Главной политической сенсацией последнего времени стала победа объединения радикальных левых, известной по греческой аббревиатуре ΣΥΡΙΖΑ (СИРИЗА), на парламентских выборах в Греции. Сформировав коалицию с правоцентристской партией «Независимые греки», также выступающей против режима жесткой экономии, «левые» вознамерились изменить политический уклад Греции. Достаточно пестрое политическое объединение, включающее в себя приверженцев (еврокоммунистической, маоистской, троцкистской, экологической и лево-социалистической идеологии, выдвинуло программу реформ, реализация которых может нарушить не только устоявшиеся позиции Греции в ЕС, но и баланс сил в остальной Европе.
В частности, ими предлагается закрытие всех иностранных военных баз в Греции и выход из НАТО. Помимо этого, весьма шокирующим выглядит их намерение отказаться от военного сотрудничества с Израилем, и поддержать создание палестинского государства в границах 1967 года. Кроме того, в разрез с со сложившейся многолетней геополитической традицией СИРИЗА, намерена вступить в переговоры о долгосрочном сотрудничестве с давним антагонистом Греции - Турцией. Новое греческое правительство намерено отказаться от участия в ряде действующих международных миротворческих миссий. Все греческие солдаты из Афганистана и Балкан будут возвращены домой.
Но все же главный акцент новым греческим кабинетом сделан на изменение экономических отношений Афин с Брюсселем. В экономике СИРИЗА с целью преодоления тяжелейшей экономической ситуации предлагает сократить военные расходы, национализировать банки, поднять налоги для крупных компаний до среднеевропейского уровня, а подоходный налог для всех доходов, превышающих 500 000 евро, установить на уровне 75 %. Кроме того, даны обещания с банковской тайной и выводом капиталов за рубеж, а также об отмене финансовых привилегий судостроительной промышленности.
Правительством также запланирована национализация бывших государственных компаний в сфере услуг, транспорта и ЖКХ, которые стратегически важны для развития страны.
В области социальной политики греческие радикалы намерены сделать посещение медицинских учреждений бесплатным, национализировать все частные больницы и запретить частную врачебную практику. Помимо этого, планируется ввести бесплатные завтраки и обеды для детей в государственных школах.
И, наконец, главная проблема – решение проблемы внешнего долга, который давно уже стал непереносимым бременем для греческой экономики. Государственный долг пришедшие к власти греческие «левые» планируют подвергнуть аудиторской проверке, проведя по нему перерасчет процентов и приостановив платежи, пока экономика не покажет рост, а безработица не уменьшится. ибо очевидно, что выплатить долги в обозримое время нереально, а следование курсом экономии означает фактический демонтаж социальной сферы и дальнейший рост социального недовольства. Все договоры и соглашения с ЕС будут вынесены на референдумы, чтобы граждане сами могли решить судьбу разных аспектов отношений с Евросоюзом.
Неудивительно, что столь радикальные подходы нового греческого правительства уже вызвали жесткую отповедь руководства ЕС. Так, еще 1 февраля с .г. председатель Европарламента Мартин Шульц выразил обеспокоенность по поводу стремления нового правительства Греции во главе с Алексисом Ципрасом к сотрудничеству с Россией. В то же время, по мнению Шульца, «наименьшим общим знаменателем этой коалиции (объединения радикальных левых «СИРИЗА» и партии «Независимые греки») является отказ от “тройки” кредиторов и достижений европейской интеграции», — отметил Шульц в интервью изданию Welt am Sonntag.
По мнению Шульца, сближение Греции с Россией является «прежде всего, внутриполитической мерой», с помощью которой Ципрас желает показать избирателям, что «у власти новые люди». Шульц также выразил недовольство по поводу антинемецкой риторики Ципраса. «Ципрасу дали хороший совет — прекратить нападки на Ангелу Меркель. В конце концов, именно федеральное правительство будет оказывать ему (Ципрасу) поддержку», — подчеркнул Шульц.
Однако общая ситуация в стране не располагает к стратегии «мягких и осторожных шагов» и к какой-то особенной сдержанности. После того, как в стране в 2010 году разразился долговой кризис, Афины были вынуждены обратиться за внешней финансовой помощью. Через два года Греция достигла соглашения с тройкой кредиторов в составе ЕС, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда. По нему Афинам выделялись многомиллиардные кредиты, списывалось около половины долгов частным кредиторам, а взамен был выдвинут ряд требований, таких как меры жесткой экономии, приватизация госактивов на сумму около 50 миллиардов евро к концу 2015 года, реализация структурных реформ. Результаты применения этих мер оказались весьма плачевными. Навязанный Греции извне режим жесточайшей экономии привёл к тому, что официальных безработных 28%, почти половина населения живёт за чертой бедности, из 2,8 млн. домохозяйств 2,3 млн. имеют проблемы с выплатой своих долгов, 3,5 млн. трудящихся должны содержать 4,7 млн. безработных или неспособных работать». К слову, похожие проблемы, хоть и меньшей степени остроты, существуют сегодня и в других южноевропейских странах - Испании, Португалии, Италии. От европейцев (тех немцев) можно даже услышать, что главная проблема – отсутствие необходимой трудовой этики и адекватной мотивации к труду. Иначе в случае той же Греции сложно объяснить такой феномен, как фактически произошедшее банкротство государства на фоне сравнительно благополучного существования (наряду с действительно бедствующими) немалой прослойки граждан, которые за счет различных льгот и помощи со стороны государства приобретали земельные участки, недвижимость, получали хорошее образование, формировали личные сбережения. Создать для греков адекватные стимулы для конструктивной деятельности после нескольких десятилетий «демотивации» и весьма специфического отношения к государству - задача, выглядящая сегодня невероятно сложной.
Так или иначе, лидер победившей на парламентских выборах партии СИРИЗА и новый премьер Греции Алексис Ципрас заявил, что будет добиваться списания сотен миллиардов евро в виде кредитов «тройки» (Евросоюз, ЕЦБ и МВФ), которые были потрачены на стабилизацию греческого суверенного долга и частично на финансирование государственных расходов. Ципрас заявил в победной речи, что «тройке» кредиторов «пришел конец». Развивая его мысль, министр финансов Варуфакис заявил, что «немцы должны знать, что своими деньгами они спасали не Грецию, но прежде всего банки»[1]. Так или иначе, на сегодняшний день очередные переговоры с европейскими партнерами об урегулировании госдолга Греции фактически провалились. В результате новому греческому правительству придется либо отказаться от реализации предвыборных обязательств, либо искать финансовой поддержки за пределами Европы — в России, США или Китае.
Так или иначе, постепенно прояснился общий смысл стратегии, взятой на вооружение новым «левым» правительством Греции. Во-первых, методично угрожая ЕС возможностью выхода за рамки Союза, не просто списать неподъемно лежащие долги, добиться вывода страны из-под режима внешнего финансового управления, и шире – преодолеть навязанный из Брюсселя статус в рамках общеевропейской системы «разделения труда», фактически означавший разрушение реального сектора греческой экономики (при этом полный выход из ЕС в реальности будет слишком болезненным и не планируется). Во-вторых, «купируя» по мере сил антироссийские санкции и лоббируя интересы России, добиться от нее финансовой помощи и привелегированного доступа на российские рынки со своей продукцией (сельскохозяйственной, и, в перспективе – перерабатывающей промышленности, если последнюю все же удастся возродить). Все это напоминает стратегию лавирования между двумя блоками бывшего лидера СФРЮ Иосипа Броз Тито, который получал инвестиции и кредиты на Западе, а югославские товары успешно продавал на рынках стран СЭВ. Если это удастся в перспективе, Греция по факту может стать более суверенной, чем некоторые более развитые и благополучные страны-члены ЕС. Россия же получит в составе ЕС своего лоббиста, готового корректировать общеевропейскую стратегию с учетом ее интересов. За это, по всей видимости, придется заплатить из не слишком больших собственных средств. Главное здесь – платить за конкретные действия, а не за лозунги и обещания, как уже не раз бывало в отношениях с некоторыми другими государствами. Греки, при всей очевидной «непростоте» своего национального характера – одни из немногих, кто действительно любит Россию и благодарен ей за помощь в восстановлении собственной государственности. Однако не следует полностью подменять «добрыми чувствами» аутентичные российские интересы.
Удастся ли новому греческому правительству пройти между Сциллой социального популизма и Харибдой сохраняющихся европейских обязательств – покажет лишь время. В любом случае, для решения столь сложных задач от греческих левых потребуется подлинная политическая виртуозность. До последнего времени европейские «крайне левые» подобной изощренности не демонстрировали.