Местная общественная благотворительная организация «Центр исламской культуры «Иман» г.Казани» является старейшей мусульманской организацией в России. Она была учреждена 29 ноября 1990 года. Долгие годы ее бессменным председателем был известный в России мусульманский богослов Валиулла Махмутович Якупов (1963-2012). Каждый год в день основания организации проводился круглый стол или конференция, которая являлась ежегодным съездом Центра исламской культуры «Иман». После убийства ваххабитами Валиуллы хазрата Якупова 19 июля 2012 года его деятельность на посту председателя организации продолжил многолетний идейный соратник, долгие годы бывший его заместителем по Центру исламской культуры «Иман», кандидат исторических наук Наиль хазрат Гарипов. Та же самая традиция проведения 29 ноября в день создания организации научного мероприятия была продолжена Гариповым. В этом году XXIV съезд Центра исламской культуры «Иман» г.Казани прошел в форме круглого стола на тему «Мемориализация исторической памяти о прошлом у мусульман в Татарстане».
Мероприятие открылось чтением сур Корана и молитвой. Наиль хазрат Гарипов напомнил о том, что возглавляемая им организация уделяла огромную роль сохранению исторического прошлого у мусульман в Татарстане.
Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов рассказал о современном положении с татарскими кладбищами на территории Казани. По его подсчетам, всего в столице Татарстана существовало 12 мусульманских некрополей, многие из которых вообще исчезли с территории города, где не осталось о них даже напоминания. Самым старейшим некрополем в Казани можно считать Кабанское городище (на его месте сегодня располагается территория Татарского НИИ сельского хозяйства; в XVII веке на его месте был основан Воскресенский монастырь). Найденный на его территории надмогильный камень с эпитафией датирован 1297 годом. Другим старейшим некрополем является мавзолей казанских ханов, расположенный в Казанском Кремле возле башни Сююмбике (там идентифицированы захоронения двух ханов: Махмуда (годы правления: 1445-1466) и Мухаммед-Амина (годы правления: 1484-1485, 1487-1496, 1502-1518). Исчезнувшими татарскими кладбищами являются захоронения, которые были на территории Старо-татарской слободы в разных местах: в районе ул.Московской, ул.Сары Садыковой, ул.Татарстан и др. Из сохранившихся мусульманских некрополей, на которых уже не ведутся захоронения, является татарское кладбище в Кировском районе на ул. Брюсова, более известное как кладбище в Бишбалте («Пять топоров»). Наиболее крупным некрополем, которое продолжает функционировать как действующее кладбище, является кладбище в Новотатарской слободе (захоронения ведутся с конца XVIII века, самый древний из сохранившихся надмогильных камней датируется 1803 годом). Мусульманские захоронения имеются и на православных кладбищах, которые в советское время стали из-за государственной политики атеизации стали общегражданскими: на Арском, Архангельском и других кладбищах хоронили татар-мусульман. С 2006 года функционирует мусульманское кладбище при мечети Марджани, расположенное напротив Самосыровского кладбища.
Раис Сулейманов также остановился на двух примерах мемориализации исторического прошлого у мусульман Татарстана, где один был успешно реализован и принят народом, а другой – отказан в признании со стороны определенной части татарского общества. В первом случае речь идет о мемориализации могилы сахаба (сподвижника пророка Мухаммеда) в Болгаре, которая была осуществлена первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым в 2011 году, когда на предполагаемом месте захоронения был возведен надмогильная стела. Несмотря на то, что версия о посещении Болгара сахабами и принятия ислама именно от них (т.е. как бы напрямую от самого пророка Мухаммеда) предками современных казанских татар – волжскими булгарами – является легендой и вызывает скепсис у светских ученых, тем не менее, сам факт мемориализации мусульманского прошлого татар воспринимается положительно населением. А вот другой пример, который не был воспринят, по крайней мере, частью татарского общества, как мемориализация памяти о прошлом – это увековечивание памяти о павших защитниках Казани 1552 года. Ежегодные упреки со стороны татарских националистов о том, что нет памятника погибшим при штурме столицы Казанского ханства в середине XVI века, не прекращаются до сих пор. Причем совершенно непонятно, почему они настаивают именно на скульптурной композиции, что противоречит мусульманским канонам. Построенная в 2005 году в Казанском Кремле мечеть Кул Шариф не воспринимается ими за такой памятник павшим татарским защитникам Казани, хотя в 2007 году тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев дал четко понять, что именно эту мечеть, носящую имя духовного лидера Казанского ханства и погибшего при его завоевании, стоит воспринимать как лучший пример мемориализации памяти о 1552 годе. Казалось бы, вопрос закрыт. Однако татарские националисты непреклонны и настаивают на установке именно скульптуры (есть даже макеты такого памятника). Создается ощущение, что это ими используется как постоянный предлог для очередного обвинения региональных властей в «неуважении к памяти татар».
Научный сотрудник Российского института стратегических исследований Василий Иванов выступил с докладом «Мусульманские кенотафы в Татарстане: практика увековечивания памяти о погибших в автокатастрофах у татар». Мы часто видим, что на обочинах дорог установлены памятники о погибших в автокатастрофах, которые именуются в науке кенотафами (буквально «пустая могила»). Они имеют разную конструкцию и форму в зависимости от религиозной принадлежности погибшего в аварии и возможностей родственников, установивших их. К слову сказать, это никем неизученное в Татарстане само по себе явление. Кенотафы могут устанавливаться не только в память о погибших в автокатастрофах, но и погибших в результате кораблекрушения или авиакатастрофы (в Татарстане есть кенотаф по затонувшим на корабле «Булгария» в 2011 году и падении самолета в Казани в 2013 году).
Старший научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Татарстан Рауфа Уразманова презентовала книгу «Мусульманский культ святых у татар: образы и смыслы» (Казань, 2014), написанную коллективом авторов и посвященную как раз мемориализации сакральных мест в культуре татар. Это исследовательская работа затрагивает и современный постсоветский период, связанный с практикой паломничества в Болгар, Биляр и к родникам и могилам у татар. Этнограф посетовала на то, что сегодня обряды, составляющие традиционную культуру татар, вымываются, причем порой сознательно, под влиянием отучившихся в арабских странах имамов, которые объявляют их немусульманскими.
Кандидат исторических наук Игорь Алексеев выступил с докладом «Татарин Бикбулат Мухаметзянов - герой "Книги Русской Скорби"», посвященной личности одного полицейского Бикбулата Мухаметзянова, который пал жертвой революционного террора начала ХХ века. Точно также как сейчас в XXI веке бушует ваххабитский террор в России и от него гибнут силовики, духовенство и простые люди, точно также в начале ХХ века в результате революционного террора гибли лучшие люди Российской империи. О них была составлена «Книга Русской Скорби» - издаваемый в России в 1908-1914 годах сборник, посвящённый памяти лиц, погибших от терроризма.
На круглом столе присутствовал в качестве гостя председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов, который предложил провести в будущем совместное научное мероприятие под условным названием «Вера и обрядовость у русских и татар», где можно было бы проанализировать современное состояние сохранения и практики обрядов у русского и татарского населения. По словам Щеглова, русские должны быть в православии, а татары – в традиционном исламе. Предложение Щеглова о проведении конференции на эту тему встретило понимание и поддержку со стороны участников.
Завершил круглый стол председатель Центра исламской культуры «Иман» г.Казани, проректор по научной работе Казанского института финансов, экономики и информатики Наиль хазрат Гарипов, выступив с отчетом о проделанной Центром работы за 2014 год. За отчетный период Центр исламской культуры «Иман» г.Казани, несмотря на отсутствие финансирования и попытки рейдерского захвата организации со стороны теперь уже бывшего заместителя муфтия Татарстана (сейчас он занимает должность только начальника отдела дагвата Духовного управления мусульман Республики Татарстан) Нияза Сабирова, продолжил свою деятельность. За это время было проведено четыре круглых стола по различным актуальным вопросам. Первый круглый стол состоялся 25 апреля 2014 года, когда была инициирована попытка захвата организации. Тема круглого стола называлась «Ислам в Татарстане в 2010-е годы: развитие, проблемы и поиск путей преодоления». Целью круглого стола было привлечение внимания широкого круга общественности к проблемам Центра исламской культуры «Иман» и обсуждению политики нового муфтия Татарстана Камиля Самигуллина. На мероприятии были обсуждены вопросы о смене муфтиев в Татарстане, зарубежном влиянии на мусульман Татарстана и сохранении «дела Валиуллы хазрата Якупова». 6 августа 2014 года был проведен круглый стол «Появление «исламского халифата» в Ираке и отношение к нему мусульман Татарстана», на котором был обсуждена деятельность религиозных террористов на Ближнем Востоке, прикрывающемся исламом, и той угрозе, которая исходит от них для России в целом, и Татарстана в частности. Это было первое в России обсуждение проблемы появления «исламского халифата» на Ближнем Востоке и того потенциала угрозы, который он несет России и в частности Татарстану. Были подняты вопросы о концепции халифата в Исламе, о структуре организации ИГИЛ, участие мусульман из Поволжья в боевых действиях на территории стран Ближнего Востока. 21 августа 2014 года был проведен круглый стол на тему «Интеграционные процессы в современном мусульманском обществе». В центре внимания участников были основные идеологические центры современного мусульманского мира, историческая мусульманская традиция в России, международные псевдомусульманские секты и поиск идеологических соратников мусульманского духовенства Татарстана и России. Наконец, нынешний круглый стол на тему «Мемориализация исторической памяти о прошлом у мусульман Татарстана». Наряду с организацией научных мероприятий, Центр исламской культуры «Иман» присоединился к гражданскому движению в поддержку общественностью Казани Новороссии. Члены Центра исламской культуры «Иман» начали активный сбор гуманитарной помощи для беженцев с юго-востока Украины, призвав к этому мусульман Татарстана, и нашли в этом начинании поддержку. Гуманитарный груз был отправлен на Украину в составе гуманитарной помощи других общественных организаций Татарстана. 31 мая 2014 года члены Центра Исламской культуры «Иман» г. Казани при поддержке администрации Кировского и Московского районов Казани провели субботник на территории заброшенного мусульманского кладбища в Бишбалтинской слободе (ул. Брюсова). Этот почин по очистке старейшего мусульманского некрополя организация взяла в 2006 году и ежегодно проводит субботник на этом кладбище. Было возобновлено издание научного журнала «Мусульманский мир» - одного из старейших исламоведческих изданий в России (издается в Казани с 1998 года). Также продолжают работу два информационно-аналитических сайта Центра исламской культуры «Иман» - Muslem.ru (на русском языке) и Musulman.su (на татарском языке).
Отдельно Наиль хазрат Гарипов остановился на работе Центра исламской культуры «Иман» по увековечиванию памяти павших российских солдат-мусульман в Первой мировой войне. Сейчас идет длительная переписка с городскими властями о том, чтобы установить памятник (в форме обелиска) российским мусульманам, которые погибли в Первой мировой войне, воюя за свою страну.
По итогам работы XXIV съезда Центра исламской культуры «Иман» была принята резолюция:
XXIV съезд местной общественной благотворительной организации «Центр исламской культуры «Иман» г.Казани» стал местом всестороннего и разноаспектного рассмотрения опыта мемориализации исторического прошлого мусульман в Татарстане. Выступления и дискуссии на съезде, прошедшем в форме круглого стола на тему «Мемориализация исторической памяти о прошлом у мусульман в Татарстане», подтвердили актуальность и востребованность обращения к проблемам сохранения и увековечивания событий минувших дней. В процессе работы круглого стола наглядно выявились важнейшие аспекты восприятия в современной науке феномена мемориализации исторического прошлого, а также необходимости сохранения, изучения и популяризации обрядов и традиций этносов России, являющейся родным домом для населяющих ее народов, общая цель которых заключается в поиске взаимососуществования друг с другом при сохранении своей этноконфессиональной идентичности. Состоялось обсуждение проблемы увековечивания прошлого в форме памятников, стел, монументов и других памятных знаков в практике мусульман Татарстана, был рассмотрен исторический опыт мемориализации сакральных мест, захоронений, могил у татарского народа и современное состояние этой традиции.
В результате участники мероприятия пришли к следующим выводам и поставили перед собой новые задачи:
1. Невозможно строить настоящее и будущее, если нет достойной памяти о прошлом, которое не допустимо без уважения к героическим подвигам предков в истории. Именно поэтому Центр исламской культуры «Иман» г. Казани продолжит добиваться увековечения памяти российских мусульман - участников Первой мировой войны.
2. На фоне тщательного изучения православного некрополя Казани местными краеведами, издавшими несколько серьезных трудов об этом, до сих пор отсутствует комплексное исследование татарских кладбищ столицы Татарстана. Поэтому необходимо возобновить работу по созданию каталога-указателя по мусульманскому некрополю Казани.
3. Из всех сохранившихся мусульманских кладбищ Казани в самом недопустимом для третьей столицы России состоянии находится кладбище в Бишбалте. Мы будем неблагодарными потомками, если не будем ухаживать за могилами наших предков. Поэтому будет добиваться включения мусульманского кладбище в Бишбалте в программу реконструкции Адмиралтейской слободы г.Казани с целью его сохранения и защиты от уничтожения.
4. Изучение обрядов, их сохранения и популяризации среди молодежи является важным фактором передачи национальных традиций от поколения к поколению. В этой связи считаем необходимым в 2015 году организовать совместную с православной общественностью научно-практическую конференцию по современным обрядам народов Поволжья, что считаем важным в деле укрепления практики соработничества мусульман и христиан.