Над этим вопросом размышляют многие, после того как глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер поделился своими мыслями о необходимости создания еворопейской армии.
Идея не новая. Со времени создания Евросоюза в 1992 году она не единожды обсуждалась в кулуарах, но впервые заявлено её официальное обсуждение на саммите ЕС в июне т.г. К этой идее положительно отнеслись министр обороны Германии Урсула Кляйне и Президент Финляндии. Информация ещё не «овладела массами», а со всех сторон уже раздаются аргументы в поддержку предложения Юнкера. Судя по всему главный еврокомиссар времени даром не терял и сразу же после вступления в должность начал проработку своего одного из главных предвыборных обещаний. В частности, уже подсчитано, что создание европейской армии позволит съэкономить более 120 млрд евро. Имеется , скорее всего, в виду, по сравнению с расходами членов Евросоюза на содержание НАТО и национальных армий.
Российские СМИ в большинстве своём обошли эту тему молчанием. И зря. Создание новой армии это всегда важно, а создание европейской армии имеет далеко идущие последствия и для геополитики и для стратегии развития вооружённых сил в Мире. Инициаторы проекта заявляют об исключительно мирном характере намерений, Но, не случайно утверждают, что , говорящий о мире всегда готовится к войне.
Вопросов много, давайте попробуем поискать на них ответы
Для чего же создается армия Евросоюза? Руководство Евросоюза заявляет о том, что с целью защиты интересов членов Евросоюза и близлежащих стран. На мой взгляд, вопрос задаётся не корректно. Если мы признаём, что Европейский Союз - это политический Союз ,то, рано или поздно, у политического союза должна появиться своя армия, свои спецслужбы и другие силовые органы. Исключение составляют органы полиции и внутренних дел. Всё таки, под внутренними делами понимаются дела внутри стран, входящих в Евросоюз.
Куда правомернее и важнее вопрос: Какие изменения на европейском пространстве произойдут при реализации данного проекта?
Информации мало и она скупа на откровения, поэтому о многом приходится догадываться и даже домысливать. И всё же …. Из неё вытекает, что армия Евросоюза будет создаваться за счёт расформирования армий стран, являющихся его членами. Сегодня имеется информация о численности действующих вооруженных сил, в 27 европейских странах. Их численность без учёта резерва и вооруженных формирований составляет около двух миллионов человек. Часть из этих стран не входят в НАТО.
Поэтому основной интерес вызывает, как может формироваться европейская армия?
Есть три варианта:
Вариант первый – европейская армия формируется исключительно за счёт стран Евросоюза не входящих в НАТО
Вариант второй-. европейская армия формируется с участием всех стран, входящих в Евросоюз, с расформированием национальных армий, при сохраняющейся структуре НАТО.
Вариант третий – европейская армия формируется за счёт всех европейских стран, не входящих в НАТО.
Из этого вытекает и основной вопрос, Армия Евросоюза создаётся в дополнение НАТО или взамен НАТО? В зависимости от этого будет формироваться и отношение к этой идее.
Для более полного погружения в суть проблемы, немного статистики:
Всего европейских стран – 47. Иногда к ним относят Азербайджан, Армению, Грузию.
Стран, Являющихся членами ЕС – 28.
Стран – членов НАТО – 28.
Входят в ЕС, но не входят в НАТО: Австрия, Швеция, Финляндия, Ирландия, Кипр, Мальта,
Входят в НАТО, но не являются членами Евросоюза : Норвегия. Албания, Турция.
Не входят ни в Евросоюз, ни в НАТО: Андора, Белоруссия, Босния и Герцоговина, Ватикан, Лихтенштейн, Македония, Молдавия, Монако, Сан- Марино, Сербия, Украина, Черногория, Швейцария.
Понятно, что формирование европейской армии в дополнение к НАТО никакой экономии не создаёт. Количество стран , являющихся членами ЕС или кандидатами на вступление не входящих в НАТО не велико, а если быть точным - всего 5. Не думаю, чтобы этот огород затевался во имя того, чтобы создать европейскую армию силами этих 5 стран.
Создавать Европейскую Армию взамен НАТО, хороший вариант. Может быть, самый конструктивный и перспективный. Но в этом случае применимо известное выражение: «хотеть вы можете, но кто ж вам даст …». Отсутствие реакции американцев на предложение Юнкера, только усиливает подозрение, что никто НАТО уходить из Европы не понуждает.
Возможно ли сохранить НАТО и создать армию Евросоюза , за счёт вооружённого и финансового потенциала стран, входящих в него? В принципе, возможно. Но это ослабляет НАТО. Бремя расходов по содержанию такой организации, в этом случае, полностью ложится на США, ослабевают возможности влияния альянса и США на таких «младоевропейцев», как Польша, Румыния, страны Прибалтики. Не верится, что американцы согласятся с тем, что будет создаваться военная структура в Европе, способная рано или поздно составить конкуренцию НАТО на европейском пространстве. Вряд ли одобрят это и англичане.
Тогда остаётся вариант создания европейской армии в интересах т.н. защиты европейских стран, не входящих в НАТО. Это своеобразный «второй фронт» . Таких стран, без учёта России, 19: Австрия, Андорра, Белоруссия, Босния и Герцоговина, Ватикан, Ирландия, Кипр, Лихтенштейн, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Сан – Марино, Сербия, Украина, Финляндия, Швеция, Швейцария, Черногория. Довесить их можно республиками Закавказья (Азербайджаном, Арменией, Грузией).
Другой вопрос все ли из перечисленных стран согласятся добровольно включаться в такой военный союз. Ведь большинство из этих стран дорожат своим нейтралитетом. Идёт ли речь об Австрии, Швеции или Швейцарии. Не говоря уже о маленьких странах, чей суверенитет держится исключительно на не участии ни в каких блоках.
Из этого анализа напрашивается вывод, что любой из рассматриваемых вариантов будет направлен на усиление военной составляющей евроатлантического альянса, стратегическим противником которого объявлена Россия.
Нельзя исключать и того, что все эти действия, преследуют цель послать сигнал всем геополитическим игрокам о том, что объединённая Европа желает быть полноценным политическим партнёром и не позволит за её спиной вершить судьбы европейских народов.
Идея создание европейской армии при определённых обстоятельствах может стать яблоком раздора. Противоречия по этому вопросу могут не укрепить, а ослабить объединённую Европу.
Поживём – увидим. Есть над чем задуматься.