Госкомпания затягивает экспертизу проделанной подрядчиком работы, посылая на его строительный участок другую компанию
Еженедельник «Совершенно секретно» на днях опубликовал статью о разрастающемся скандале вокруг строительства одного из участков автомагистрали М4 «Дон» - «Гоп-стоп от «Автодора».
Эта статья не по-хорошему сенсационна. В то время, как Президент России чуть ли не каждую неделю собирает совещания с целью ускорения темпов и повышения качества дорожного строительства, требует принятия неотложных мер по удвоению этих темпов, в самой отрасли, по существу, творится правовой беспредел. Заказчик реконструкции стратегической магистрали государственная компания «Автодор» занимается, по-моему мнению, антигосударственной практикой: срывает реконструкцию трассы, судится с подрядчиком - компанией «Волгомост».
А произошло следующее: заказчик строительства дороги (ГК «Автодор») под предлогом задержки подрядчиком сроков сдачи объекта разорвал с ним контракт. Почти завершенную работу не принимает, не посылает туда строительную экспертизу, чтобы установить объем проделанных работ, а вместо этого посылает на данный объект второго подрядчика, переводит ему аванс, а с «Волгомоста» требует возврата денег.
Подрядчик, само собой, подает иски в суд. В суде, по мнению юристов, знакомых с ситуацией, он без труда выигрывает, поскольку на его стороне очевидные всем «аргументы и факты». Зказчик же, скорее всего, будет подавать апелляции и затягивать судебное разбирательство, добиваясь банкротства «Волгомоста», а так и произойдет, если разбирательство затянется.
И если еще недавно «Волгомост» был главным претендентом на выигрыш в тендере на строительство Керченского моста, то сейчас он не смеет претендовать вообще ни на какие госзаказы. И это печально, потому что «Волгомост» был готов построить мост за 140 миллиардов рублей, а предусмотренная государством смета этого строительства раза в полтора выше.
Ситуация, честно говоря, вопиющая. Скандал разрастается, и никакого отклика в государственных структурах. Мне понятно, что отказываются от комментариев в самом «Автодоре» - им сказать нечего, в приемной главы компании господина Кельбаха отсылают в пресс-службу, а руководительница пресс-службы на вопрос о конфликте с «Волгомостом» заявляет, что конфликта у них никакого нет. А когда спросили, читала ли она статью в «Совершенно секретно», сказала, что читала, но не будет комментировать ее без отмашки руководства.
Во ФГУП «Автодор» сотрудница пресс-службы Анастасия Максимова отвечает просто: нас этот конфликт не интересует, мы занимаемся бесплатными дорогами, а ГК»Автодор» - платными.
Между тем в редакцию поступило много звонков в поддержку «Волгомоста» – от представителей строительных компаний (большинство попросили не упоминать название фирм, чтобы не получить неприятностей). Ситуация, в которую попал «Волгомост», по их мнению, не уникальна, хотя и беззаконна. Так нагло и бесцеремонно ведет себя не только «ГК «Автодор», но и многие другие госкорпорации, частные и государственные, для которых, как им кажется, закон не писан.
И если такое творится на строительстве стратегических объектов, то что же происходит на уровне рядовых строек? При таком подходе к делу указания президента Путина удвоить объем дорожного строительства повиснут в воздухе? И что будет тогда с нашим Крымом, и со строительством моста к нему, если тот же «Волгомост», который выставил меньше всех цену на строительство, государственные топ-менеджеры фактически искусственно банкротят.
При этом если взглянуть, что пишет пресса, то, как правило, фигурируют статьи о том, что виновником срыва графика сдачи объектов в положенный срок выступают те или иные подрядчики, и практически нет материалов, в которых критически оценивается деятельность заказчиков строительства – седи них не фигурирует вообще госкомпаний. Это говорит о том, что все боятся выступать против могущественных госкорпораций. Возможно, не ожидали такого демарша и от «Волгомоста» – иска в суд, обращение к приставам не пускать нового подрядчика на участок строительства - и в ГК «Автодор». Поэтому сейчас они не знают, что делать и пытаются замять скандал в СМИ.
Такое творится и в других отраслях. В редакцию, к примеру, обратился гендиректор сервисной нефтегазовой компании и рассказал, что сам три раза попадал в подобную ситуацию при выполнение контрактов, подписанных с мощной госкорпорацией, и только быстрота реакции и юристы-инсайдеры помогли избегнуть банкротства. Юристы самой госкомпании оказались порядочными людьми и предупредили подрядчика, что его собираются разорить.
Один из звонивших откровенно сказал, что в таких случаях лучше всего обратиться за помощью к «профсоюзам», то есть к «браткам». Но разве помогут «братки» в борьбе против могучей государственной корпорации, такой как «Автодор»?
Совершенно очевидно, что тут проблема даже не в несовершенстве нашего законодательства, а в непонятной пассивности компетентных государственных органов. В скандал с реконструкцией трассы М4 «Дон» давно уже пора вмешаться генеральной прокуратуре. Строительство должно быть закончено как можно быстрее, так как эта магистраль сегодня приобретает важнейшее военное значение в связи с обострением ситуации на границах с Украиной.
«Автодор» не выполняет недвусмысленные решения суда, который запретил до основного разбирательства по иску «Волгмоста» привлекать к работе другого подрядчика, переводит новой компании аванс аж в три миллиарда рублей и гонит ее на строительный участок с уже завершенной на 80 процентов, но умышленно не принятой им, работой, ведет дело к банкротству подрядчика. Вообще-то это выглядит, как настоящее мошенничество: если новая фирма приступит к делу, потом «Волгомост» никогда не докажет, что выполнил основной комплекс работ своими силами.
И меня крайне беспокоит то, что «Волгомост», компания с высокой заслуженной репутацией, предложив самую низкую цену, по сути, выбыла из предстоящего тендера на строительство Керченского моста.
Какие-то странные дела творятся в дорожном строительстве. Нарушается закон, срывается стратегическая стройка, не исполняются решения суда, и никто не реагирует на вопиющее нарушение всех правовых норм!
Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики