Кризис сопровождается уже откровенным выкручиванием рук со стороны кредиторов. Чем-то происходящее с этим балканским государством сходно с процессами, идущими на современном постсоветском пространстве. Вся разница лишь в том, что роль "социализма" для Греции выполнила православная церковь. Аналогия с СССР в чём-то очевидна, в чём-то нет. Но процессы – сходные.
Много лет назад крупнейшим греческим землевладельцем была именно местая православная церковь, но она передала свою недвижимость и многие иные активы государству в обмен на договор о финансировании. Как говорят, оказанная услуга ценности не имеет. Все годы после этого соглашения греческое государство постоянно сокращало финансирование церкви, и, одновременно, брало кредиты.
Неэффективность госкапитализма в греческом исполнении предпочли сейчас свалить на "паразитов церковников". Несмотря на то, что Греция – далеко не единственная страна Евросоюза, в которой одна из религий имеет статус государственной, в данном случае понадобилось именно что найти виновного. Достаточно агрессивная pr-кампания против Греции шла в Евросоюзе на протяжении нескольких лет. А вот закономерный результат.
Под грохот разоблачений государственной роли православия – передел бывшей православной, а ныне – государственной собственности Греции в пользу приватизаторов-кредиторов. Победа коалиции СИРИЗА произошла не на пустом месте – за левых голосовали и политически нейтральные граждане страны, рассчитывавшие, что левое правительство не станет соглашаться на фактическую конфискацию активов греческого народа.
Но, увы, развитие этой истории было предопределено. После всех трепыханий демонстративного бунта Греция смогла… договориться с лидерами государств еврозоны о порядке приватизации государственной собственности в обмен на реструктуризацию долгов. Отдав свои активы навсегда, Греция сможет через механизм под названием ESM Греция получить от 82 млрд до 86 млрд евро. По обещаниям - до конца 2018 г.
И, будем откровенно, особых гарантий этого финансирования в полном объёме нет.
Ведь главная задача – продажа акций ряда стратегически важных предприятий состоится намного раньше.
Еврогруппа обсуждает со вчерашними бунтарями бридж-кредит – специализированный займ для выплаты долгов ЕЦБ.
Но, чтобы хотя бы начать получать эти деньги, Греции предстоит в считанные дни провести налоговую реформу и ввести жесточайшие меры бюджетной экономии.
Разумеется, ни о каком соблюдении конституционных процедур изменения законодательства речи тут не идёт. Конфискационные реформы будут проводиться в авральном режиме, а пострадают граждане и предприятия Греции.
Ключевое условие предоставления денег –приватизация активов, рассчитанная до 2025 г.
Фонд Hellenic Republic Asset Development Fund(HRADF), занимающийся приватизацией будут контролировать европейские структуры. О этом заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Часть средств, полученных от продажи приватизируемых предприятий, пойдет на рекапитализацию греческих банков, другая – на погашение госдолга.
Уже сейчас объявлены приватизационные конкурсы на государственные пакеты акций портов Пирей и Салоники. По ряду источников, их общая стоимость превышает 100 млн евро. Однако, цены, по которым портовые комплексы выставлены на продажу существенно ниже и вырастет ли цена в результате соревнования покупателя не очевидно. Так же одним из условий кредиторов стала и приватизация национального оператора сети электропередачи.
Ждут ли здесь Россию?
Очевидно, что нет. И российским компаниям это прекрасно понятно. Их интерес к греческим активам остаётся либо точечным – в сфере их старых проектов или демонстрируется скорее из соображений дипломатической и религиозной солидарности.
В конце концов, морально поддержать православных мы всегда готовы, особенно если это ни к чему особенно не обязывает. А вот вступать всерьёз в политическую схватку за активы с кредиторами Греции у российских структур, даже государственных, нет ни ресурсов, ни интересов.
Председатель ВТБ Андрей Костин ещё в начале месяца заявил об этом в комментарии Интерфаксу, указав, что руководимому им банку "могут быть интересны греческие порты, аэропорты, энергетические и железнодорожные компании. Но речь идёт о коммерческих проектах, о какой-либо системной поддержке греческой экономики разговор не ведётся".
Разумное замечание, особенно если вспомнить предысторию разрешения предыдущих кризисных ситуаций в Европе, когда от участия в экономическом и политическом урегулировании кризисов в Исландии и на Кипре Россию вполне демонстративно отодвигали, предоставив, разве что, роль ситуативного финансового донора.
Президент РЖД Владимир Якунин указал, что его компания "готова инвестировать «немалые деньги» в порт Салоники, в единственный в Греции железнодорожный перевозчик TrainOSE и ремонтную компанию Rosco". Если ВТБ способен в этой ситуации только как институциональны инвестор, то интерес РЖД – это интерес инвестора стратегического. Но перспективы интеграции этих компаний в хозяйственные проекты российских железнодорожников не вполне ясны. Не ясны и реальные финансовые ресурсы, которые госмонополия готова была бы на них потратить, так что можно прогнозировать, что РЖД ограничится в этой неясной ситуации "показом флага". Взяв пример с того же «Газпрома» который уже официально отказался от попытки участвовать в приватизации греческой газовой компании DEPA.
Тень Китая
Положение Китая на этом празднике жизни в чём-то лучше, чем у России. Как минимум, ему не мешает политически длящийся конфликт вокруг Украины, а финансовые ресурсы превышают доступные крупным российским госбанкам на порядок.
China Ocean Shipping Company ранее уже приобрела 51% акций порта Пирей и может считаться наиолее вероятным претендентом на оставшийся пакет.
Однако, мы должны понимать, что, на самом деле, перспективы китайского участия в приватизации греческих госкомпаний достаточно смутны. Не для того цветочек цвёл, чтобы его позволили сорвать кому-то постороннему. Китайские успехи на этом направлении будут разве что точечными, а все активы уйдут под контроль Германии и ряд других экономически благополучных государств ЕС.
Придёт ли кризис к нам на порог?
Очевидно, что Россия в нынешней ситуации имеет совершенно иные перспективы участия во всех этих чудесных событиях, чем те, которые бы угрожали ей, не обострись донельзя наш конфликт в связи с переворотом на Украине. Как ни странно, он сыграл вполне благостную роль именно в том смысле, что Россия, в нынешних обстоятельствах будет существенным образом изолирована от повторения приватизационных сценариев 1990ых годов. Даже если допустить, что накопленная за тучные годы подушка безопасности окажется недостаточной, чтобы дождаться урегулирования украинских проблем, если нефть провалится до пяти долларов за баррель… будет лучше привлечь к приватизации госактивов в России те же китайские компании, чем запускать к нам на рынок представителей тех "кредиторов", которые проходят сейчас по Греции как саранча.
В то время как Киев-2014 продемонстрировал нам, что Европа недоговороспособна в политике, то Афины-2015 показывают, что с Евросоюзом опасно интегрироваться в сфере экономики.
Совпадающая структура долговременной атаки – в СССР – претензии к социализму, в Греции – к государственной роли церкви и последующий внезапный рывок к активам в столь разных обстоятельствах как российские 1990ые и греческие 2010ые объединяет только одно. Рейдерство западных компаний в государственном масштабе.