что наводится порядок в сфере регулирования. Устраняются дублирующие, избыточные инстанции. И это хорошо. Это правильно, так как запутанность и невнятность организационных функций государства неизбежно порождает коррупцию.

 

Одна из наиболее ярких страниц в истории современной российской борьбы с коррупцией – это история того, как российская власть низводила и курощала коррупционеров в энергетике. Страница эта далеко не перевёрнута, история творится на наших глазах.

 

Громкая кампания, которая велась властями последние несколько лет против коррупционных схем в этом сегменте рынка подошла к новому, вполне логичному этапу.

 

Функции специализированного ведомства по регулированию тарифов для энергетиков – Федеральной Службы по Тарифам были переданы в ФАС. Деятельность ФСТ, существовавший до последнего времени в виде этакой независимой ни от кого "автономии" и, по сути дела, решавшей, кто из энергетиков должен зарабатывать, а кто – терпеть убытки, на 2015 год себя полностью исчерпала. Не в последнюю очередь – именно из-за ситуации, когда чиновников этой структуры могли с полными основаниями обвинять в коррупции и сращивании интересов с интересами отдельных предпринимателей. А они, в ответ на эти обвинения и ответить то ничего не могли. А что ответишь, если тебе указывают, что ты создаёшь одному из участников рынка нечестные, неконкурентные условия?

 

Чтобы не ходить далеко за примерами – укажем на печальную ситуацию, связанную с работой компании ТНС-Энерго и некоего Дмитрия Аржанова, который официально считается её владельцем. Как пишут СМИ в некоторых регионах, таких, как Нижний Новгород, тарифы Энергосбытов искусственно завышались при помощи ФСТ. По странному совпадению это происходило именно там, где работала упомянутая ТНС-Энерго, точнее какие-то из её подразделений.

 

Личные знакомства, как указывали журналисты, побеждали волю президента России – если Путин обещал в 2011 году, что тарифы на электроэнергию для населения будут расти не более, чем на 6% в год, то для нижегородцев они поднялись за 3 года на 404%.

 

Выгодополучателем от этого сомнительного рекорда и оказалась компания господина Аржанова, а организовывал "олимпийскую победу" его старый знакомый – руководитель местной ФСТ Максим Егоров.

 

Аналогичная история наблюдалась и в других регионах, где ведет хозяйственную деятельность «ТНС энерго». Хотя, если руководствоваться не указами правительства и президента, рост суммы надбавки за этот период не должен был превысить 20 процентов…

 

Почему же так получилось? Как вообще сложились обстоятельства, что бизнес господина Аржанова оказался столь прекрасен и за какие заслуги ему достался столь ощутимый кусок пирога?

Пытливые исследователи могли бы выяснить, что ТНС-Энерго возникло в процессе реализации реформы РАО ЕЭС России    путём реализации инновационной рыночной идеи - продавать электроэнергию предприятиям Транснефти, фактически выступая в качестве сбытовой монополии для государственной компании-монополиста. Длительное время бизнес этой структуры, в те годы называвшейся Транснефтесервис-С (она же ТНС-С) строился на том, что госкомпании можно назначить достаточно любые цены (лишь бы менеджмент не возражал) и, договорившись с тем же менеджментом, чтобы клиент никуда не уходил, присесть в позе "жизнь удалась". В первый же год деятельности выручка ТНС-С превзошла самые оптимистичные прогнозы, перевалив за 20 млрд руб.

 

Неудивительно – нефтяных денег у государства много и необременительная работа посредника, который перекладывает их из кармана государства в карман производителя, ничего толком не добавляя к самой услуге должна очень хорошо оплачиваться.

Методика выбора частной структуры-посредника среди тысяч желающих такой же халявы тоже вполне очевидна. Но известное свойство халявы состоит в том, что она имеет склонность обрываться внезапно, без предупреждения.

 

Однако в 2008 году в Транснефти сменилось руководство, после чего пришлось забыть и обо всех заключенных на тот момент контрактах. Странная история, если исходить из того, что сервисно-сбытовая компания работала честно и вполне закономерная – если считать, что новая метла начала работу в компании с устранения наиболее вопиющих проблем.

 

Заработанные за несколько лет деньги владельцы ТНС-С направили на скупку региональных энергосбытов и переманивание управленческого персонала. Так в компанию, после покупки нижегородского сбыта попал и сам Дмитрий Аржанов, который позже возглавил ТНС и, выкупив доли у других соучредителей, стал единственным владельцем компании.

 

Внезапное превращение наёмного менеджера во владельца компании может говорить о разном, но, обязательно о многом. Кто-то мог бы предположить фиктивность перехода прав собственности, а кто-то – задаться вопросом о своеобразной эффективности менеджера, который, поработав на компанию, одновременно заработал столько денег, чтобы была возможность её купить и привёл её в такое состояние, чтобы старые владельцы захотели продать. Как бы то ни было – с этим приобретением Аржанов вышел на большую дорогу энергетического бизнеса, сменив социальный статус с наёмника на буржуа. Можно сказать, стал энергетиком с большой дороги.

 

Приобретая компанию, Аржанов понимал, что объединенные в массивных холдинг сбыты, даже находящиеся в плохом состоянии, выглядят привлекательно для банков и получают главный козырь — дешевые кредиты. И он этим козырем сполна воспользовался.

 

Интересны и зарубежные связи героя – в частности, персона Дэвида Херна, помогавшего в своё время реформировать РАО ЕЭС совету директоров этой компании. Именно в 2015ом году такие иностранные советники, которые помогали в своём время создавать креативных посредников для Транснефти, очень актуальны для ведения бизнеса в условиях деофшоризации.

 

Впрочем, эта история скорее малозначима на фоне основной линии сюжета. ФСТ больше нет и сейчас, кажется, исчез основной источник рыночного успеха структуры господина Аржанова. Добрый гений, обеспечивший ему 404% рост выручки за прошедшие три года потерял своё влияние.

 

Готовится ли к стремительно возникающим проблемам владелец компании? Мы с уверенностью можем сказать – да, готовится. «ТНС энерго», оказывается, чуть ли не банкрот. Сумма «дыры» в капитале ТНС-Энерго по состоянию на март 2015 составляла 46 миллиардов рублей! Как же такое стало возможным, да ещё в условиях доступных для ТНС-Энерго дешёвых по меркам России кредитных денег?

 

ТНС-Энерго – очень щедрая компания. Полученные баснословные доходы выводятся из оборота путем выдачи не обеспеченных чем-то убедительным кредитов различным фирмам. Например, Нижегородская сбытовая компания умудрилась «занять» полтора миллиарда рублей некоей структуре под названием «НЭП», полмиллиарда — ООО «НКК», 600 миллионов — «Энергоконтролю». Плюс еще по мелочи. В итоге общая сумма займов составила свыше 3 миллиардов целковых. Есть и другие направления финансовых потоков, которые, безусловно могли бы заинтересовать проверяющие органы. Да и вопрос о том, как соотносятся проценты в банковских кредитах, которые получало ТНС-Энерго и в небанковских, которые оно выдавало мог бы быть изучен, по всей видимости, не без интересных открытий.

 

Последний ход, проделанный Аржановым в плане борьбы за финансовое благополучие "безнадёжного проекта" был просто гениален. На волне патриотизма, ТНС-Энерго объявила о своей деофшоризации и … выходе на Московскую Биржу.

 

В середине июня на Московской бирже прошли первые торги акциями ТНС энерго, по итогам которых капитализация компании достигла около 17 млрд руб. Состоявшееся IPO примечательно прежде всего тем, что ТНС энерго стала первой публичной компанией в нашей стране, которой удалось успешно провести размещение на бирже после реформы РАО ЕЭС.  Владелец бизнеса объявил о том, что готов… уменьшить свою долю, передав часть акций компании во "free-float". То есть, - продать акции биржевым игрокам и сторонним инвесторам, которые понадеются на чудесные возможности холдинга в части сбора денег с населения и не в курсе чудесных деталей о проблемах с бюджетом компании и о том, что основной мотор её развития – тесные связи с некоторыми чиновниками ФСТ был ликвидирован в процессе присоединения этой службы к ФАС.

Ну, в самом то деле – а что ещё сделать с неимеющим рыночной перспективы бизнесом, кроме как впарить его лохам? Здесь и специалист по отношениям с миноритариями (как себя позиционирует господин Херн) очень пригодится.

 

Ну что же. Нам только остаётся посмотреть на то, к какому финалу двинется вся эта история – к посадочному или улётному. Но то, что ТНС-Энерго и его владельцу Дмитрию Аржанову предстоит сейчас пройти через некоторую турбулентность – для нас вполне очевидно.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram